Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Специализированный застройщик "Спартак" по доверенности Молодцовой Н.В. на постановление первого заместителя председателя Москомстройинвест от 09 декабря 2021 года N1 по делу N05-07-21-1126, на решение судьи Черемушкинского районного суда адрес от 26 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.28 КоАП РФ, в отношении ООО "Специализированный застройщик "Спартак",
УСТАНОВИЛ:
постановлением первого заместителя председателя Москомстройинвест от 09 декабря 2021 года N1 по делу N05-07-21-1126, оставленным без изменения решением судьи Черемушкинского районного суда адрес от 26 января 2023 года, ООО "Специализированный застройщик "Спартак" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.28 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
В настоящее время в Московский городской суд указанные акты должностного лица и судьи районного суда обжалует защитник общества по доводам поданной жалобы, согласно которым, назначено чрезмерно суровое административное наказание, без учета того, что правонарушение данной категории совершено впервые, ООО "Специализированный застройщик "Спартак" является субъектом малого и среднего предпринимательства, от его действий каких-либо негативных последствий не наступило, в эффективном контроле дольщиками отчетности застройщика нет необходимости, взыскание значительных сумм штрафов может привести к банкротству общества; имеются основания для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "Специализированный застройщик "Спартак", будучи в установленном порядке извещённым о времени и месте судебного заседания, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Молодцовой Н.В, поддержавшей в полном объеме приведенные в жалобе доводы, настаивавшей на их удовлетворении, дополнительно ссылаясь на положения ст.4.1.2 КоАП РФ, на не исполнение до настоящего времени указанного постановления, представив в материалы дела выписку из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Представители Мосгосстройнадзора, на основании постановления Правительства Москвы от 27 сентября 2023 года N1785-ПП являющегося правопреемником Комитета адрес по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, по доверенностям фио и фио в суде возражали против удовлетворения доводов поданной жалобы и применения ст.4.1.2 КоАП РФ, сочтя оспариваемые акты законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, совокупности которых достаточно для квалификации действий общества по ч.2 ст.14.28 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, представителей административного органа, имеются основания для изменения оспариваемых актов должностного лица административного органа и судьи районного суда в силу следующего.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ предусмотрена за
опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от двухсот тысяч до сумма прописью.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 19 данного Федерального закона от 30 декабря 2004 года N214-ФЗ, проектная декларация включает в себя информацию о застройщике, информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.
На основании части 4 и части 6 статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", застройщик обязан вносить в проектную декларацию с использованием единой информационной системы жилищного строительства изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, фактов внесения изменений в проектную документацию, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Внесение изменений в проектную декларацию не требуется после размещения в единой информационной системе жилищного строительства сведений о вводе в эксплуатацию всех предусмотренных проектом строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Если проект строительства предусматривает строительство нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, после размещения в единой информационной системе жилищного строительства сведений о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости внесение изменений в проектную декларацию о введенном в эксплуатацию объекте не требуется; проектная декларация с внесенными в нее изменениями подлежит направлению через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями.
В пункте 6 части 1 статьи 20 того же Федерального закона от 30 декабря 2004 года N214-ФЗ, информация о застройщике должна содержать информацию о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату.
Согласно части 5 статьи 19 вышеназванного Федерального закона от 30 декабря 2004 года N214-ФЗ, ежеквартально застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N214-ФЗ.
