Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В. и судей фио, фио, при секретаре фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе Отдела по вопросам миграции ОМВД России по адрес на решение Кузьминского районного суда адрес от 13 декабря 2021 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие начальника ОВМ ОМВД России по адрес в части не принятия решения по результатам рассмотрения документов, поданных врио начальника Военного университета генерал-майором фио, о регистрации по месту жительства фио и его детей - фио, фио
Обязать рассмотреть документы, поданные для регистрации по месту жительства фио и его детей фио, фио и принять по ним соответствующее решение в установленные законом сроки, о чем сообщить суду и истцу в трехдневный срок с момент вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратился в Кузьминский районный суд адрес с административным исковым заявлением к ответчикам: начальнику ОВМ ОМВД России по адрес, ОВМ ОМВД России по адрес, уточненным в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о признании бездействия незаконным, обязании восстановить нарушенное право.
Требования мотивированы тем, что он 29 августа 2020 года прибыл месту службы в Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, проживает с семьей в съемной квартире по адресу: адрес, признан нуждающимся в жилых помещениях. 23 марта 2021 года в адрес административного Ответчика направлено заявление с приложением оригиналов необходимых документов о регистрации его и членов его семьи по месту службы, то есть по адресу Военного университета Министерства обороны Российской Федерации. Административный Ответчик в ответ на поданное заявление предоставил ему формальный ответ, без разрешения вопроса по существу, при этом документы, направленные административному ответчику ему не были возвращены.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный ответчик - Отдел по вопросам миграции ОМВД России по адрес.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления, выслушав представителя Отдела по вопросам миграции ОМВД России по адрес фио, возражения административного истца фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 23.03.2021 Врио начальника военного университета Министерства обороны Российской Федерации направил в адрес начальника Отдела по вопросам миграции ОМВД России по адрес документы военнослужащего данного Университета (переменного состава) полковника юстиции фио, проходящего военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации до 01.09.2028 и назначенного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.07.2020 N 516 на должность докторанта Военного университета Минобороны России, на период обучения до 31 августа 2023 года для принятия решения о регистрации фио и членов его семьи: жены фио, сына фио и дочери фио по юридическому адресу Военного университета : адрес, ВУ (л.д. 5).
26 марта 2021 года фио Отделом по вопросам миграции ОМВД России по адрес был направлен ответ за N 9-01р-6, в котором указывалось на то, что при рассмотрении заявлений о регистрации военнослужащих и членов их семей Отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" и сообщалось при наличии каких документов производится регистрация по месту жительства по адресу дислокации воинской части (л.д. 6).
Разрешая спор, суд первой инстанции, сославшись на положения ст. 6 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1
"О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п. 3 ст. 15 от 27.05 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также Постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления, при этом исходил из того, что факт подачи в установленном законом порядке заявления о регистрации административного истца и членов его семьи по месту жительства является установленными и доказанным, в связи с чем ОВМ ОМВД России по адрес обязан был рассмотреть поданные документы и принять решение по существу заявления, что исполнено не было.
Между тем, судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не может согласиться.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции федерального закона от 01.12.2008 N 225-ФЗ, действовавшей в период спорных отношений, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
На основании Федерального закона от 28.06.2022 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" с 09.07.2022 положения указанной нормы утратили силу.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статьей 3 которой установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст. 6 указанного Закона при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации пунктом 9 установлена необходимость предоставления в органы регистрационного учета, в том числе документа, являющегося основанием для временного проживания гражданина в жилом помещении.
Пунктом 23 данных Правил регистрация военнослужащих осуществляется: по месту их жительства - на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву); по месту пребывания - при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток) Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 N 220).
Во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов приказом МВД России от 31.12.2017 года N 984 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее Административный регламент).
Согласно пункту 48 Административного регламента для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 и документы, предусмотренные пунктом 49, в частности: паспорт; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства); письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости); согласие на вселение гражданина в жилое помещение удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.
Отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом, является основанием для отказа в приеме документов (п. 58.2 Административного регламента).
Из письма Военного университета от 23.03.2021 следует, что Университет направил в адрес ОВМ ОМВД России по адрес документы на 39 листах в отношении фио и членов его семьи для принятия решения о регистрации по месту нахождения университета, при этом в письме не содержится сведений о том, какие именно документы были направлены указанному ответчику, в том числе не содержит сведений было ли среди этих документов заявление фио о регистрации по месту жительства по установленной форме (л.д. 5).
Доказательств того, что фио обращался в ОВМ ОМВД России по адрес с соответствующим заявлением о регистрации с приложением необходимых документов материалы настоящего дела не содержат.
Из письма ОВМ ОМВД России по адрес от 26.03.2021, в котором фио сообщено какие документы необходимо представить для регистрации, также не содержится сведений о том, что административный истец обращался к ним с заявлением о регистрации по месту жительства с предоставлением необходимых документов.
При таком положении вывод суда первой инстанции о том, что факт подачи в установленном законом порядке заявления о регистрации административного истца и членов его семьи по месту жительства является установленными и доказанным, сделан на не недоказанных обстоятельствах.
Кроме того, исходя из приведенных норм права, следует, что регистрация по адресу военной организации в нежилом помещении не предусмотрена.
Кроме того, исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Однако такая необходимая совокупность в данном случае отсутствует.
Доводов относительно конкретного нарушения прав административного истца не приведено; доказательств наступления для административного истца неблагоприятных последствий не представлено.
В то время как обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов в соответствии со ст. 62, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит в данном случае на административном истце.
При таком положении решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
Решение Кузьминского районного суда адрес от 13 декабря 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым фио в иске к начальнику ОВМ ОМВД России по адрес, ОВМ ОМВД России по адрес о признании бездействия незаконным, обязании восстановить нарушенное право отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.