Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу представителя административного истца фио на решение Никулинского районного суда адрес от 07 февраля 2023 года по административному делу N 2а-178/2023 по административному исковому заявлению Выборгской таможни к Зубкову Владимиру Семеновичу о взыскании таможенных платежей,
УСТАНОВИЛА:
Выборгская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к Зубкову В.С. и просила взыскать таможенные платежи в сумме сумма, пени за период с 01 октября 2021 года по 22 ноября 2022 года в сумме сумма
Требования мотивированы тем, что 21 июня 2022 года в ходе проверки установлен факт не вывоза транспортного средства марка автомобиля в установленный таможенным органом срок, что является нарушением норм Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Решением Никулинского районного суда адрес от 07 февраля 2023 года в удовлетворении требований отказано.
С решением не согласился представитель административного истца фио, предъявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.
Представитель административного ответчика фио просила оставить решение без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения.
Из материалов дела следует, что 30 марта 2020 года Зубков В.С. через таможенную границу Таможенного союза в зоне деятельности Выборгской таможни через таможенный адрес Торфянка на адрес в соответствии с таможенной декларацией переместил транспортное средство марка автомобиля, регистрационный знак 3978-ZF44, 1991 года выпуска.
Таможенным органом установлен срок временного вывоза транспортного средства - 30 марта 2021 года, который продлен решениями ЕЭК до 30 сентября 2021 года.
Зубковым В.С. до 30 сентября 2021 год вывод транспортного средства не осуществлен.
05 июля 2022 года в адрес фио направлено уведомление о неуплаченных таможенных платежах.
Таможенные платежи не были уплачены, что явилось основанием для обращения таможенного органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
30 сентября 2022 года мировым судье судебного участка N186 адрес выдан судебный приказ о взыскании с фио таможенных платежей.
Судебный приказ отменен 18 октября 2022 года ввиду поступивших возражений фио относительно его исполнения, указывая на утилизацию транспортного средства.
Согласно акту технического состояния ООО "СТЦ ТехСтар" 03 марта 2021 года на СТОА обратился владелец автомобиля марка автомобиля, регистрационный знак 3978-ZF44, пробег 781 356. Причина обращения - не запускается ДВС. При диагностике двигателя выявлено: присутствие жидкости в камерах сгорания, предположительно вода; деформация впускных и выпускных клапанов; разрушение поршней 2-го и 3-го цилиндров. Также при проверке уровня и состояния масла в КПП выявлено наличие эмульсии и металлической стружки. Ориентировочная стоимость ремонта ДВС - сумма, ремонта КПП - сумма
17 марта 2021 года Зубкову В.С. выдано свидетельству об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства автомобиль марка автомобиля, регистрационный знак 3978-ZF44, который принят на утилизацию ООО "Капитал Метт".
Актом приема-передачи от 17 марта 2021 года N18/03 подтверждается передача Зубковым В.С. утилизатору- ООО фио Сервис" транспортного средства.
Согласно отчету ИП фио от 20 января 2023 года N230120-2х, рыночная стоимость автомобиля марка автомобиля на 03 марта 2021 года составляет сумма
Пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС предусмотрено, что товары, ввозимые на таможенную адрес, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
В соответствии с пунктом 5 статьи 264 ТК ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной адрес, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной адрес, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с названной статьей, либо в отношении указанных транспортных средств для личного пользования наступили обстоятельства, предусмотренные подпунктом 8 пункта 7 статьи 14 ТК ЕАЭС.
Согласно подпункту 8 пункта 7 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, указанные в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, а также указанные в пункте 4 настоящей статьи товары, не признанные товарами Союза в соответствии со статьями 210 и 218 настоящего Кодекса, находятся под таможенным контролем до наступления такого обстоятельства как признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты этих товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.
Подпунктом 7 п. 2 ст. 268 ТК ЕАЭС предусмотрена возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввезенных на таможенную адрес товаров для личного пользования, если до наступления срока уплаты названных платежей имели место такие факты, как уничтожение и (или) безвозвратная утрата транспортного средства вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), утвержденного Постановлением Правления ТПП Российской Федерации от 23 декабря 2015 года N173-14, обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) - чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).
В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" следует, что при разрешении споров, связанных с уплатой таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных на таможенную адрес транспортных средств для личного пользования в связи с невывозом с таможенной адрес в день истечения срока, в период которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной адрес в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 ТК ЕАЭС, судам следует учитывать положения подпункта 7 пункта 2 статьи 268 ТК ЕАЭС, предусматривающие возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, если до наступления срока уплаты названных платежей имели место такие факты, как уничтожение и (или) безвозвратная утрата транспортного средства вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Оценивая обоснованность отказа таможенного органа в признании таких фактов, судам необходимо исходить из того, что о прекращении существования транспортного средства (его конструктивной гибели) могут свидетельствовать невозможность проведения восстановительного ремонта поврежденного имущества, либо превышение стоимости ремонта по отношению к стоимости данного транспортного средства на момент аварии, либо равенство этих стоимостей.
