Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, адресВ., при секретаре Татаринове А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ. административное дело по административному исковому заявлению Куприянова Александра Григорьевича и Соболькова Дмитрия Александровича к Управлению Росреестра по адрес о признании незаконными решений и обязании осуществить государственную регистрацию, по апелляционной жалобе административных истцов Соболькова Д.А., фио на решение Хорошевского районного суда адрес от 22 декабря 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Куприянов А.Г, фио, обратились в суд с административным иском к Управлению Росреестра по адрес о признании незаконными решений и обязании осуществить государственную регистрацию, с учетом уточнения административных исковых требований, мотивируя свои требования тем, что административные истцы обладают правом на объект недвижимости - земельный участок площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером 77:08:0000000:4676 по адресу: адрес. На данном земельном участке расположен жилой дом (кадастровый номер 77:08:0013008:4883), право собственности на который у фио 41/100 доли, у Соболькова Д.А. - 59/100 доли. 07.06.2019г. на государственный кадастровый учет поставлен ранее учтенный земельный участок, однако не были внесены сведения о виде разрешенного использования участка. 03.07.2020г. истцы обратились в ДГИ адрес об изменении разрешенного использования земельного участка, в удовлетворении чего было отказано, так как административные истцы не являются собственниками земельного участка. 22.07.2020 г..административные истцы обратились в Управление Россреестра по адрес с заявлением о регистрации общей долевой собственности в отношении данного земельного участка, в удовлетворении которого 27.01.2021г. было отказано в виду отсутствия вида разрешенного использования земельного участка.
Также административные истцы обратились в Росреестр с заявлением об установлении вида разрешенного использования, рассмотрение которого уведомлением от 29.07.2021г. было приостановлено, так как с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, не собственник. 16.12.2021г. истцы повторно обратились в ДГИ адрес с заявлением об изменении вида разрешенного использования, однако в ответе ДГИ указало на то, что данный вопрос относится к компетенции Росреестра. 30.12.2021г. истцы обратились в Росреестр с заявлениями об изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации права - установлении вида разрешенного использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а также о регистрации права собственности в отношении земельного участка. Уведомлением от 13.01.2022г. N КУВД-001/2021-56574522/2 рассмотрение заявления об установлении ВРИ приостановлено, в связи с тем, что административные истцы не имеют права на объект недвижимости. 13.04.2022г. Управлением Россрестра по адрес вынесен отказ N КУВД-001/2021-56574522 об изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации права - установлении вида разрешенного использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства. 18.01.2022г. уведомлением N MFC-0558/20021-2123161 приостановлена государственная регистрация права собственности на земельный участок в виду отсутствия вида разрешенного использования земельного участка. Административные истцы просят суд признать незаконным решение Управления Росреестра по адрес N КУВД-001/2021-56574522 от 13.04.2022г. об отказе истцам во внесении изменений (установлении вида разрешенного использования) объекта недвижимости - указанного земельного участка, обязать Управление Росреестра по адрес осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка, установив вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства.
Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количество надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, каждое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек"; признать незаконным решение Управление Росреестра по адрес N КУВД-001/2021-56583177 от 18.04.2022г. об отказе истцам в государственной регистрации прав в отношении указанного земельного участка, обязать Управление Росреестра по адрес осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности фио в размере 41/100, Соболькова Д.А. - 59/100 на указанный земельный участок.
Решением Хорошевского районного суда адрес от 19 октября 2022 года постановлено:
В административном иске Куприянова Александра Григорьевича и Соболькова Дмитрия Александровича к Управлению Росреестра по адрес о признании незаконными решений и обязании осуществить государственную регистрацию отказать.
