Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей Тиханской А.В., Смолиной Ю.М., при секретаре Аликсиной А.А., с участием прокурора Козлова Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело N2a-195/23 по административному исковому заявлению Бахолдиной Анастасии Игоревны к председателю избирательной комиссии муниципального адрес, избирательной комиссии муниципального адрес о признании незаконным решения председателя избирательной комиссии
по апелляционной жалобе административного истца Бахолдиной А.И. на решение Кунцевского районного суда адрес от 02 февраля 2023 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Бахолдина А.И. обратилась в суд с административным иском к председателю избирательной комиссии муниципального адрес, избирательной комиссии муниципального адрес о признании незаконным решения председателя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 23.09.22 N 01-13/293, обязании председателя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес предоставить видеозапись с избирательного участка
N 2630 за 11.09.2022 в период времени с 20 часов 00 минут до 23 часов 00 минут.
В обоснование требований административный истец указал, что Бахолдина А.И. на выборах депутатов Совета депутатов муниципального адрес, назначенных на 11.09.2022, являлась доверенным лицом кандидата в депутаты фио 11.09.2022 года она находилась в помещении участковой избирательной комиссии избирательного участка N2630 (далее - УИК N2630), где во время подсчета голосов избирателей были допущены нарушения избирательного законодательства, нарушившие ее права как доверенного лица кандидата. В целях реализации своего права на защиту избирательных прав истец обратилась в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес (далее - ИКВМО фио) с запросом на предоставление записей видеокамер с УИК N2630 в период времени, когда происходили предполагаемые нарушения, а также жалобой на нарушение избирательного законодательства. Письмом председателя ИКВМО фио от 23.09.2022 N01-13/293 истцу было отказано в предоставлении возможности оформить доступ к запрошенным видеозаписям. Истец считает, что указанное решение незаконно и необоснованно.
Решением Кунцевского районного суда адрес от 02 февраля 2023 года в удовлетворении административных исковых требований Бахолдиной А.И. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене состоявшегося по делу судебного акта, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции, заслушав заключение прокурора, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей адрес (пункты 1 и 2 статьи 1).
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума.
Статус доверенных лиц определен статьей 43 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 3 статьи 43 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя.
Согласно пунктам 1, 9 и 10 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом.
При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии с правом решающего голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12, 16 и 17 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.
Согласно пункту 11.1 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования.
В соответствии с пунктом 10 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 22.08.22 N 14/3 утвержден Порядок применения средств видеонаблюдения на выборах депутатов Совета депутатов муниципального адрес (далее - Порядок). Пунктами 6.5 и 6.8 Порядка установлено, что с учетом положений пункта 10 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 11 статьи 86 Избирательного кодекса адрес к видеоматериалам, содержащим запись действий (бездействия), имевших место в помещении для голосования, помещении ИКМО и которые, по мнению обратившихся, нарушают законодательство Российской Федерации о выборах, вправе получить доступ обратившиеся с жалобами на указанные действия (бездействие) для защиты своих избирательных прав следующие участники избирательного процесса: избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, - в соответствующем многомандатном избирательном округе, где кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением, зарегистрирован, - по любому избирательному участку, ИКМО, в помещениях которых применялись средства видеонаблюдения; зарегистрированный кандидат - в соответствующем многомандатном избирательном округе, где он зарегистрирован, - по любому избирательному участку, ИКМО, в помещениях которых применялись средства видеонаблюдения; иной участник избирательного процесса - по тому избирательному участку, ИКМО, в помещениях которых он присутствовал в день голосования и в которых применялись средства видеонаблюдения.
ИКМО рассматривает заявку в течение трех дней со дня ее получения. При соблюдении требований, установленных пунктами 6.5 - 6.7 Порядка, ИКМО направляет подавшему заявку лицу, указанному в пункте 6.5 Порядка, соответствующую адресную ссылку на видеозапись. В случае если поступившая от лица, указанного в пункте 6.5 Порядка, заявка не соответствует требованиям, установленным пунктами 6.5 - 6.7 Порядка, ИКМО сообщает об этом лицу, подавшему заявку, с указанием на то, в чем имеется несоответствие.
Судом установлено, что Бахолдина Анастасия Игоревна на выборах депутатов Совета депутатов муниципального адрес, назначенных на 11.09.2022, являлась доверенным лицом кандидата в депутаты фио
21.09.2022 Бахолдина А.И. обратилась в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес с жалобой на действия председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка N 2630 и заявкой на доступ к видеозаписям, полученным в ходе видеонаблюдения 11.09.2022 в помещении для голосования УИК N 2630.
Жалоба и заявка административного истца содержали аналогичные обоснования того, каким образом действия председателя участковой избирательной комиссии, по мнению Административного истца, нарушили избирательные права.
Жалоба административного истца была всесторонне, объективно и своевременно рассмотрена административным ответчиком в пределах установленной законом компетенции; на обращение был дан ответ от 23.09.2022 N 01-13/292. Административным ответчиком не установлено нарушений прав административного истца, в удовлетворении жалобы отказано.
Исходя из смысла пунктов 6.5, 6.7 Порядка, доступ к видеоматериалам предоставляется участникам избирательного процесса, чьи избирательные права были нарушены соответствующими действиями (бездействием).
С учетом изложенного письмом председателя ИКВМО фио от 23.09.2022 N01-13/293 истцу было отказано в предоставлении возможности оформить доступ к запрошенным видеозаписям.
Пунктом 6.4 Порядка предусмотрено, что доступ к видеозаписям предоставляется по запросу суда, рассматривающего административное дело, уголовное дело, дело об административном правонарушении, связанное с событиями, имевшими место в помещении для голосования, помещении ИКМО, а также по запросу прокурора, следователя, иного должностного лица, осуществляющего свою деятельность в связи с решением вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, о возбуждении уголовного дела и/или проведением расследования указанных дел. Порядок и форма направления запроса указанными органами и должностными лицами устанавливается в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, иных федеральных законов.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что административным ответчиком не допущено нарушений прав административного истца, а также избирательного законодательства и законодательства о порядке рассмотрения обращений.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, по своему существу они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Ссылки административного истца на то, что срок для обращения в суд с данными требованиями им не пропущен, на правомерность постановленного судом решения об отказе в удовлетворении административного иска не влияют, поскольку заявленные Бахолдиной А.И. требования судом разрешены по существу.
Таким образом, по изученным материалам административного дела, в том числе исходя из доводов апелляционной жалобы, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено; обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным, по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ; выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены собранными по делу доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено; позиция административного истца получила надлежащую оценку суда, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не имеет.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда адрес от 02 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 16 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.