Возложение обязанности по уплате таможенной пошлины за отсутствующее транспортное средство, выбывшее из владения декларанта помимо его воли, ставит его в неравное положение с другими участниками таможенных правоотношений, освобожденными от уплаты таможенной пошлины в связи с временным ввозом транспортного средства, фактически является возложением финансовых обременений на декларанта при необеспечении государством защиты от посягательства на имущество добросовестного участника отношений, регулируемых таможенным законодательством, и тем самым - увеличением имущественного вреда, причиненного потерпевшему от преступления. При этом судам необходимо выяснять условия выбытия транспортного средства из владения субъекта таможенных правоотношений, проверять, действительно ли нарушение требования о вывозе в установленный срок транспортного средства вызвано объективными обстоятельствами, находящимися вне его контроля, проявил ли он должную степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях сохранности имущества, обращался ли в компетентные органы по факту хищения (угона) транспортного средства, а также учитывать сведения, характеризующие потерпевшего, в том числе наличие ранее фактов угона (хищений) ввозимых им транспортных средств.
Содержание и применение таможенной процедуры уничтожения, условия помещения товаров под таможенную процедуру и их использовании в соответствии с такой процедурой, особенности применения таможенной процедуры регулируются главой 34 ТК ЕАЭС, а также главой 31 Федерального закона Российской Федерации от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми до подачи декларации на помещение иностранных товаров под таможенную процедуру уничтожения, декларант подает в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары, в произвольной письменной форме уведомление о намерении помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения, т.е. обращается в таможенный орган за соответствующим разрешением утилизации автомобиля с предоставлением необходимых документов. В свою очередь должностные лица таможенных органов осуществляют таможенный контроль за совершение операций по уничтожению иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения, с применением форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Основанием для признания ввезенного истцом автомобиля не находящимся под таможенным контролем и освобождения истца от уплаты таможенных платежей является гибель транспортного средства вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факт безвозвратной утраты его в результате естественной убыли, а также случаи неправомерного завладения (угон, хищение) транспортным средством третьим лицом (для освобождения уплаты таможенных платежей).
Предоставление таможенному органу сведений или документов об утилизации транспортного средства без соблюдения процедуры, установленной таможенной законодательством, не является основанием для признания товара не находящимся под таможенным контролем и не влечет освобождения от обязанности по уплаты таможенных платежей.
Материалами дела подтверждается, что автомобиль марки марка автомобиля, регистрационный знак 3978-ZF44 утилизирован Зубковым В.С, что следует из акта от 17.03.2021 года.
Однако сведений о том, что административный ответчик обращался в таможенный орган с заявлением об утрате транспортного средства (утилизации), как и сведений о том, что таможенным органом было принято решение о признании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты спорного автомобиля вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты до завершения действия таможенной процедуры временного вывоза не имеется.
Согласно п. 5 ст. 71 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 6 ст. 71 данного Закона меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, судебная коллегия, несмотря на представленные административным ответчиком доказательства соразмерности стоимости транспортного средства и стоимости ремонта, а также утилизации транспортного средства, приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения административного ответчика от уплаты таможенных платежей и пени, поскольку административным ответчиком нарушены порядок признания транспортных средств для личного пользования, временно ввезенных на таможенную адрес экономического союза, не находящимся под таможенным контролем; административным ответчиком в таможенные органы было представлено заявление и необходимые документы в соответствии с Порядком отражения факта признания товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, либо транспортных средств для личного пользования, временно ввезенных на таможенную адрес экономического союза, не находящимися под таможенным контролем, утвержденным приказом ФТС России от 21 декабря 2020 года N 1113, только после получения уведомления об уплате таможенных платежей, что является нарушением установленного порядка; таможенным органом отказано в удовлетворении заявления фио; указанное решение не признано законным.
Таким образом, решение суда, которым указанные обстоятельства не были учтены, подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований таможенного органа полном объеме.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Никулинского районного суда адрес от 07 февраля 2023 года отменить, принять новое решение, которым требования Выборгской таможни удовлетворить.
Взыскать с Зубкова Владимира Семеновича в пользу Выборгской таможни таможенные платежи в размере сумма, пени - сумма, а всего - сумма
Взыскать с Зубкова Владимира Семеновича в бюджет адрес государственную пошлину в размере сумма
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.