Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу административного ответчика Грачевой А.В. на решение Черемушкинского районного суда адрес от 01 марта 2023 года по административному делу N2а-286/2023 по административному исковому заявлению ИФНС России N27 по адрес к Грачевой Анастасии Васильевне о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России N 27 по адрес (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Грачевой А.В. и просила взыскать недоимку по транспортному налогу за 2016, 2018 года в размере сумма и пени в размере сумма, по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016, 2018 года в размере сумма и пени сумма
Требования мотивированы неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налогов.
Судом постановлено решение об удовлетворении административного искового заявления частично, взыскании с Грачевой А.В. в доход бюджета адрес недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере сумма и пени сумма, по налогу на имущество физических лиц в размере сумма и пени сумма, а также государственной пошлины в размере сумма; в остальной части иска отказано.
Об отмене решения по доводам апелляционной жалобы просит административный ответчик Грачева А.В, ссылаясь на уплату налогов в полном объеме.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке по следующим основаниям.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств
Налоговая база в соответствии со статьей 359 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Положениями статей 402, 403 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку в ее собственности находились транспортные средства: марка автомобиля - Бенц (дата снятия с регистрационного учета 28 апреля 2018 года), Порше Макан (с регистрационного учета не снято), Дукати (дата снятия с регистрационного учета 06 мая 2018 года).
Кроме того, Грачева А.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, так как зарегистрировано право собственности на жилые дома и иное строение, расположенные по адресу: адрес, адрес, СНТ Солнечная поляна, 1, 46, квартиру, расположенную по адресу: адрес; квартиру, расположенную по адресу: адрес.
Также Грачева А.В. является собственником иных объектов недвижимого имущества, находящихся в адрес.
Налоговым органом административному ответчику направлены налоговые уведомления: N81297036 от 26 ноября 2017 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме сумма и сумма; N74430016 от 22 сентября 2017 года об уплате транспортного налога за 2016 год в сумме сумма, налога на имущество физических лиц за 2014-2015 года в размере сумма; N74853530 от 22 августа 2019 года об уплате транспортного налога за 2018 год в размере сумма, налога на имущество физического лица в размере сумма, сумма, сумма
Ввиду неуплаты налога налоговым органом фио направлены требования:
N1175 от 21 февраля 2018 года об уплате недоимки по сроку исполнения до 01 декабря 2017 года: по транспортному налогу в размере сумма, пени - сумма, налогу на имущество - сумма, сумма; по сроку исполнения до 01 февраля 2018 года: налог на имущество в размере сумма, сумма; а также пени по налогу на имущество в размере сумма и сумма
N111482 от 31 января 2020 года об уплате недоимки по сроку исполнения до 02 декабря 2019 года по транспортному налогу в размере сумма, пени - сумма; налогу на имущество в размере сумма и сумма, пени - сумма и сумма
26 сентября 2019 года мировым судьей судебного участка N429 адрес, и.о. мирового судьи судебного участка N49 адрес, вынесен судебный приказ N2а-199/2019 в отношении должника Грачевой А.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014-2017 г.г. в размере сумма, пени в размере сумма, по налогу на имущество физических лиц за 2014-2017 г.г. в размере сумма
Судебный приказ вступил в законную силу 04 декабря 2019 года, не отменялся.
На основании указанного судебного приказа, Черемушкинским ОСП ГУФССП России по адрес в отношении Грачевой А.В. возбуждено исполнительное производство N5339/21/77033-ИП.
27 декабря 2022 года постановлением Черемушкинского ОСП ГУФССП России по адрес исполнительное производство в отношении Грачевой А.В. о взыскании указанной выше задолженности в рамках судебного приказа N2а-199/19 окончено, в связи с тем, что требования исполнительного документа исполнены в полном объеме.
Так как транспортный налог и налог на имущество физического лица за 2014-2016 года были взысканы судебным приказом от 26 сентября 2019 года, который не отменен, то судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в части требований ИФНС России N27 по адрес о взыскании с Грачевой А.В. задолженности по транспортному налогу за 2016 год и пени, а также налогу на имущество за 2014-2016 года и пени на основании п. 2 ч.1 ст. 194 КАС РФ, которой регламентировано о возможности прекращения судом производства по административному делу в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Также из материалов дела следует, что 28 января 2021 года мировым судьей судебного участка N49 адрес вынесен судебный приказ о взыскании с Грачевой А.В. задолженности по транспортному налогу за 2015-2018 года в размере сумма, налогу на имущество физических лиц за тот же период в размере сумма
Судебный приказ отменен определением мирового судьи от 15 октября 2021 года.
Согласно налоговому уведомлению N74853530 от 22 августа 2019 года транспортный налог за 2018 год составил сумму сумма, налог на имущество физических лиц в размере сумма
С учетом положений ч.1 ст.178 КАС РФ, не выходя за рамки заявленных административным истцом требований, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска, и необходимости взыскания с Грачевой А.В. недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере сумма, пени в размере сумма, а также недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере сумма и пени сумма
С такими вывода судебная коллегия согласиться не может, поскольку налоговым органом не представлено доказательств обращения к мировому судье с заявлением о взыскании пени по транспортному налогу за 2018 год и пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, выдачи судебного приказа и его отмены.
Согласно административному делу N2а-90/2021, представленному мировым судьей судебного участка N49 адрес, налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании транспортного налога и налога на имущество физического лица; требований о взыскании пени заявлено не было.
При этом сведения об обращении с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию пени отсутствуют.
В то же время административным ответчиком не представлено доказательств уплаты транспортного налога за 2018 год и налога на имущество физических лиц за 2018 год.
При таких данных, судебная коллегия считает, что решения суда, которым указанные обстоятельства не были учтены, нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об прекращении производства по делу в части требований налогового органа о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год и пени, налогу на имущество физических лиц за 2014-2016 года и пени; взыскании с Грачевой А.В. в пользу ИФНС России N27 по адрес с учетом положений части 1 статьи 178 КАС РФ транспортного налога за 2018 год в размере сумма и налога на имущество физического лица за 2018 год в размере сумма; требования в части взыскания пени по транспортному налогу за 2018 год и пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год не подлежат удовлетворению. Также на основании ст. 114 КАС РФ и ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в бюджет адрес подлежит уплата государственной пошлины в размере сумма
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 194, 198-199, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда адрес от 01 марта 2023 года отменить, принять новое решение, которым требования удовлетворить частично.
Взыскать с Грачевой Анастасии Васильевны в пользу ИФНС России N27 по адрес недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере сумма и налогу на имущество физического лица за 2018 год в размере сумма
Взыскать с Грачевой Анастасии Васильевны в бюджет адрес государственную пошлину в размере сумма
В удовлетворении требования о взыскании пени по транспортному налогу за 2018 год и пени по налогу на имущество физического лица за 2018 год отказать.
Прекратить производство по административному делу в части требований ИФНС России N27 по адрес о взыскании с Грачевой А.В. задолженности по транспортному налогу за 2016 год и пени за указанный период, а также налогу на имущество за 2014-2016 года и пени за указанные периоды.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 января 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.