В соответствии с ч. 8 ст. 19 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ, застройщик несет ответственность за размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, содержащей неполную и (или) недостоверную информацию (за исключением выявленных в ней технических ошибок - описок, опечаток, грамматических или иных подобных ошибок), за предоставление им неполной и (или) недостоверной информации, размещение или предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, а также за нарушение сроков направления и (или) размещения проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения на основании приказа Москомстройинвеста от 18 августа 2021 года N01-06-146\21 внеплановой документарной проверки ООО "Специализированный застройщик "Спартак", находящегося по адресу: адрес Бирюзово, дом 1, корп.1, этаж 2, пом.1, комн.33, являющегося застройщиком спортивно-оздоровительного комплекса с гостиницей, автостоянкой и инженерными коммуникациями на земельном участке по адресу: адрес, имеющего разрешение на строительство N77-226000-016122-2017 от 29 декабря 2017 года, договоры аренды земельного участка от 31 января 2001 года NМ-06-016566 и от 07 декабря 2009 года NМ-06-031010, проектную документацию от 10 августа 2021 года N77-001741, а также зарегистрированные в ЕГРН договоры участия в долевом строительстве, по результатам анализа проектной декларации от 14 января 2020 года N77-0011741 в редакции изменений от 11 мая 2021 года и в последней редакции изменений от 10 сентября 2021 года, опубликованной на официальном сайте https://наш.дом.рф, должностными лицами Москомстройинвеста в 15.00 час. 14 сентября 2021 года выявлено, что ООО "Специализированный застройщик "Спартак", в нарушение требований ч. 4, ч.6 ст. 19, п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", до 11 мая 2021 года не внесло и не опубликовало сведения о размерах кредиторской и дебиторской задолженности, о финансовом результате текущего года за адрес 2021 года, о чем свидетельствуют скриншоты с указанного сайта от 13 сентября 2021 года, тогда как, согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, представленной обществом в Москомстройинвест, в составе отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников
долевого строительства по состоянию на 31 марта 2021 года, указаны следующие сведения о финансово-экономическом состоянии ООО "Специализированный застройщик "Спартак": финансовый результат текущего года составил сумма (строка отчета 2400), дебиторская задолженность - сумма (строка баланса 1230), кредиторская задолженность - сумма (строка баланса 1520), в связи с чем действия данного юридического лица квалифицированы по ч.2 ст.14.28 КоАП РФ
Установленные судьей районного суда фактические обстоятельства совершения ООО "Специализированный застройщик "Спартак" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью добытых должностными лицами административного органа и подробно исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, приказом Москомстройинвеста от 18 августа 2021 года N01-146\21 о проведении должностными лицами Москомстройинвеста внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Специализированный застройщик "Спартак", являющегося застройщиком спортивно-оздоровительного комплекса с гостиницей, автостоянкой и инженерными коммуникациями на земельном участке по адресу: адрес; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении указанного юридического лица; разрешением на строительство N77-226000-016122-2017 от 29 декабря 2017 года; копией проектной документации от 10 августа 2021 года N77-001741; выпиской из ЕГРН по адресу: адрес, из которой усматривается, что первый договор участия в долевом строительстве на объект по данному адресу с ООО "Специализированный застройщик "Спартак" заключен 03 июля 2020 года; скриншотами от 13 сентября 2021 года с официального сайта https://наш.дом.рф; копиями актов по результатам проведения контрольного мероприятия без взаимодействия с юридическим лицом от 12 августа 2021 года N1536\21 и от 14 сентября 2021 года N0082\21; копией бухгалтерского баланса от 31 декабря 2020 года; проектной декларацией от 11 мая 2021 года; сведениями из ЕРСМСП в отношении ООО "Специализированный застройщик "Спартак"; предписанием об устранении выявленных нарушений; протоколом об административном правонарушении от 15 ноября 2021 года в отношении ООО "Специализированный застройщик "Спартак", в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.28 КоАП РФ, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется обществу, при этом права лица, в отношении которого ведется производство по делу, соблюдены, протокол составлен с
участием защитника общества по доверенности Молодцовой Н.В, которой разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции Российской Федерации, ст.25.1 КоАП РФ, с протоколом она ознакомлена, копию его для сведения получила на руки, что подтверждено документально и не оспаривается стороной защиты, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
Данные доказательства должностным лицом административного органа и судьей районного суда проверены на предмет относимости, допустимости и достоверности, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, получили должную оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой у суда второй инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ в ее нормативном единстве со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, приобщает к материалам дела дополнительные доказательства, в том числе вызывает для допроса свидетелей, в случае, если имеющаяся в деле совокупность доказательств не позволяет суду установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении и указанные в ст. 26.1 КоАП РФ, тогда как в рамках рассматриваемого дела имеющаяся совокупность доказательств позволяла суду установить событие вменяемого правонарушения и все обстоятельства совершения противоправного деяния.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ, образуют действия (бездействие), в результате которых нарушаются требования к порядку опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации, в том числе вносимых в нее изменений.
