Судья Московского городского судья Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО " ... " фио на решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 17 апреля 2023 года, которым постановлено:
"Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы, ст. 4.19 КоАП г. Москвы объединить в одно производство.
Постановления заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды N 0401-2049/2020/СЗАО от 22 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.18 КоАП
г. Москвы, и N 0401-2050/2020/СЗАО от 22 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.19 КоАП г. Москвы, в отношении ООО "... " изменить.
Назначить ООО "... " административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В остальной части постановления заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды N 0401-2049/2020/СЗАО от 22 марта 2021 года и N 0401-2050/2020/СЗАО от 22 марта 2021 года оставить без изменений, жалобу - без удовлетворения",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды N... от 22 марта 2021 года ООО "... " признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере сумма
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды N... от 22 марта 2021 года ООО "... " признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.19 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере сумма
Решением судьи районного суда дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы и ст. 4.19 КоАП г. Москвы объединены в одно производство, указанные выше постановления по делам об административных правонарушениях изменены, ООО "... " назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с данным решением судьи, законный представитель ООО "... " обратился в Московский городской суд с жалобой, ссылаясь на необоснованность судебного решения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя ООО "... " К.., оснований для отмены или изменения решения судьи не нахожу.
В соответствии со ст. 4.18 КоАП г. Москвы повреждение зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 4.19 КоАП г. Москвы незаконное уничтожение зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 1 Закона г. Москвы от 05.05.1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" озелененные территории - участки земли, на которых располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники, малозастроенная территория жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которой не менее 70 процентов поверхности занято растительным покровом.
В силу ст. ст. 2, 7 Закона защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями. Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Граждане и юридические лица обязаны: обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях; возмещать вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, в соответствии со статьями 10, 12, 13 настоящего Закона.
На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается: повреждать или уничтожать зеленые насаждения, за исключением случаев, установленных статьей 3 настоящего Закона; разбивать огороды без соответствующего разрешения; разводить костры, жечь опавшую листву и сухую траву, совершать иные действия, создающие пожароопасную обстановку; проезд и стоянка автотранспортных средств, строительной и дорожной техники, кроме техники, связанной с эксплуатацией данных территорий и уходом за зелеными насаждениями; складирование различных грузов, в том числе строительных материалов; ремонт, слив отходов, мойка автотранспортных средств, установка гаражей и тентов типа "ракушка"; производить другие действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами. Лица, имеющие права на земельный участок, принимают на охрану и содержание находящиеся на нем зеленые насаждения, что может закрепляться специальным охранным свидетельством, и несут ответственность в соответствии с главой 6 настоящего Закона.
Согласно п. 9.5 Постановление Правительства Москвы от 10.09.2002 года N 743-ПП (ред. от 22.09.2015) "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы" запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.
Из материалов настоящего дела следует и судьей районного суда установлено, что 8 июня 2020 года в период времени с 11 час. 10 мин. до 11 час. 40 мин. по адресу: адрес, кадастровый номер.., Общество допустило уничтожение зеленых насаждений, а именно: в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы на рассмотрение поступило обращение Управы района К... г. Москвы от 2 июня 2020 года о незаконной вырубке и повреждении зеленых насаждений по вышеуказанному адресу.
В результате осмотра, проведенного 8 июня 2020 года, на земельном участке общего пользования, занятом зелеными насаждениями, со свободным доступом и адресным ориентиром: адрес, установлен факт вырубки и повреждения зеленых насаждений, заключающегося в следующем: у одного дерева проведены работы по удалению ствола и крупных скелетных ветвей без оформления разрешительной документации, дерево произрастает в непосредственной близости от сетчатого забора, установленного по границе участка; также выявлены три пня; деревья произрастали на участке с кадастровым номером...
В период времени с 10 час. 10 мин. по 10 час. 25 мин. совместно с представителем Общества проведено обследование земельного участка по вышеуказанному адресу, в ходе которого установлено, что зеленое насаждение с выявленными повреждениями 8 июня 2020 года произрастает по месту в границах земельного участка, места срезов гладкие, раны не обработаны, выявленные 8 июня 2020 года пни зеленых насаждений отсутствуют (выкорчеваны). На земельном участке проводятся работы по замене сетчатого забора на новый с устройством ленточного фундамента с выемкой грунта по периметру территории.
В ходе проведенного административного расследования установлено, что озелененная территория по вышеуказанному адресу находится в собственности ООО "... " в соответствии с договором купли-продажи от 27 февраля 2020 года.
Таким образом, именно ООО "... " допустило повреждение зеленых насаждений (одного дерева), а также уничтожение зеленых насаждений до оформления разрешительной документации на вышеуказанном земельном участке, что является нарушением ст.ст. 2, 7 Закона г. Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений", п. 9.1 и п. 9.3 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ, утвержденных постановлением Правительства
г. Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП, т.е. совершило административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 4.18 и ст. 4.19 КоАП г. Москвы, о чем составлены протоколы об административном правонарушении от 10 декабря 2020 года.
Факты совершения административных правонарушений подтверждаются материалами дела, в том числе протоколами об административных правонарушениях от 10 декабря 2020 года; ответом ГБУ адрес К... " от 9 декабря 2020 года; фотоматериалом; выпиской из ЕГРН от 7 мая 2020 года; обращением Управы района К... от 2 июня 2020 года; протоколом осмотра территории от 25 сентября 2020 года; протоколом осмотра территории от 8 июня 2020 года; определениями о возбуждении дел об административных правонарушениях и проведении административных расследований от 8 июня 2020 года; иными материалами дела.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст. 25.1, 25.4, 25.5, 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемых постановлений, судом не установлено.
Действия Общества правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 4.18 и ст. 4.19 КоАП
г. Москвы, поскольку юридическое лицо допустило нарушение ст.ст. 2, 7 Закона
г. Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений", п. 9.1 и п. 9.3 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП.
В ходе рассмотрения настоящих дел исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, исследованные должностным лицом административного органа доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно приняты и положены в основу вынесенных постановлений.
Наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода должностного лица административного органа о доказанности вины ООО "... " в совершении административных правонарушений, не установлено.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дел, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ соблюдены, бремя доказывания распределено верно.
При вынесении судебного решения районным судом, применительно к положениям части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, верно было учтено, что допущенные Обществом нарушения были выявлены в одно и то же время, в ходе проведения одного осмотра, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 4.18 КоАП
г. Москвы и ст. 4.19 КоАП г. Москвы, подведомственно одному должностному лицу, которым данные дела рассмотрены в один и тот же день с вынесением соответствующих постановлений, в связи с чем привлечению к административной ответственности ООО "... " подлежало с назначением одного административного наказания в пределах санкции ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы либо ст. 4.19 КоАП г. Москвы, в связи с идентичностью санкций по ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы и ст. 4.19 КоАП г. Москвы.
Исходя из изложенного, по указанным делам суд первой инстанции верно разрешилвопрос о назначении одного административного наказания в соответствии с положениями ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях Учреждения.
При производстве по делам об административных правонарушениях порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем обжалуемые постановления в остальной части и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды N... от 22 марта 2021 года, постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды N... от 22 марта 2021 года, решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 17 апреля 2023 года в отношении ООО "... " оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "... " фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.