Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей Смолиной Ю.М., Тиханской А.В., при секретаре Абрамовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-709/22 по административному иску Анисимова Максима Константиновича к призывной комиссии адрес, Военному комиссариату адрес о признании незаконным решения призывной комиссии, по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Измайловского районного суда адрес от 10 ноября 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Анисимов М.К. обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии адрес о призыве на военную службу от 16.06.2022г, признать незаконным действия членов адрес Соколиная гора адрес, выраженные в призыве на военную службу фио, признать незаконными действия сотрудников ОВК адрес по организации отправки к месту прохождения военной службы фио, а именно - выдачу повестки на отправку к месту прохождения службы, мотивируя требования тем, что решением призывной комиссии был призван на военную службу с 16.06.2022г, что нарушает его права, поскольку он обучается на четвертом курсе в ФГБОУ ВО "РЭУ им. фио".
Решением Измайловского районного суда адрес от 10 ноября 2022 года в удовлетворении требований фио отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить данный судебный акт как незаконный, утверждая о нарушении судом норм материального и процессуального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно положениям статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28.03.1998 N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 28.03.1998 N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22 названного Закона).
Вопросы об отсрочке от призыва граждан на военную службу урегулированы статьей 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в том числе в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность (подпункты "а" - "д" пункта 2).
Согласно п.п.1 и 5 ст.28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане: обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата.
Согласно абзацу десятому подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев если: первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта (как обучающемуся по очной форме обучения по программам бакалавриата), гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта (как обучающийся по очной форме обучения по программам магистратуры).
Возможность предоставления повторной отсрочки для получения высшего образования гражданам, которым первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена на основании абзаца третьего подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" в связи с обучением по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, законом не предусмотрена.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны сообщить в письменной или электронной форме через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведения о переезде на новое место пребывания.
Как установилсуд первой инстанции и следует из материалов дела, Анисимов М.К. с 09.03.2022г. состоит на воинском учете в военном комиссариате адрес.
16.06.2022 в отношении истца было проведено медицинское освидетельствование, по результатам которого на основании пункта "г" статьи 68 графы I расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565) и дополнительных требований к состоянию здоровья Анисимов М.К. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями категория "Б", показатель предназначения "3". В соответствии с подпункта "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решением призывной комиссии адрес административный истец призван на военную службу (протокол N 10-22/224 от 16.06.2022 года).
Как следует из материалов личного дела призывника фио, с 01.03.2017 по 04.04.2022 административный истец состоял на воинском учете в военном комиссариате адрес и Таймырского адрес.
В материалах личного дела имеется справка МБОУ "Средняя школа N23" адрес от 23.11.2016 года о том, что административный истец является учеником 10 "А" класса.
Вместе с тем, в целях обеспечения воинского учета в отношении фио проводились розыскные мероприятия. По сообщению специалиста ГУ МВД адрес призывник Анисимов М.К. был снят с регистрационного учета по запросу, в связи с переездом по адресу: адрес.
Военным комиссариатом адрес и Таймырского адрес разыскивался Анисимов М.К. убывший без снятия с воинского учета, направлялись запросы Военному комиссару адрес.
Административный истец не сообщил в военный комиссариат об изменениях, произошедших в его жизни и связанных с изменением места жительства, образования, места работы, не исполнил установленную статьей 10 Федерального закона N 53-ФЗ обязанность сняться с регистрационного учета и встать на регистрационный учет по адресу места жительства или пребывания в адрес, в установленном законом порядке не сообщил в военный комиссариат сведений об изменении места обучения, а именно: не представил сведения о получении высшего образования, не представил справку о поступлении в ВУЗ.
Об этом свидетельствует тот факт, что в Личной карте призывника нет каких-либо отметок о предоставлении отсрочки.
Вместе с тем, в материалах личного дела административного истца имеются письма о розыске, адресованные военному комиссариату адрес. В частности, письмо N172083 от 01.07.2019 года.
Письмо Nl/2086 от 01.07.2019 года о том, что административный ответчик находится в иногороднем розыске как гражданин, подлежащий призыву на военную службу и уклоняющийся от призыва на военную службу.
Письмо от 28.01.2020 года N 1/229 с требованием постановки на воинский учёт по месту жительства.
Следующее письмо от 09.07.2020 года N1/1725 о необходимости вызова для постановки на воинский учёт фио
Письмо в ответ на предыдущее письмо военного комиссариата (объединенного, адрес Москвы) N1/4183 от 07.04.2020 года, направленное на адрес проживания административного истца о том, что ему необходимо явиться в военный комиссариат 17 сентября 2020 года, что, как следует из материалов дела, административным истцом сделано не было.
Как следует из ответа военного комиссариата адрес от 26.02.2021 года Nl/1220, Анисимов М.К. на воинском учёте не состоит и с просьбой поставить его на воинский учёт не обращался.
09.03.2022 года административный истец, через своего отца, фио обратился в военный комиссариат (объединенный, адрес Москвы) с заявлением о постановке на воинский учет в связи с поступлением в РЭУ имени фио. В заявлении не указано, что к нему приложены какие-либо документы.
В материалах личного дела имеется справка ФГБОУ ВО "РЭУ им. фио от 31.05.2022 года N 10.01-09/3386 о том, что административный истец обучается на 4 курсе по очной форме обучения по направлению подготовки или специальности Менеджмент. Окончание обучения 31 августа 2022 года.
Однако, на данной справке не имеется штампа о приёме, свидетельствующего о том, когда именно данная справка поступила в военный комиссариат.
Факт того, что военный комиссариат, на момент призыва 16.06.2022 года был поставлен в известность, путём предоставления надлежащим образом оформленного документа, о том, что административный истец имеет право на отсрочку, не установлен и не подтвержден материалами личного дела призывника.
Вместе с тем, в отношении истца было проведено медицинское освидетельствование, по результатам которого призывная комиссия, изучив все представленные документы, пришла к обоснованному выводу о годности фио к военной службе с незначительными ограничениями. В соответствии с подпункта "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" административный истец призван на военную службу.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу о том, что решение призывной комиссии соответствует закону и вынесено в соответствии с представленными документами; порядок принятия оспариваемого решения соблюден, оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения, нарушения прав, свобод и законных интересов истца не установлено.
Доказательств того, что на момент прохождения мероприятий, связанных с призывом, 16.06.2022 призывная комиссия располагала сведениями о наличии оснований для предоставления Анисимову М.К. отсрочки от призыва на военную службу не представлено.
С учетом установленных фактических обстоятельств, судебная коллегия полагает правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и материалам дела предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Измайловского районного суда адрес от 10 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 января 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.