Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей Тиханской А.В., Смолиной Ю.М., при секретаре Аликсиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В., административное дело N 2а-1760/2022 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 1 декабря 2022 года, которым постановлено:
признать решение инспектора ОРВГ УВМ... адрес фио об отказе в приеме заявления о приеме в гражданство РФ у фио, паспортные данные - незаконным.
Решение УВМ... адрес об отказе в приеме заявления о приеме в гражданство РФ фио - отменить.
Обязать УВМ... адрес рассмотреть заявление фио от 13.09.2022 г. о приеме в гражданство РФ с национальным паспортом с истекшим сроком действия,
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение УВМ... адрес об отказе в приеме заявления о приеме в гражданство РФ, обязать рассмотреть заявление, мотивируя требования тем, что 13.09.2022 года она обратилась в УВМ... адрес с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, которое инспектором ОРВГ УВМ... адрес старшим лейтенантом полиции фио не было принято к рассмотрению в связи с истекшим сроком действия паспорта административного истца, вместе с тем указанное обстоятельство не служило препятствием для принятия документов для рассмотрения вопроса о приеме в гражданстве.
Административный истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена.
Представитель административного ответчика УВМ... адрес по доверенности фио в судебном заседании против удовлетворения иска возражал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика со ссылкой на то, что права административного истца были восстановлены, документы приняты.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика, действующей на основании доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшей, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не уведомившего, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено судом первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
Вопросы принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на момент обращения административного истца с заявлением были регламентированы Указом Президента РФ от 24.04.2019 N 183 "Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке "(далее Указ Президента РФ от 24.04.2019 года N 183).
Согласно п.1 Указа Президента РФ от 24.04.2019 года N 183 граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на адрес, в том числе ранее имевшие гражданство Российской Федерации и оформившие выход из гражданства Российской Федерации в установленном порядке, имеют право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью восьмой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
В силу пункта 2 Указа Президента РФ от 24.04.2019 года N 183 лица, названные в пункте 1 настоящего Указа:
а) подают заявления о приеме в гражданство Российской Федерации по форме согласно приложению N 1 в уполномоченные территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перечень которых определяется этим Министерством;
б) представляют вместе с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации следующие документы, содержащие персональные данные заявителя, и их копии:
документ, удостоверяющий личность и гражданство Украины либо отсутствие гражданства, с отметкой о регистрации по месту жительства на адрес;
документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества;
документ о заключении (расторжении) брака;
свидетельство о рождении ребенка, включенного в заявление о приеме в гражданство Российской Федерации;
в) представляют перевод на русский язык всех прилагаемых к заявлению о приеме в гражданство Российской Федерации документов, выполненных не на русском языке.
Кроме того Указом Президента РФ от 29.04.2019 года N 187 "Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" предоставлено право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью восьмой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Таким правом обладают согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 29.04.2019 года N 187 граждане Украины, не имеющие гражданства (подданства) другого государства, родившиеся и постоянно проживавшие на территориях адрес и адрес, выехавшим за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г, а также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители(подп. а); лицам без гражданства, родившиеся и постоянно проживавшие на территориях адрес и адрес, выехавшие за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г, а также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители(подп б); в) граждане Украины и лицам без гражданства, имеющие миграционную карту, разрешение на временное проживание в Российской Федерации (далее - разрешение на временное проживание), вид на жительство в Российской Федерации (далее - вид на жительство), удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на адрес (далее - свидетельство о предоставлении временного убежища) или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, постоянно проживавшие на адрес, а также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители(подп. в).
В силу пункта 3 Указа Президента РФ от 29.04.2019 года N 187 граждане Украины, другие иностранные граждане и лица без гражданства, названные в пункте 1 настоящего Указа, вместе с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации представляют:
а) документы, удостоверяющие личность, гражданство либо отсутствие гражданства;
б) документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих и которые предусмотрены перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Названные документы не представляются гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
в) сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Названный сертификат не представляется иностранными гражданами и лицами без гражданства, названными в пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", а также гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
г) один из документов, подтверждающих степень родства (свидетельство о рождении, документ о заключении брака, свидетельство об усыновлении (удочерении) или иной документ).
Как усматривается из материалов дела, фио 13.09.2022 года обратилась в УВМ... адрес с заявлением о приеме в гражданство РФ. Учитывая, что все вышеперечисленные документы ею к заявлению были приложены, суд пришел к верному выводу о том, что у административного ответчика отсутствовали основания отказывать в приеме документов, в том числе по причине истечения срока действия паспорта гражданина при тех обстоятельствах, что в указанном паспорте имелась фотография и возможно было установить личность лица, обратившегося за оформлением гражданства.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что в настоящее время заявление у фио принято, основаниями для отмены решения суда являться не могут.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет административное исковое заявление о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку судом был установлен факт незаконного решения административного ответчика, нарушающего права административного истца, иск подлежал удовлетворению.
То обстоятельство, что в материалах дела содержится ходатайство представителя административного истца о прекращении производства по делу, само по себе препятствием для проверки законности отказа ГУ МВД в приеме документов фио не является. Кроме того ходатайство не содержало четких оснований для прекращения производства по делу, не было поддержано представителем административного истца в апелляционной инстанции.
По доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
На основании изложенного судебная коллегия, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Замоскворецкого районного суда 1 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 14.02.2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.