Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Чуфистова И.В, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Исправительная колония N 19 Управления ФСИН России по Республике Коми", Федеральной службы исполнения наказаний на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 6 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 октября 2023 года, принятые по административному делу N 2а-1726/2023 по административному иску Бабенко Павла Валерьевича к ФКУ "Исправительная колония N 19 Управления ФСИН России по Республике Коми", Федеральной службе исполнения наказаний об оспаривании бездействия и присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бабенко П.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми (далее ФКУ ИК-19) о взыскании денежной компенсации в размере 300000 рублей за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.
В обоснование требований указал, что отбывал наказание в ФКУ ИК-19 с 2005 по 2009 годы, условия содержания были не надлежащими, а именно в отрядах NN 2, 3 и СУС отсутствовало горячее водоснабжение, отряды были переполнены, не хватало сантехнического оборудования (туалетов, умывальников), в бане отсутствовали шторки и перегородки, не в полном объеме был обеспечен вещевым довольствием, на крышах зданий отсутствовали ограждения для предотвращения падения снега и льда.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 6 апреля 2023 года с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу Бабенко П.В. взыскана денежная компенсация за нарушение условий содержания в размере 6000 рублей; в остальной части иска Бабенко П.В. к ФСИН России и ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республики Коми отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 октября 2023 года решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 6 апреля 2023 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Бабенко П.В, ФКУ "Исправительная колония N 19 Управления ФСИН России по Республике Коми" и Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 6 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 октября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 12 октября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 23 ноября 2023 года, представитель ФКУ "Исправительная колония N 19 Управления ФСИН России по Республике Коми", Федеральной службы исполнения наказаний ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объёме, указывая на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным по делу обстоятельствам, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену постановленных судебных актов, не допущено.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства по делу установлено, что Бабенко П.В. с 24 декабря 2005 года по 20 марта 2009 года отбывал уголовное наказание в ФКУ Исправительная колония N 19 Управления ФСИН России по Республике Коми.
Судом первой инстанции обоснованно признаны несостоятельными доводы административного истца о нарушении требований к оборудованию санитарных узлов общежитий, банно-прачечного комплекса, нарушении норм вещевого довольствия. Выводы суда в отношении приведённых выше доводов истца подробно мотивированы в постановленном по делу решении и правильно признаны не имеющими доказательств, поскольку обращаясь в суд с иском в 2023 году о нарушении условий его содержания под стражей в исправительной колонии в период с 2005 года по 2009 годы, истец лишил администрацию данного учреждения возможности представлять документы, подтверждающие доводы возражений на иск. Так в соответствии с приказом ФСИН России от 21.07.2014 N 373 срок хранения справок, книг учёта о проведении санитарно-гигиенических обследований объектов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы составляет 3 года; отчётов, справок, аналитических таблиц - 5 лет; на запрос суда документы, связанные с пребыванием Бабенко П.В. в названном исправительном учреждении, не предоставлены по причине их уничтожения.
В то же время, разрешая вопрос об обоснованности доводов истца относительно отсутствия горячего водоснабжения в помещениях общежитий отрядов, камер штрафных изоляторов и помещений камерного типа ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в указанный в иске период времени, суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание то обстоятельство, что представителем административного ответчика не отрицался факт отсутствия инженерных сетей горячего водоснабжения в помещениях общежитий колонии в период отбытия истцом наказания.
Оценив доводы административного истца, приведённые в административном исковом заявлении о ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении, суды пришли к обоснованному выводу о несоответствии материально-бытовых условий в заявленный период содержания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми предъявляемым требованиям в части касающейся оборудования санитарных узлов горячим водоснабжением, в связи с чем правильно признали за Бабенко П.В. право на денежную компенсацию, определив её размер в разумных пределах.
Отвергая доводы представителя административных ответчиков, сводящиеся к тому, что отсутствие горячего водоснабжения обусловлено постройкой помещений исправительной колонии в периоды, когда требования к оборудованию помещений санузлов исправительных колоний горячим водоснабжением отсутствовали, суды правильно руководствовался пунктами 19.2.1 и 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, согласно которым здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также ранее действующих нормативных документов, в частности Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 130-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп, предусматривающей требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях исправительных учреждений.
Кроме того, в силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, и иным законодательством Российской Федерации.
Статья 8 Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", предусматривает право гражданина на благоприятную среду обитания, которая, в свою очередь, предполагает возможность гражданина пользоваться во время гигиенических процедур горячей водой. Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство такое право никак не ограничивает.
Суды первой и апелляционной инстанции, разрешая вопрос об обоснованности требований истца о присуждении денежной компенсации, обоснованно исходили из несостоятельности доводов представителя исправительной колонии, сводящихся к утверждению о том, что Бабенко П.В. обеспечивался горячей водой в объёме, достаточном для удовлетворения потребности питания и личных гигиенических нужд, посредством предоставления помывки согласно утверждённого графика в банно-прачечном комплексе, а также путём предоставления возможности кипятить воду электрическим водонагревателем в помещениях общежитий отрядов колонии.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы.
Взыскивая компенсацию в размере 6000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Понятия разумности и справедливости являются оценочной категорией, чёткие критерии которых законодательством не предусмотрены.
Таким образом, в каждом конкретном случае суд вправе определить пределы разумности, справедливости и соразмерности компенсации с учетом конкретных обстоятельств дела.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 6 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Исправительная колония N 19 Управления ФСИН России по Республике Коми", Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 6 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 октября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объёме изготовлено 5 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.