Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Ракусове А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу представителя административного истца фио на решение Тверского районного суда адрес от 02 февраля 2023 года по административному делу N2а-135/2023 по административному исковому заявлению общественно-правовой компании фио к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Федеральной службе в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании действий и требования незаконными,
УСТАНОВИЛА:
Общественно-правовая компания фио обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации по ограничению доступа к информационному ресурсу dw.com, а также действия Федеральной службе в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) по ограничению доступа к сайту dw.com и обязать устранить допущенное нарушение прав путем направления операторам связи уведомления о незамедлительном возобновлении доступа к указанному ресурсу.
Требования мотивированы тем, что 04 марта 2022 года заблокирован сайт издания Deutsche Welle по адресу в сети интернет: dw.com.
В качестве основания внесения в реестр ограничения доступа к сайтам указана ст. 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
По убеждению административного истца, действия и решения государственных органов по блокировке доступа к информационному ресурсу dw.com являются незаконными и необоснованными, нарушают его право на свободное выражение мнения и свободное распространение информации, гарантированные ст. 29 Конституции Российской Федерации, ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Тверским районным судом адрес 02 февраля 2023 года постановлено решение об отказе в удовлетворении требований, об отмене которого просит представитель административного истца фио по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда.
Представитель административного истца фио в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Роскомнадзора фио просил оставить решение без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом установлено, что общественно-правовая компания фио является владельцем доменного имени dw.com.
24 февраля 2022 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации 02 февраля 2023 года руководителю Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций направленно требование N27-31-2020/Ид2145-22 о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам.
В требовании указано, что Генеральной прокуратурой Российской Федерации при мониторинге сети "Интернет" выявлены материалы о размещении заведомо ложной общественно значимой информации, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности. В сети "Интернет" по перечисленным в требованиях электронным адресам выявлены информационные материалы о якобы нападении России на адрес.
Вместе с тем, по данным официальных источников Российской Федерации, в том числе Министерства обороны Российской Федерации, указанная информация не соответствует действительности, формирует у людей панические настроения, создает предпосылки к массовым нарушениям общественного порядка и общественной безопасности.
В требовании от 24 февраля 2022 года не содержалось ссылки на интернет - ресурс https:// dw.com.
Приведенное выше требование в установленном законом порядке направлено Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для принятия мер по ограничению доступа к информации.
В требовании отмечено, что в случае воспроизведения аналогичных материалов на других интернет - сайтах и в социальных сетях аналогичной информации, то необходимо ограничивать к ним доступ в установленном порядке.
На основании приказа Роскомнадзора от 12 марта 2021 года N25, утвержденного Положением об Управлении контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций, в соответствии с которым, Управление контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций осуществляет взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в рамках реализации ст. 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также в соответствии с п.3.9 Положения об Управлении организует взаимодействие с провайдерами хостинга, владельцами сайтов, операторами связи, оказывающими услуги по предоставлению доступа к информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", а также иными лицами, обеспечивающими размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети "Интернет" информационных ресурсов посредством направления уведомлений в соответствии с положениями ст.ст. 10.1, 10.5, 10.6, 15.1-15.3, 15.8, 15.9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Указанная в требовании информация была выявлена на странице информационного ресурса https://dw.com/ru/glavy-ldnr-poprosili-putina-pomoch-v-otrazhenii-agressii-ukrainy/a-60893356.
24 февраля 2022 года Роскомнадзором по адресам электронной почты административного истца направлены уведомления на русском и английском языках об ограничении доступа к информационному ресурсу с приложением описания распространяемой с нарушением закона информации.
Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, на основании положений Федерального закона от 27 июля 2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" пришел к выводу о необоснованности доводов административного истца, законности действий административных ответчиков, а потому в удовлетворении требований отказал.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Так, в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Сайт в сети "Интернет" - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет" (пункт 13 статьи 2 Закона об информации).
Частью 1 статьи 9 Закона об информации предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона об информации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 6 той же статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 15.3 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации", в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, ложных сообщений об актах терроризма и иной недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи и (или) повлекла указанные и иные тяжкие последствия, распространяемой под видом достоверных сообщений недостоверной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащей данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами адрес в указанных целях, или информации, направленной на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе призывов к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленной на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами адрес в указанных целях, информации, содержащей призывы к введению в отношении Российской Федерации, ее граждан либо российских юридических лиц политических, экономических
и (или) иных санкций, информации, содержащей обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность, предложение о приобретении поддельного документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на адрес в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", или организации, деятельность которой запрещена в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" или Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам, информации, указанной в статье 6.2 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - распространяемая с нарушением закона информация), включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, а также при поступлении уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от Председателя Центрального банка Российской Федерации или его заместителей в отношении информации, указанной в статье 6.2 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии
мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
Частью 2 ст. 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), на основании обращения, указанного в части 1 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 - 1.4 настоящей статьи, незамедлительно направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети "Интернет", сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать такую информацию; определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация; направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация, а также указателей страниц сайта в сети "Интернет", позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации; фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе.
Порядок направления вышеуказанного уведомления установлен пунктом 41 Порядка функционирования Информационной системы взаимодействия, утверждённого приказом Роскомнадзора от 12 августа 2013 года N 912 (зарегистрирован Минюстом России 26 ноября 2013 года, регистрационный N30454).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года N228, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, является Роскомнадзор.
В силу пункта 6.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Роскомнадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере ведения имеет право в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере (или) ликвидацию последствий таких нарушений.
Приказом Роскомнадзора от 12 марта 2021 года N 25 утверждено Положение об Управлении контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций.
Пунктом 3.5 Положения об Управлении установлено, что Управление контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций осуществляет взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в рамках реализации статьи 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ, а также в соответствии с пунктом 3.9 Положения об Управлении организует взаимодействие с провайдерами хостинга, владельцами сайтов в сети "Интернет", а также иными лицами, обеспечивающими размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети "Интернет" информационных ресурсов посредством направления уведомлений в соответствии с положениями статей 10.1, 10.5, 10.6, 15.1, 15.1-1-15.3, 15.8, 15.9 Федерального закона N 149-ФЗ.
Из вышеприведенного следует, что административными ответчиками соблюден порядок по ограничению доступа к информационному ресурсу, доводы административного истца об обратном являются несостоятельными.
Оспариваемая мера реагирования применена надлежащим уполномоченным должностным лицом - заместителем Генерального прокурора Российской Федерации; Роскомнадзор действовал на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий; процедура ограничения доступа к информационному ресурсу соблюдена, нарушений прав административного истца не усматривается.
Действия Роскомнадзора по направлению уведомления соответствуют требованиям статьи 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", административный истец был надлежащим образом уведомлен об ограничении доступа к информации в сети "Интернет", размещенной по адресу https://dw.com.
Доводы административного истца, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основанием для признания требования, действий незаконными, поскольку в данном случае не нарушаются (не ограничиваются) права административного истца, гарантированные Конституции Российской Федерации, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Указанное действия не представляет собой вмешательство в право на уважение частной жизни.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального характера не допущено, а потому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, определила:
решение Тверского районного суда адрес от 02 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.