Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе председателя правления РОО "Добровольный Союз фио Федорова на решение Коптевского районного суда адрес от 5 апреля 2023 года по административному иску РОО "Добровольный Союз Автолюбителей" к Префектуре адрес, Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства о признании незаконными решения о демонтаже некапитальных объектов, восстановлении нарушенного права,
УСТАНОВИЛА:
РОО "Добровольный Союз Автолюбителей" обратилось в суд с указанным выше административным иском к Префектуре адрес, Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, ссылаясь на то, что члены Союза являются собственниками строений и сооружений, возведенных на земельном участке по адресу: адрес. Однако решением Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства постановлено демонтировать указанные некапитальные объекты. Это, по мнению административных истцов, нарушило их права, так как владельцы гаражных боксов осуществляли благоустройство территории, земельный участок им предоставлен под размещение стоянки на законных основаниях.
Решением Коптевского районного суда адрес от 5 апреля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе председателя правления РОО "Добровольный Союз фио Федорова ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии председатель правления РОО "Добровольный Союз фио Федоров поддержал доводы жалобы.
Представитель Префектуры адрес по доверенности фио просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Согласно данным Управы адрес на земельном участке по адресу: адрес размещены некапитальные объекты (строения металлоконструкции) в количестве. Это подтверждается ситуационным планом на местности.
Решением окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории адрес от 29 января 2020 года, оформленным протоколом N10/22, признано, что указанные выше некапитальные строения, расположенные на данном земельном участке размещены без оформления земельно-правовых отношений и без наличия разрешительной документации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд правильно исходил из того, что земельный участок изъят для государственных нужд под благоустройство территории в рамках государственной программы Москвы "Развитие городской среды".
Исходя из этого, суд пришел к выводу, что Окружная комиссия по пресечению незаконного строительства при Префектуре адрес, принимая оспариваемое решение по демонтажу некапитальных объектов, обоснованно исходила из отсутствия оформленных отношений по пользованию земельным участком.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Порядок размещения и установки на территории адрес объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. N636-ПП, не допускает размещение на территории адрес указанных некапитальных объектов.
При этом нормативными правовыми актами адрес регламентировано выявление объектов некапитального строительства, включая элементы ограждения и прочие сооружения.
В соответствии с разделом 2.3 Приложения 1 к Постановлению Правительства адрес от 24 февраля 2010 г. N157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти адрес" Префектура, в пределах своей компетенции, участвует в реализации городской политики в области землепользования, охраны окружающей среды и градостроительной деятельности на территории административного округа адрес, принимает необходимые меры по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства, в соответствии с нормативными правовыми актами адрес организует работу по демонтажу и (или) перемещению, хранению на специально организованных площадках, возврату правообладателям либо утилизации незаконно размещенных на территории административного округа объектов, не являющихся объектами капитального строительства (их составляющих элементов), а также товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенных объектах.
Аналогичная норма установлена п. 2 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов (вместе с Перечнем объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещенных на земельных участках, собственником которых является адрес или государственная собственность на которые не разграничена, подлежащих демонтажу и (или) перемещению), утвержденным постановлением правительства Москвы от 2 ноября 2012 г. N614-ПП.
Пунктом 3.1 названного Положения определено, что незаконно размещенные на земельных участках объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, - объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, в том числе нестационарные торговые объекты, размещенные на земельных участках, находящихся в собственности адрес, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и адрес, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.
Постановлением правительства Москвы от 31 мая 2011 г. N234-ПП (ред. от 11 декабря 2013 г.) "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории адрес" утверждено Положение о Городской комиссии по пресечению самовольного строительства, Положение об Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, а также Регламент взаимодействия Городской и окружных комиссий по пресечению самовольного строительства в ходе работ по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории адрес.
В соответствии с п. 1.1 Положения об Окружной комиссии Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства (далее - Окружная комиссия) является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа адрес в целях комиссионного рассмотрения фактов незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности адрес, и земельных участках, находящихся на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства (далее - незаконно размещенные объекты), а также выработки предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства на территории соответствующего административного округа адрес.
Окружная комиссия является постоянно действующим рабочим органом. Регламент работы Окружной комиссии определяется настоящим Положением. Состав Окружной комиссии утверждается префектом административного округа адрес (п. 1.2 того же Положения).
В силу п. 1.5, п. 1.6, п. 1.7 указанного Положения решения Окружной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти адрес, учреждениями и предприятиями адрес, а также всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории административного округа (п. 1.5). Обжалование решений Окружной комиссии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.6). Окружная комиссия подконтрольна и подотчетна в своей деятельности и несет ответственность за принимаемые решения перед префектом административного округа адрес и Городской комиссией (п. 1 7).
Согласно разделу 2 названного Положения основной задачей Окружной комиссии является рассмотрение фактов самовольного строительства (реконструкции) в соответствии с настоящим Положением.
Комиссия вправе принимать решения:
о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов.
о направлении в суд искового заявления об освобождении земельного участка от незаконно размещенных на нем объектов в случае, если незаконно размещенные на земельном участке объекты были зарегистрированы как объекты недвижимого имущества и у правообладателя имеются свидетельства о государственной регистрации прав собственности на указанные объекты недвижимого имущества.
Регламент Окружной комиссии, закреплен в разделе 4 Положения и предусматривает, что решения заседания Окружной комиссии оформляются протоколом заседания на бланках Окружной комиссии. Текст протокола должен содержать основания для каждого принятого Окружной комиссией решения. Протокол подписывается председателем и ответственным секретарем Окружной комиссии в течение семи рабочих дней после проведения заседания. Страницы протокола нумеруются, сшиваются и скрепляются подписью ответственного секретаря и печатью префектуры соответствующего административного округа адрес. Выписки из протокола заседания Окружной комиссии оформляются на бланках Окружной комиссии, заверяются подписью ответственного секретаря и печатью префектуры соответствующего административного округа адрес. Выписки рассылаются ответственным секретарем членам Окружной комиссии, органам исполнительной власти адрес и иным хозяйствующим субъектам, которым даны поручения, а также застройщикам, объекты которых являлись предметом рассмотрения Окружной комиссией. Протоколы заседаний Окружной комиссии хранятся постоянно. Решения Окружной комиссии вступают в силу с даты подписания протокола председателем или одним из заместителей председателя Окружной комиссии в его отсутствие.
Таким образом, достаточным условием принятия окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории адрес решения о демонтаже объектов некапитального строительства и, соответственно, его утверждения префектурой адрес, является отсутствие у владельцев объектов документов, подтверждающих возникновение у них применительно к конкретным нормам Земельного кодекса РФ права пользования земельным участком в соответствии с разрешенным видом землепользования.
Таких документов, подтверждающих оформление административными истцами отношений землепользования, в деле не имеется.
Судом правомерно установлено, что спорный земельный участок земельно-правовыми отношениями не обременен, более того, изъят для государственных нужд, а вопрос о выплате Правительством Москвы компенсаций за утраченное имущество к рассматриваемому спору отношения не имеет, поскольку подлежит разрешению в ином порядке.
Доводы апелляционной жалобы изложенного не учитывают.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административными ответчиками доказано, что обжалуемые действия совершены в рамках предоставленной им законом компетенции, порядок совершения оспариваемых действий соблюден, основания для совершения оспариваемого действий имелись.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов правовым актом органа государственной власти.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коптевского районного суда адрес от 5 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 19 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.