Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Тиханская А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) материал N Ма-1018/2023 по частной жалобе административного истца фио на определение судьи Нагатинского районного суда адрес от 29 июня 2023 года, которым постановлено:
административное исковое заявление фио о признании незаконным действий(бездействия) судебного пристава-исполнителя Царицынского ОСП УФССП по адрес фио - оставить без движения,
УСТАНОВИЛ:
фио обратился в суд с административным иском, в котором просил незаконным действия(бездействие) судебного пристава-исполнителя Царицынского ОСП УФССП по адрес.
Определением судьи Нагатинского районного суда адрес от 29 июня 2023 года заявление было оставлено без движения, как не соответствующее требованиям ст. 125-126 КАС РФ, со сроком устранения недостатков до 8 августа 2023 года.
Об отмене судебного постановления просит административный истец со ссылкой на нарушение норм процессуального права.
Суд, проверив в порядке упрощенного (письменного) производства материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, руководствуясь частью 2 статьи 310 КАС РФ, усматривает, что обжалуемое определение подлежит отмене в силу следующего.
Оставляя административный иск без движения, суд сослался на необходимость уточнения административного иска с привлечением в качестве соответчика ГУ ФССП России по Москве и приложением копии материалов для данного соответчика.
Указанные мотивы суда, по которым оставлено без движения административное исковое заявление, носят ошибочный характер.
Требования к форме и содержанию административного иска установлены статьей 125 КАС РФ.
В силу пункта 3 части 2 статьи 125 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должно быть указано: наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Как указывал Конституционный Суд РФ в Определении от 25.01.2018 N 64-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки фио на нарушение ее конституционных прав статьями 182, 185, 210, 216, 295 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 51 и 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьями 38 и 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" согласно положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации только административный истец определяет, к кому предъявлять административное исковое заявление (пункт 3 части 2 статьи 125) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть 1 статьи 178). Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому административному исковому заявлению, которое предъявлено административным истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.
В случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика(часть 5 статьи 41 КАС РФ).
По смыслу ст. 130 КАС РФ, регулирующей вопрос оставления административного иска без движения и его возвращение, административный иск может быть возвращен, если обнаруженные судом недостатки препятствуют возбуждению административного дела, так как их устранение на следующей стадии процесса невозможно либо приведет к существенному нарушению процессуального закона, в частности невозможности исполнения решения суда.
Между тем, названные в определении об оставлении административного иска без движения обстоятельства не свидетельствуют о наличии препятствий к возбуждению административного дела. Выбор того или иного ответчика является правом, а не обязанностью административного истца, при этом суд не лишен возможности привлечь к участию в деле соответчика, если усматривает, что невозможно без него рассмотреть административное дело.
Требования ст. 126 КАС РФ о приложении к административному иску копий документов фио были соблюдены.
При таких обстоятельствах суд, оставив административный иск без движения, необоснованно создал препятствия в рассмотрении спора по существу заявленных требований, а потому определение суда подлежит отмене с направлением материалов в тот же суд.
Руководствуясь ст.129, 310, 315, 316 КАС РФ, суд
определил:
определение судьи Нагатинского районного суда адрес от 29 июня 2023 года - отменить, материал направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного иска к производству.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.