В апелляционной жалобе административные истцы просят отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца фио, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При рассмотрении административного дела судом было установлено, что 30.12.2021г. административные истцы обратились в Управление Россреестра по адрес с заявлениями N MFC-0558/2021-2122399 об осуществлении действий по государственному кадастровому учету, N MFC-0558/2021-2123161 о государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка общей площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером 77:08:0000000:4676 по адресу: адрес, приложив к заявлениям имеющиеся документы: свидетельство о праве на наследство по закону в отношении имущества фио, умершей 15.02.2011г. на сына Соболькова Д.А, а именно 59/100 долей в праве общей долевой собственности на домовладение по указанному адресу с кадастровым номером 77:08:0013008:4883; выписку от 20.05.2010г. N 09 об установлении размеров приусадебного адрес; свидетельство о праве на наследство по закону на имущество фио, умершей 30.10.2000г. на дочь фио в отношении жилого дома по вышеуказанному адресу; земельную шнуровую книгу; архивную выписку о записях в земельной шнуровой книге на имя фио и фио; свидетельство о праве на наследство по завещанию в отношении имущества фио, умершей 30.01.1995г. на фио в отношении ? доли домовладения по указанному адресу; свидетельство о праве на наследство по закону в отношении имущества фио, умершей 28.06.1980г. на фио в отношении жилого дома по указанному адресу; свидетельство о праве на наследство по закону в отношении имущества фио, умершей 28.06.1980г. на фио и фио в отношении жилого дома по указанному адресу; справку ОАО адрес Одинцово - 1".
Управлением Россреестра по адрес в адрес административных истцов было направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-56574522/2 от 13.01.2022г, с указанием на нарушение п.2 ч. 1 ст. 26 Закона, так как с заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости обратилось ненадлежащее лицо. Срок приостановления установлен до 13.04.2022г.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости, за исключением случая, установленного пунктом 4.5 настоящей части; иного лица в установленных настоящим Федеральным законом случаях (п.п.4, 6 ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В силу п. 2 ст. 8, ст.ст. 130, 131 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (п.4 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Управлением Россреестра по адрес установлено, что реестр прав не содержит сведений о зарегистрированных правах в отношении заявленного земельного участка. Документы, позволяющие производить заявленные административными истцами действия вместе с заявлением истцами не представлены. Таким образом, указанные в заявлении лица в качестве правообладателей, не имеют права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости, что подтверждается материалами дела, доказательств обратного административными истцами суду не представлено.
13.04.2022г. Управлением Россрестра по адрес в адрес административных истцов направлено уведомление N КУВД-001/2021-56574522 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, так как с заявление обратилось ненадлежащее лицо.
Также Управлением Россреестра по адрес в адрес административных истцов было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации N MFC-0558/2021-2123161 от 18.01.2022г, с указанием на отсутствие вида разрешенного использования земельного участка, а также на то, что документы, устанавливающие наличие, возникновение прав в отношении объекта земельного участка прежних собственников в отношении которого перешла доля в праве на жилой дом на имя административных истцов в регистрирующий орган не представлены.
Согласно ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), форма которой устанавливается органом нормативно-правового регулирования;
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
При проверке Управлением Росреестра по адрес сведений, содержащихся в ЕГРН, в частности в кадастре недвижимости, установлено, что вид разрешенного использования земельного участка отсутствует, в связи с чем применить положения ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для государственной регистрации права общей долевой собственности не имеется.
Кроме того, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.2 ч.4 ст.18 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Административными истцами документы, устанавливающие наличие, возникновение прав в отношении объекта земельного участка прежних собственников в отношении которого перешла доля в праве на жилой дом на имя административных истцов в регистрирующий орган не представлены.
18.04.2022г. Управлением Россрестра по адрес в адрес административных истцов направлено уведомление N КУВД-001/2021-56583177 об отказе государственной регистрации прав, так как не представлены документы, устанавливающие наличие, возникновение права проведения государственной регистрации права на земельный участок.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд указал, что решения Управления Росреестра по адрес N КУВД-001/2021-56574522 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 13.04.2022г. и N КУВД-001/2021-56583177 об отказе государственной регистрации прав от 18.04.2022г. вынесены в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, уполномоченным на то органом государственной власти, в пределах предоставленных ему полномочий, прав, свобод и законных интересов административных истцов не нарушает, поскольку реестр прав не содержит сведений о зарегистрированных правах в отношении заявленного земельного участка, с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости обратилось ненадлежащее лицо, документы, устанавливающие наличие, возникновение прав в отношении объекта земельного участка прежних собственников, в отношении которого перешла доля в праве на жилой дом на имя административных истцов, не представлены, совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого решения, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может.