Субъектом правонарушения является лицо, обязанное в установленный срок в соответствии с требованиями законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости предоставлять полную и (или) достоверную информацию, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обязанное соблюдать сроки опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, должностным лицом административного органа и судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, действия юридического лица правильно квалифицированы по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ООО "Специализированный застройщик "Спартак" не внесены и не опубликованы в данном случае до 11 мая 2021 года достоверные сведения в проектную декларацию на строительство объекта, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 20 Закон об участии в долевом строительстве, о размерах кредиторской и дебиторской задолженности, о финансовом результате текущего года по состоянию на 31 марта 2021 года (за адрес 2021 года), что является нарушением ч. 4, ч.6 ст. 19 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Вопреки позиции заявителя жалобы, допущенное обществом административное правонарушение создало препятствия для эффективного осуществления контроля за соблюдением норм и правил в сфере законодательства о долевом строительстве, имеющего своей целью защиту прав, законных интересов и имущества граждан и организаций (участников долевого строительства, а также обеспечение доступности, простоты, ясности восприятия участниками долевого строительства (как фактическими, так и потенциальными) обязательной к размещению информации.
Принимая в рамках настоящего дела оспариваемые акты, должностное лицо административного органа и судья районного суда правильно сочли, что в рассматриваемом случае не имеется доказательств того, что ООО "Специализированный застройщик "Спартак" принимались все зависящие от него предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по соблюдению требований ч. 4, ч.6 ст. 19, п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
ООО "Специализированный застройщик "Спартак", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения юридически значимых действий, чего в данном случае сделано не было.
С учетом положений ст.2.9 КоАП РФ, разъяснений, данных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", конкретных обстоятельств настоящего дела, характера административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства, а также с учетом того, что обстоятельства совершения рассматриваемого правонарушения не являются исключительными, существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица, являющегося застройщиком, к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и применения ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о наличии события административного правонарушения и доказанности вины указанного юридического лица в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела и о заинтересованности в его исходе.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Исходя из изложенного, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ - совершение правонарушения впервые, а также отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределённому кругу лиц.
Вопреки доводам в жалобе, анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на общество административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределённому кругу лиц, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершённого правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица, являющегося застройщиком, к установленному законодательством порядку внесения и опубликования достоверных сведений в проектную декларацию на строительство объекта долевого участия.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащего применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принципы презумпции невиновности и законности, порядок рассмотрения и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены, бремя доказывания распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых актов, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Вместе с тем, постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда подлежат изменению в части назначенного обществу административного наказания по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 06 апреля 2022 года, внесены изменения в КоАП РФ, который дополнен статьей 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям" (пункт 3 Закона N 70-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Учитывая изложенное, тот факт, что ООО "Специализированный застройщик "Спартак" с 01 августа 2016 года включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, является микропредприятием, на момент совершения вменяемого административного правонарушения находилось в указанном реестре, следовательно, на данное общество распространяются правила, установленные частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Поскольку размер штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.28 КоАП РФ, составляет сумма, до настоящего времени оспариваемое постановление не исполнено, следует снизить назначенный должностным лицом административного органа административный штраф до сумма, в остальной части обжалуемые акты надлежит оставить без изменения, жалобу заявителя - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление первого заместителя председателя Москомстройинвест N1 от 09 декабря 2021 года по делу N05-07-21-1126, на решение судьи Черемушкинского районного суда адрес от 26 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.28 КоАП РФ, в отношении ООО "Специализированный застройщик "Спартак" изменить, снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа с сумма до сумма.
В остальной части данные постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда оставить без изменения, жалобу по доверенности Молодцовой Н.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.