Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Фонда ... фио на постановление судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 4 сентября 2023 года, которым постановлено:
"Признать Фонд... виновным в совершении административного правонарушения, преду смотренного ч. 2 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере сумма",
УСТАНОВИЛ:
24 июля 2023 года в отношении Фонда... составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в районный суд.
Постановлением судьи районного суда Фонд... признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2
ст. 19.34 КоАП РФ, и подвергнут административному штрафу.
Не согласившись с постановлением судьи, защитник Фонда обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, в обоснование жалобы указывая на нарушение прав Фонда привлечением к административной ответственности; наличие оснований к признанию правонарушения малозначительным.
В судебное заседание Московского городского суда Фонд... представителя не направил, о дате и времени его проведения уведомлялся надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, не усматриваю оснований для отмены или изменения постановления судьи.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В силу ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление иностранным агентом в уполномоченный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации об иностранных агентах, либо представление в уполномоченный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Положениями Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлен порядок регистрации и включения в реестр, а также требования, подлежащие обязательному соблюдению в целях осуществления некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, деятельности.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в данном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в ст. 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, которые указаны в ст. 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.
Согласно ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" иностранный агент обязан представлять в уполномоченный орган или его территориальный орган следующие сведения:
1) отчет о своей деятельности, включающий отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились, а также включающий сведения о целях деятельности, структуре, территории, в пределах которой осуществляется деятельность, об адресе (о месте нахождения) руководящего органа, по которому осуществляется связь с иностранным агентом, об изменениях в уставе;
2) об учредителях (о членах, об участниках), о персональном составе руководящих органов и работников;
3) об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученном от этих источников, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности иностранного агента, о целях и об объеме их предполагаемого распределения (расходования, использования), о целях и об объеме распределения (расходования, использования), о получении организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников;
4) информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
5) заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий;
6) об изменениях в сведениях, указанных в п.п. 1 - 5 ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Иностранные агенты представляют сведения, указанные в ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в следующие сроки: ежегодно - сведения, указанные в п. 4 ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", а также сведения, предусмотренные п. 5 ч. 8 указанной статьи, касающиеся осуществляемых программ, иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий; один раз в полгода - сведения, указанные в п. 1 и 2 ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"; ежеквартально - сведения, указанные в п. 3 и 6 ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (ч. 10 ст. 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием").
Как усматривается из материалов настоящего дела, 16 января 2023 года в 00 час. 01 мин. Фонд... не предоставил в Минюст России сведения, предусмотренные п.п. 1-3, 6 ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", а именно отчетность по формам NN..,..,..,...
Фонд... является иностранным агентом и расположен по адресу: адрес.
Приказом Минюста России от 29 ноября 2022 года N 304 утверждены порядок и формы представления в Министерство юстиции Российской Федерации иностранным агентом сведений, предусмотренных ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что иностранные агенты представляют в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган следующие сведения:
- отчет о своей деятельности, форма (N...) которого приведена в приложении N 3 к приказу Минюста России от 29 ноября 2022 года N 304, включающий отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились, а также включающий сведения о целях деятельности, структуре, территории, в пределах которой осуществляется деятельность, об адресе (о месте нахождения) руководящего органа, по которому осуществляется связь с иностранным агентом, об изменениях в уставе один раз в полгода не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля);
- об учредителях (о членах, об участниках), персональном составе руководящих органов и работников, форма (N...) представления которых приведена в приложении N 4 к приказу Минюста России от 29 ноября 2022 года N 304, один раз в полгода не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля);
- об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученного от этих источников, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществлении деятельности иностранного агента, о целях и об объеме их предполагаемого распределения (расходования, использования), о целях и об объеме распределения (расходования, использования), о получении организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников, форма (N...) представления которых приведена в приложении N 5 к приказу Минюста России от 29 ноября 2022 года N 304, ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября);
- информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный ст. 18 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", форма (N...) представления которой приведена в приложении N 6 к приказу Минюста России от 29 ноября 2022 года N 304, ежегодно в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным;
- о заявленных для осуществления программах, иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий, форма (N...) представления которых приведена в приложении N 7 к приказу Минюста России от 29 ноября 2022 года N 304, не позднее чем за 2 месяца до дня начала осуществления программы (ее части) и (или) проведения мероприятий;
- об осуществляемых программах, иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий, форма (N...) представления которых приведена в приложении N 8 к приказу Минюста России от 29 ноября 2022 года N 304, ежегодно не позднее 1 ноября текущего года;
- об изменениях в сведениях, указанных в п.п. 1 - 5 ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", форма (N ОИА007) представления которых приведена в приложении N 9 к приказу Минюста России от 29 ноября 2022 года N 304, не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября).
Сведения, указанные в п. 1 Порядка, представляются в Минюст России руководителем российского или иностранного юридического лица или лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени российского или иностранного юридического лица, сведения о котором включены в реестр иностранных агентов, лично либо в виде почтового отправления с описью вложения (п. 3 и 4 Порядка).
Датой представления документов, указанных в п. 1 Порядка, считается дата их принятия Минюстом России, если документы представлены лично, либо дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы представлены в виде почтового отправления с описью вложения (п. 6 Порядка).
Действия Фонда... квалифицированы по ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Фонда в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются:
- копией распоряжения Минюста России от 30 декабря 2014 года N 2029-р о включении Фонда... в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в соответствии с п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- протоколом от 24 июля 2023 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ;
- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Фонда... ;
- иными материалами дела.
Как верно указал суд первой инстанции, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, в связи с чем не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При этом перечисленные выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Фонда события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ.
Доводы жалобы заявителя о нарушении прав Фонда привлечением к административной ответственности формальны, не обоснованы и в большей степени сводятся к уклонению заявителя от административной ответственности за совершенное правонарушение, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Фондом приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Фонда имелась, доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях лица.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности последнего в совершении вмененного административного правонарушения.
Административное наказание Фонду назначено судьей в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ, в связи с чем доводы жалобы заявителя о необоснованном назначении судом наказания и наличие оснований к признанию правонарушения малозначительным судом апелляционной инстанции также отклоняются.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не допущено. Оснований для отмены или изменения постановления судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 4 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ, в отношении Фонда... оставить без изменения, жалобу защитника Фонда... фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.