В соответствии с п.4, 4.3 ч. 2 ст. 15 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению; собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости; правообладателя здания, сооружения или земельного участка - при государственном кадастровом учете в связи с выбором таким правообладателем вида разрешенного использования указанного объекта недвижимости, если такой правообладатель в соответствии с законом вправе выбрать данный вид разрешенного использования; В соответствии с ч. 1, 2 ст. 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с ч. 1 ст. 69.1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органы местного самоуправления (далее в настоящей статье - уполномоченные органы) проводят на территориях указанных субъектов Российской Федерации и соответствующих муниципальных образований мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (далее в настоящей статье - ранее учтенные объекты недвижимости), и мероприятия по обеспечению внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 годаИ 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что сведения о подлежащих выявлению в соответствии с частью 1 настоящей статьи правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, в том числе документы, подтверждающие права на ранее учтенные объекты недвижимости, могут быть представлены в уполномоченные органы правообладателями таких объектов недвижимости (их уполномоченными представителями) либо иными лицами, права и законные интересы которых могут? быть затронуты в связи с выявлением правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Административные истцы являются правообладателями данного земельного участка, в подтверждение чего в регистрирующий орган были представлены соответствующие документы, что подтверждается описью. Между тем, регистратор не провел правовую оценку документов, не установилнадлежащим образом правообладателя земельного участка. Уведомлением от 18.01.2022 N MFC-0558/20021-2123161 была приостановлена государственная регистрация права собственности на земельный участок по заявлению фио, Соболькова Д.А. ввиду отсутствия вида разрешенного использования земельного участка, было указано, что не представляется возможным применить часть 1 статьи 49 Федерального закона N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусматривающий регистрацию права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного хозяйства, отсутствуют документы, устанавливающие наличие, возникновение прав в отношении объекта земельного участка, прежних собственников в отношении которого перешла доля в праве на жилой дом на имя Соболькова Д.А. Административные истцы были лишены возможности устранить первое указанное обстоятельство для приостановления государственной регистрации права, поскольку ранее все возможные способы, направленные на установление ВРИ в отношении земельного участка, ими были реализованы.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: 1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; ' 2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), форма которой устанавливается органом нормативно-правового регулирования; 4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Частью 2 названной статьи установлено, что государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы: 1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; 2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
Как видно из материалов дела, права бывших владельцев земельного участка подтверждены выпиской из земельной шнуровой книги, архивной копией приказа о выделении земельного участка, свидетельствами о праве на наследство. Вышеназванный земельный участок является ранее учтенным, предоставлен в установленном законом порядке до введения в действие Земельного кодекса РФ, в подтверждение чего была представлена архивная копия выписки N 865 от 27.02.2018 из Земельной шнуровой книги Кунцевской птицефабрики адрес по адрес. Согласно указанной выписке, земельная шнуровая книга велась Кунцевской птицефабрикой адрес, в ней приведены основания на право пользования приусадебным участком по улице: 1-я Лыковская, д. 15, площадью 0, 15 Га - приказ N 86 от 17.05.1979г. В соответствии с Порядком выдачи и регистрации Свидетельств о праве собственности на землю (утв. Роскомземом 20.05.1992) выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным Роскомземом 20 мая 1992 года, основанием для приватизации земельных участков, которые выделялись гражданам ранее 1 января 1991 года, являются выданные в тот период документы. Прежде всего, это государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, а при их отсутствии - земельно-шнуровые и похозяйственные книги, другие документы, имеющиеся в районных комитетах по земельной реформе и землеустройству, органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства или у самих землепользователей.
