Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" Усолкина В.Ю. на постановление судьи Таганского районного суда
адрес от 19 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК",
УСТАНОВИЛ:
26 июня 2023 года инспектором отдела организации контроля за пребыванием иностранных граждан УВМ ГУ МВД России по адрес в отношении АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Постановлением судьи Таганского районного суда Москвы от 19 сентября 2023 года АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" Усолкин В.Ю. просит постановление суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что Общество уже привлекалось за аналогичное, совершенное административное правонарушение, в связи с чем не должно нести дважды административную ответственность за совершение одного и того же правонарушения.
адрес "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку защитников, действующих на основании доверенности, Прокофьевой Ю.В. и фио, которые доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников судебного процесса, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу.
В соответствии с ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
В силу ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Частью 1 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на адрес и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).
В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В силу пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ " О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на адрес трудовой деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, в ходе проверки сотрудниками УВМ ГУ МВД России по адрес выявлен факт несоблюдения юридическим лицом - АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" требований п. 4 ст. 13 и ст. 13.3 Федерального закона РФ N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", выразившийся в привлечении 24 октября 2022 года на территории производственно-складских помещений по адресу: адресо, адрес (земельный участок с кадастровым номером 50:01:0060365:1503) к трудовой деятельности в качестве портного по пошиву текстильных изделий гражданина Социалистической адрес фио, паспортные данные, при отсутствии у АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" разрешения на привлечение к трудовой деятельности и использование иностранных работников.
Действия АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" квалифицированы по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность в его совершении АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом осмотра территории производственно-складских помещений по адресу: адресо, адрес от 24 октября 2022 года с фототаблицей, сведениями АС ЦБДУИГ на иностранного гражданина, письменными объяснением иностранного гражданина адрес фио, письменными объяснениями свидетеля Алфеева С.В, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 19 июня 2023 года, распоряжением о проведении проверки АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" от 16 июня 2023 года N 244, протоколом об административном правонарушении N 2469/ООКПИГ/23ЮЛ от 26 июня 2023 года, актом проверки от 26 июня 2023 года, а также иными материалами дела.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия юридического лица АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, перечисленные выше доказательства составлены уполномоченными на то должностными лицами ГУ МВД России по адрес, в рамках своих должностных обязанностей, при этом, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
Каких-либо данных, объективно свидетельствующих о заинтересованности сотрудников полиции, составивших процессуальные документы, в исходе рассматриваемого дела не имеется, исполнение сотрудниками полиции, являющимися должностными лицами, наделенными государственно-властными полномочиями, своих служебных обязанностей, в которые входит, в том числе, выявление административных правонарушений, само по себе не может ставить под сомнения их действия по сбору доказательств и составлению процессуальных документов.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано. При составлении протокола об административном правонарушении генеральный директор общества Усолкин В.Ю. присутствовал, ходатайств не заявлял, от подписи в протоколе отказался. Копия протокола направлена в адрес юридического лица. Таким образом, протокол обоснованно признан судом в качестве допустимого доказательства по делу.
Протокол осмотра территории от 24 октября 2022 года составлен должностным лицом административного органа в присутствии понятых, которым до начала осмотра разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.7 КоАП РФ, данный протокол подписан понятыми без замечаний.
Фототаблица (л.д. 3, 3 оборот), на которой зафиксирован иностранный гражданин адрес фио, во время осуществления им трудовой деятельности по пошиву текстильных изделий, отвечает признакам документа и, в силу ст. 26.7 КоАП РФ, является допустимыми доказательствами по делу.
Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Согласно ст. 67 ТК РФ, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Факт допуска иностранного гражданина к трудовой деятельности подтвержден проведенной сотрудниками ГУ МВД России по адрес проверкой, в ходе которой установлено, что по адресу: адресо, адрес ходе осмотра выявлен факт привлечения к трудовой деятельности иностранного работника, без получения АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
Указанные обстоятельства также подтверждены письменными объяснениями гражданина Социалистической адрес фио, согласно которым он осуществлял трудовую деятельность в АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" в качестве портного по пошиву текстильных изделий с 27 января 2022 года.
Указанные объяснения получены у иностранного гражданина при участии переводчика, с соблюдением требований закона, при этом он был предупрежден об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ. Объяснения даны указанным лицом добровольно, не доверять объяснениям иностранного гражданина оснований не имеется.
Допустив фио фио к осуществлению трудовой деятельности юридическое лицо фактически заключило с ним трудовой договор.
Довод жалобы о повторном привлечении АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, проверены и не нашли своего подтверждения.
Так, из материалов дела N05-5509/2023 (7-126/2024) усматривается, что в отношении АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" составлен протокол об административном правонарушении от 26 июня 2023 г. N2476/ООКПИГ/23ЮЛ, согласно которому Обществом, в нарушение требований п. 4 ст. 13 и ст. 13.3 Федерального закона РФ N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", 24 октября 2022 года на территории производственно-складских помещений по адресу: адресо, адрес, к трудовой деятельности в качестве портного по пошиву текстильных изделий, привлечен гражданин Социалистической адрес фио, паспортные данные, при отсутствии у АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" разрешения на привлечение к трудовой деятельности и использование иностранных работников.
Таким образом, событие административного правонарушения, вмененного АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" протоколом об административном правонарушении от 26.06.2023 N2469/ООКПИГ/23ЮЛ (привлечение иностранного гражданина - фио фио к трудовой деятельности без соответствующего разрешения) не является аналогичным, вмененному Обществу событию протоколом N2476/ООКПИГ/23ЮЛ от 26.06.2023 (привлечение иностранного гражданина - фио фио к трудовой деятельности без соответствующего разрешения), а потому наличие признаков ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, в данном случае не усматривается.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений требований ст. 13, ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ссылок на такие доказательств также не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего миграционного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у юридического лица имелась, что свидетельствует о его вине.
АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" обязано осуществлять свою предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
Иные доводы жалобы заявителя направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, они являлись предметом проверки в суде первой инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем постановлении, и не ставят под сомнение наличие в действиях юридического лица
АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением, не является основанием к его отмене или отмене судебного акта, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 625 000 рублей АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения.
Доказательств невозможности исполнения назначенного наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение прав общества.
В случае невозможности уплаты административного штрафа законный представитель общества, с учетом имущественного положения юридического лица, не лишен возможности обратиться с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу Общества, материалы дела не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Таганского районного суда адрес от 19 сентября 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении АО "ФАРФОР ВЕРБИЛОК" - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.Н. Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.