Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу представителя административного истца Ерофеевой Т.Ю. на решение Тушинского районного суда адрес от 22 ноября 2022 года по административному делу N 2а-849/2022 по административному исковому заявлению адрес имени Москвы" к ОВМ Отдела МВД России по адрес - Стрешнево адрес, УВД по адрес ... адрес, ... адрес о признании действий незаконными, обязании осуществить снятие с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец адрес имени Москвы" обратился в суд с административным исковым заявлением и просил признать незаконными действия ОВМ Отдела МВД России по адрес - Стрешнево адрес по постановке малолетнего фио, паспортные данные, на регистрационный учет в нежилом административном здании по адресу: адрес, обязать снять малолетнего фио, паспортные данные, с регистрационного учета.
Требования мотивированы тем, что здание по адресу: адрес, является нежилым, административным зданием, принадлежит на праве оперативного управления адрес имени Москвы" и находится в собственности Российской Федерации. В соответствии с требованиями Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается, вместе с тем, ОВМ Отдела МВД России по адрес - Стрешнево адрес без согласия адрес имени Москвы" и в нарушение требований указанного Федерального закона, произведена регистрация в указанном нежилом, административном здании малолетнего фио, паспортные данные, чем нарушены права административного истца.
Тушинским районным судом адрес 22 ноября 2022 года постановлено решение, которым в удовлетворении требований отказано.
С решением не согласен представитель административного истца Ерофеева Т.Ю, которой подана апелляционной жалоба об отмене решения суда первой инстанции ввиду неправильного применен закона, нарушении норм процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца Ерофееву Т.Ю, доводы апелляционной жалобы поддержавшей, возражения представителя административного ответчика фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом установлено, что 23 июня 2022 года Шашкина Р.Г. обратилась в ОВМ Отдела МВД России по адрес - Стрешнево адрес с заявлением о регистрации по месту жительства фио, паспортные данные, по адресу регистрации матери ребенка: адрес, общежитие, к которому приложена свидетельство о рождении фио, паспорта родителей.
Мать фио - Шашкина Р.Г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес, общ.
ОВМ Отдела МВД России по адрес - Стрешнево адрес, рассмотрев заявление, осуществил регистрацию фио, паспортные данные, по адресу: адрес, общ.
Здание по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и на праве оперативного управления адрес имени Москвы".
Вступившими в законную силу решениями Тушинского районного суда адрес по гражданскому делу N 2-2538/2011 от 26 октября 2011 года по иску адрес имени Москвы" к Ким Г.И, Ким З.Р, Ким М.Г, Ким П.Г, Ким К.Г, Ким А.Г, Ким Р.Г. (в настоящее время Шашкина), Ким А.Г, Ким И.Г, Ким Д.Г, Ким Г.Г. об обязании освободить незаконно занимаемые помещения и по гражданскому делу N 2-4895/2014 от 07 октября 2014 по иску адрес имени Москвы" к Бурцеву С.В, Можину Ю.В, Хохлову С.П, Сычеву Ю.В, Жуку В.И, Ким П.Г, Ким К.Г, Ким А.Г, Ким Г.И, действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ким Р.Г. (в настоящее время Шашкина), Ким А.Г, Ким И.Г, Ким Д.Г, Ким Г.Г. об устранении препятствий в пользовании нежилым помещением, снятии с регистрационного учета, установлено, что здание по адресу: адрес, имеет смешанное назначение и отнесено к жилому фонду, что следует из технического паспорта БТИ, выписка из которого также была представлена заинтересованным лицом.
Суд, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, поскольку Шашкина Р.Г. (мать малолетнего) зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес, общ.; указанный адрес, в силу положений ст. 20 ГК РФ, является местом жительства фио, паспортные данные; решение ОВМ Отдела МВД России по адрес - Стрешнево адрес соответствует Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, поскольку административным ответчиком были представлены все необходимые документы для регистрации малолетнего по месту жительства, оснований для отказа в регистрации не имелось; Отдел МВД России по адрес при предоставлении государственной услуги не наделен полномочиями по проверке статуса зданий и помещений, в которых осуществляется регистрация граждан по месту жительства, обязанности истребовать соответствующие сведения административный регламент не содержит.
Судебная коллегия находит приведённые выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Так, в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В соответствии со ст. 3 указанного Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N984 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент).
В соответствии с адрес регламента для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.
Согласно адрес регламента при регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства законный представитель представляет следующие документы: свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста; паспорта законных представителей; акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (в случае необходимости). Указанный перечень документов является исчерпывающим.
В силу адрес регламента основанием для приостановления предоставления государственной услуги является неявка заявителя в течение трех календарных дней после его приглашения на прием с оригиналами документов, если заявление о регистрации, заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства или заявление о снятии с регистрационного учета по месту пребывания подавалось через Единый портал.
Возможности для отказа в предоставлении государственной услуги лицу, представившему все необходимые, предусмотренные Административным регламентом документы, Административный регламент не содержит.
Пунктом 2 статьи 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Из вышеприведенного следует, что действия по постановке на регистрационный учет по месту жительства по адресу: адрес, общ, фио осуществлены ОВМ Отдела МВД России по адрес - Стрешнево адрес в соответствии с Административным регламентом и Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в пределах своей компетенции.
Разрешая спор, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований; обоснованно исходил из того, что утверждения административного истца о незаконных действиях административного ответчика, нарушении законодательства при принятии решения о регистрации фио по месту проживания, не нашли своего объективного подтверждения; такие суждения суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения; оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется. Доводы апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельными.
Апелляционная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятого по делу судебного акта, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. В остальном доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, они были предметом рассмотрения, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
По материалам административного дела безусловных оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тушинского районного суда адрес от 22 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 января 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.