Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В, судей фио, фио, при секретаре Татаринове А.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу административного истца Гниденко В.В. на решение Мещанского районного суда адрес от 16 марта 2023 года по административному делу N2а-315/2023 по административному исковому заявлению Гниденко Вячеслава Васильевича к Федеральной службе безопасности Российской Федерации о признании бездействия незаконным, обязании направить ответ,
УСТАНОВИЛА:
Гниденко В.В. (административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России) и просил признать факт нарушения права на получение запрашиваемой информации о деятельности ФСБ России по распределению жилых помещений в адрес, обязать направить информацию в полном объеме о деятельности ФСБ России в запрашиваемых объемах и форме, мотивируя требования тем, что ФСБ России не ответила на все поставленные вопросы.
Мещанским районным судом адрес 16 марта 2023 года постановлено решение об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе административный истец Гниденко В.В. просит решение отменить, принять новое решение ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного толкования норм права, нарушении норм процессуального права, поскольку в решении не приведена оценка доказательствам по делу, результаты такой оценки.
Исследовав материалы дела, выслушав административного истца Гниденко В.В, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения представителя административного ответчика фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о законности ответа ФСБ России.
С выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований административного истца судебная коллегия соглашается.
Судом при рассмотрении дела установлено, что 30 сентября 2022 года Гниденко В.В. обратился в ФСБ России с заявлением о предоставлении информации, касающейся порядка распределения жилых помещений в адрес.
Заместителем начальника управления капитального строительства ФСБ России фио 31 октября 2022 года дан ответ NГ-258, в котором разъяснены положения Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденными приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года N590, порядок доведения информации по факту распределения жилых помещений, а также указано, что направление перечня жилых помещений в адрес, распределенных очередникам ведомства, не предусмотрено действующим законодательством, а раскрытие мест жительства военнослужащих повлечет раскрытие ведомственной принадлежности и нарушение Федерального закона от 27 июля 2006 года N152-ФЗ "О персональных данных".
Отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (статья 1 данного Федерального закона).
В соответствии с положениями Федерального закона N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (части 1 и 2 названного Федерального закона).
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года N960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации", Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (далее именуется - государственная граница), охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
ФСБ России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов законности, централизации управления органами безопасности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ, мирного разрешения пограничных споров, взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
Для решения основных задач ФСБ России осуществляет прием граждан, рассматривает их предложения, заявления и жалобы по вопросам, отнесенным к полномочиям органов безопасности.
Согласно пункту 10 Регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации, утвержденного приказ ФСБ России от 18 сентября 2008 года N464, Должностные лица, указанные в пункте 8 Регламента, в соответствии с их компетенцией и по поручению Директора ФСБ России обеспечивают рассмотрение поступивших в ФСБ России обращений, проектов правовых актов и других документов, а также подготовку заключений на них, а также в пределах своей компетенции рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций и запросов информации о деятельности ФСБ России и подписывают ответы на них.
В пункте 98 Регламента указано, что в ФСБ России подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций, а также ходатайства в их поддержку по вопросам сфер деятельности ФСБ России, порядка осуществления государственного контроля (надзора) и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу ФСБ России во время приема граждан.
Организация работы по рассмотрению индивидуальных и коллективных предложений, заявлений и жалоб граждан и организаций, указанных ходатайств, а также приема граждан осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами ФСБ России.
Приказом ФСБ России от 30 августа 2013 года N 463 утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности, которая определяет единый порядок приема, регистрации, рассмотрения обращений (предложений, заявлений, жалоб) граждан Российской Федерации, организации личного приема граждан, контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализа и обобщения содержащейся в них информации, проверки состояния работы с обращениями в подразделениях ФСБ России, территориальных органах безопасности, органах безопасности в войсках, пограничных органах, других органах безопасности, авиационных подразделениях, предприятиях и учреждениях ФСБ России.
Пунктом 14 Инструкции предусмотрено, что руководители, начальники (иные уполномоченные ими должностные лица) органов безопасности запрашивают, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах безопасности, государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц; принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан; дают письменные ответы или ответы в форме электронного документа по существу поставленных в обращении вопросов.
Кроме того, руководители, начальники органов безопасности осуществляют контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан (статья 14 Закона).
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в Постановлении от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", о том, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом (пункт 62).
В абзаце пункта 62 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации указано, что следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что обращения административного истца рассмотрено ФСБ России в соответствии со своими полномочиями, ответ дан по существу поставленных вопросов, содержание ответа требованиям законодательства не противоречит, соответствует положениям Федерального закона от 27 июля 2006 года N152-ФЗ "О персональных данных", препятствий к осуществлению прав и свобод заявителя не установлено.
В настоящем административном деле фактов превышения административным ответчикам в связи с рассмотрением обращения Гниденко В.В. предоставленных ему полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества не установлено.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Несогласие Гниденко В.В. с содержанием ответа на его обращение не может рассматриваться как нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом N59-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального и процессуального права являются несостоятельными, так как решение принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ.
Несогласие с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда адрес от 16 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.