Ведение земельных шнуровых книг осуществлялось во исполнение Постановлений ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 27.05.1939 "О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания" и Постановления Совета Министров СССР N 730 от 12.07.1962 "Об улучшении государственного учета земель и использования их в сельскохозяйственном производстве". В соответствии с положениями статей 4, 14, 156, 158 Земельного кодекса адрес, введенного в действие Постановлением ВЦИК от 30.10.1922, действовавшего на момент возникших правоотношений, земля предоставлялась советским хозяйствам (совхозам) в постоянное пользование без заранее установленного срока. Согласно статье 11 Земельного кодекса адрес, введенного в действие Законом адрес от 1.07.1970, такое землепользование признавалось бессрочным (постоянным). Статьей 12 ЗК адрес 1970 года, предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода. Отвод земельных участков должен был производиться на основании постановления Совета Министров адрес или Совета адрес, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и адрес. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков должна была указываться цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков устанавливался Советом Министров адрес. В статье 13 ЗК адрес 1970 года было указано, что исполнительные комитеты сельских Советов народных депутатов предоставляют земельные участки из земель, не входящих в состав землепользования колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, в пределах сельских населенных пунктов. Статья 54 ЗК адрес 1970 года предусматривала, что земли, предоставленные совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, и организациям, состоят из земель основного (производственного) назначения и приусадебных земель.
Из земель, предоставленных в пользование совхозу или иному государственному сельскохозяйственному предприятию, организации и учреждению для сельскохозяйственных нужд, в соответствии с утвержденным проектом внутрихозяйственного землеустройства выделяются и ограничиваются в натуре приусадебные земли, предназначенные для предоставления рабочим и служащим приусадебных земельных участков (статья 56 ЗК адрес). ; В соответствии со статьей 64 ЗК адрес 1970 года совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения вправе были предоставлять приусадебные земельные участки или огороды из земель, предназначенных для этих целей, постоянным рабочим и служащим, а также учителям, врачам и другим специалистам, работающим и проживающим в сельской местности. Предоставление приусадебных земельных участков или огородов должно было производиться на основании решения администрации совхоза, предприятия, организации и учреждения. Таким образом, земельная шнуровая книга подтверждает факт предоставления земельного участка в установленном законом порядке.
Кроме того, земельный участок находился в пользовании собственников расположенного на нем жилого дома до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сведения о его расположении и размере были ранее учтены в Едином государственном реестре недвижимости.
Исходя из изложенного, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ полагает, что административным ответчиком не доказаны законность оспариваемого решения, соответствие его содержания нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения; напротив, административным истцом представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов.
Вместе с тем, суд не может подменить своим решением государственный орган кадастрового учета недвижимого имущества и разрешать вопросы о государственной регистрации в обход установленного законом порядка.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции сделал неверный вывод об отказе в удовлетворении административного иска, в связи с чем решение на основании части 2 статьи 310 КАС РФ, подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 13.04.2022 г. и 18.04.2022 г. и возложении обязанности повторно рассмотреть заявления фио, Соболькова Д.А.
Руководствуясь ст. адрес, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хорошевского районного суда адрес от 22 декабря 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 13.04.2022 г. N КУВД-001/2021-56574522 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и от 18.04.2022 г. N КУВД-001/2021-56583177 об отказе государственной регистрации прав.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве повторно рассмотреть заявление Куприянова Александра Григорьевича и Соболькова Дмитрия Александровича о осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений (установлении вида разрешенного использования) объекта недвижимости-земельного участка по адресу: адрес. площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером 77:08:0000000:4676.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве повторно рассмотреть заявление Куприянова Александра Григорьевича и Соболькова Дмитрия Александровича о государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: адрес. площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером 77:08:0000000:4676.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.