Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника адрес БАНК" фио на постановление судьи Савеловского районного суда адрес от 14 июня
2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении адрес БАНК",
УСТАНОВИЛ:
11 мая 2023 года начальником отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности Главного управления Федеральной службы судебных приставов по адрес в отношении адрес БАНК" (далее - Общество, Банк) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Савеловский районный суд адрес.
Постановлением судьи Савеловского районного суда адрес от 14 июня 2023 года адрес БАНК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник адрес БАНК" фио просит об отмене постановления судьи районного суда. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что ФССП наделена полномочиями по ведению государственного реестра и контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, так как Общество не является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и не включено в соответствующий государственный реестр, ФССП не наделена полномочиями принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении адрес БАНК", следовательно, Общество не может быть привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку требования ФССП незаконны, считает, что в действиях Банка отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Законный представитель, защитник адрес БАНК" в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном порядке, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли (л.д. 48-50).
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность, предусмотренная ст. 17.7 КоАП РФ, наступает за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.10 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, адрес БАНК" совершило умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, а именно: в ГУФССП по адрес поступило обращение фио по вопросу неправомерных действий со стороны неустановленных
лиц при осуществлении взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности по кредитному договору с адрес БАНК".
Принимая во внимание, что в заявлении фио и согласно представленной информации усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.57 КоАП РФ, должностное лицо Главного управления Федеральной службы судебных приставов по адрес, руководствуясь ст.ст. 28.1, 28.7 КоАП РФ, 06 апреля 2023 года возбудило дело об административном правонарушении и проведении административного расследования
N 55/23/74000 в отношении адрес БАНК", о чем им было вынесено соответствующее определение от 06 апреля 2023 года.
С целью получения необходимых сведений 06 апреля 2023 года вынесено и направлено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении в адрес БАНК" (л.д. 12-13). В указанном определении имеется разъяснение о том, что истребуемые сведения должны быть представлены в трехдневный срок со дня получения определения. Определение получено адрес БАНК" 11 апреля 2023 года.
04 мая 2023 года в ГУФССП по адрес поступил ответ от адрес БАНК" (л.д. 23), из которого усматривается, что Общество представило сведения не в полном объеме и с нарушением срока предоставления истребуемой информации.
Действия адрес БАНК" квалифицированы по ст. 17.7 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, факт административного правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 11 мая 2023 года; определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 06 апреля 2023 года; списком почтовых отправлений; отчетом об отслеживании почтовых отправлений; определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 апреля 2023 года, а также другими письменными доказательствами.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям адрес БАНК" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, выражается в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Субъектами указанного административного правонарушения, наряду с гражданами и должностными лицами, могут являться юридические лица.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения дела установлено, что адрес БАНК" в трёхдневный срок со дня получения не выполнило в полном объеме требование должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 2, 3 ст. 14.57 КоАП РФ, о предоставлении сведений.
Таким образом, бездействие адрес БАНК" правильно квалифицировано по ст. 17.7 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что ФССП не наделена полномочиями принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении адрес БАНК" по ст. 14.57 КоАП РФ, в связи с чем, Общество не может быть привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку требования ФССП незаконны, являются несостоятельными.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных", если обработка персональных данных необходимы для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, в равно и в связи с осуществлением правосудия, обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных.
Кроме того, согласия субъекта персональных данных не требуется в случае, если обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах (пункт 3 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных).
Как следует из совокупности представленных доказательств, указанные в определении должностного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по адрес от 06 апреля 2023 года сведения, запрашивались в рамках дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 2, 3 ст. 14.57 КоАП РФ, возбужденного должностным лицом Управления Федеральной службы судебных приставов по адрес в отношении неустановленных лиц.
Приказом ФССП России от 29 мая 2020 года N 437 утверждено Положение об Управлении по организации ведения государственного реестра и контроля деятельности юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности (далее - Положение).
В соответствии с п. 1.1 Положения Управление по организации ведения государственного реестра и контроля деятельности юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности (далее - Управление), является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов, осуществляющим в пределах своей компетенции функции и выполняющим задачи федерального органа принудительного исполнения по ведению государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр, юридические лица соответственно), и по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр.
В Управлении для выполнения возложенных на него задач создаются отделы (п. 1.5 Положения).
Одной из основных задач Управления является обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и законных интересов физических лиц (п. 1.8.1 Положения).
При осуществлении полномочий Управление обеспечивает в пределах компетенции сохранность и конфиденциальность персональных данных, сведений, затрагивающих частную жизнь граждан, другой конфиденциальной информации, а также сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну (п. 1.9).
В рамках предоставленных Положением полномочий Управление вправе: рассматривать обращения граждан и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Управления; осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативными правовыми актами ФССП России производство по делам об административных правонарушениях (пп. 2.1.1 и 2.1.3 Положения).
В соответствии с Приказом ФССП России от 20 августа 2021 года N 456 должностные лица (начальник, его заместитель) Федеральной службы судебных приставов, в полномочия которых входит осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.57 КоАП РФ.
А поэтому, начальник отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности Главного управления Федеральной службы судебных приставов по адрес, возбудив производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.57 КоАП РФ в связи с выявлением признаков нарушения законодательства Федерального закона N 230-ФЗ, устанавливающего в целях защиты прав и законных интересов физических лиц правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств, обоснованно, для выяснения всех обстоятельств дела, истребовал сведения, касающиеся взаимодействия с лицом, на основании заявления которого было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.57 КоАП РФ.
Истребуемая у Общества информация не содержит указаний на сведения, не относящиеся к обстоятельствам, подлежащим установлению в рамках дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.57 КоАП РФ.
Следует отметить, что истребование должностным лицом в рамках проводимого административного расследования проверки указанных выше сведений не противоречит положениям Федерального закона N 152-ФЗ, осуществлено в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на него полномочий и не требует согласия граждан на обработку их персональных данных.
Не выполнив требования судебного пристава в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.57 КоАП РФ, о предоставлении информации о направленных смс-сообщениях, почтовых отправлениях, аудиозаписи всех коммуникаций (голосовых сообщений), осуществляемых по инициативе Банка в рамках действий, направленных на возврат просроченной задолженности фио, адрес БАНК" нарушило требования вышеуказанных законов, что влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 17.7 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы не опровергают установленных судьей районного суда обстоятельств и не влияют на законность обжалуемого судебного акта. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, при рассмотрении дела не допущено.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в размере, предусмотренном санкцией ст. 17.7 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о юридическом лице.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Савеловского районного суда адрес от 14 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении адрес БАНК" - оставить без изменения, жалобу защитника адрес БАНК" фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.