Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ОСП по г. Снежногорску и г. Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО п. Видяево УФССП по Мурманской области, УФССП по Мурманской области на решение Полярного районного суда Мурманской области от 3 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 23 августа 2023 года по административному делу N 2а-485/2023 по административному исковому заявлению Демидова Андрея Сергеевича о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам и возложении обязанности произвести расчет задолженности по алиментам в соответствии с действующим законодательством.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Демидов А.С. обратился в Полярный районный суд Мурманской области с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по городу Снежногорску и городу Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО Видяево Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области (далее - МОСП по городу Снежногорску и городу Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО Видяево УФССП России по Мурманской области) Попковой К.А, начальнику МОСП по городу Снежногорску и городу Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО Видяево УФССП России по Мурманской области о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам и возложении обязанности произвести расчет задолженности по алиментам в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование заявленных требований указано, что на исполнении в МОСП по городу Снежногорску и городу Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО Видяево УФССП России по Мурманской области находится исполнительное производство N, возбужденное в отношении Демидова А.С. на основании исполнительного листа серии N от 25 марта 2019 года, предмет исполнения - взыскание с должника алиментов в размере 1/4 части всех видов заработка ежемесячно на содержание несовершеннолетнего сына - ФИО1
Постановлением судебного пристава-исполнителя Попковой К.А. от 28 июля 2021 года произведен расчет задолженности по алиментам за периоды с 11 по 16 августа 2021 года, с 21 по 28 февраля 2021 года, с 1 марта по 27 июля 2021 года, размер задолженности определен в сумме 61 089 рублей 19 копеек.
При этом, из постановления судебного пристава-исполнителя Попковой К.А. от 22 сентября 2021 года об обращении взыскания на заработную плату должника, следует, что сумма задолженности по алиментам определена в размере 318 402 рубля 50 копеек.
В дальнейшем административный истец, в порядке подчиненности, обратился с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя, которая постановлением заместителя начальника МОСП по городу Снежногорску и городу Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО Видяево УФССП России по Мурманской области от 2 июля 2022 года оставлена без удовлетворения.
Обращает внимание, что в оспариваемом постановлении судебным приставом-исполнителем неверно определена сумма задолженности, поскольку учтены периоды трудоустройства Демидова А.С, в которых административный истец осуществлял алиментные выплаты в полном объеме.
С учетом изложенного, административный истец просил суд признать незаконным постановление от 20 сентября 2021 года о расчете задолженности по алиментам и возложить на административного ответчика обязанность произвести расчет задолженности по алиментам в соответствии с действующим законодательством, а также восстановить процессуальный срок на обращение с настоящим административным исковым заявлением в суд.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области (далее - УФССП России по Мурманской области), заместитель начальника отделения - заместитель старшего судебного пристава МОСП по городу Снежногорску и городу Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО Видяево УФССП России по Мурманской области Кругляков А.К, в качестве заинтересованного лица взыскатель Попова Е.Д.
Решением Полярного районного суда Мурманской области от 3 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 23 августа 2023 года, административное исковое заявление Демидова А.С. удовлетворено частично.
Признано незаконным и отменено постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по городу Снежногорску и городу Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО Видяево УФССП России по Мурманской области Попковой К.А. от 20 сентября 2021 года о расчете задолженности по алиментам в отношении должника Демидова А.С, в отношении несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
В кассационной жалобе ОСП по г. Снежногорску и г. Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО п. Видяево УФССП по Мурманской области, УФССП по Мурманской области на решение Полярного районного суда Мурманской области от 3 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 23 августа 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 20 ноября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 8 декабря 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов судов обстоятельствам административного дела, и принятии по административному делу нового решения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, решением Первомайского районного суда г. Мурманска от 5 февраля 2019 года по гражданскому делу N 2-367/2019 с Демидова А.М. в пользу Луковкиной Е.Д. взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/4 части всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с 6 декабря 2018 года и до совершеннолетия ребенка.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по городу Снежногорску и городу Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО Видяево УФССП России по Мурманской области от 30 апреля 2019 года возбуждено исполнительное производство N 17491/19/51017-ИП. Этим же днем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по городу Снежногорску и городу Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО Видяево УФССП России по Мурманской области от 30 апреля 2019 года исполнительное производство N окончено на основании пункта 8 часть 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
2 сентября 2020 года начальником отдела - старшим судебным приставом-исполнителем МОСП по городу Снежногорску и городу Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО Видяево УФССП России по Мурманской области Родиным И.В. вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства N и возобновлении исполнительных действий. Исполнительное производство зарегистрировано под N. Этим же днем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по городу Снежногорску и городу Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО Видяево УФССП России по Мурманской области от 2 сентября 2020 года исполнительное производство N окончено на основании пункта 8 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Взыскатель Луковкина Е.Д. изменила фамилию на Попову Е.Д. 28 июля 2021 года начальником отдела - старшим судебным приставом-исполнителем МОСП по городу Снежногорску и городу Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО Видяево УФССП России по Мурманской области Родиным И.В. вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства N и возобновлении исполнительных действий.
Исполнительное производство зарегистрировано под N.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по городу Снежногорску и городу Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО Видяево УФССП России по Мурманской области в рамках исполнительного производства N 28 июля 2021 года, 20 сентября 2021 года, 29 марта 2022 года, 20 апреля 2022 года и 16 июня 2022 года вынесены постановления о расчете задолженности по алиментам.
Указанные расчеты произведены в связи с тем, что должник о месте работы не сообщал, документов, подтверждающих свой заработок или иной доход, не представлял, расчет произведен в соответствии со статьей 113 Семейного кодекса Российской Федерации, исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя МОСП по городу Снежногорску и городу Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО Видяево УФССП России по Мурманской области от 22 сентября 2021 года и 16 июня 2022 года обращено взыскание на заработную плату и иные доходы должника.
20 сентября 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по городу Снежногорску и городу Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО Видяево УФССП России по Мурманской области вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, в соответствии с которым задолженность по алиментам рассчитана за периоды с 1 апреля по 31 декабря 2019 года, с 1 февраля по 31 мая 2020 года, с 1 сентября 2020 года по 30 сентября 2021 года, с 1 по 31 января 2021 года, с 1 марта по 31 августа 2021 года, с 1 по 20 сентября 2021 года в размере 318 402 рубля 50 копеек.
Разрешая административное дело и частично удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из того, что фактический доход должника при расчете задолженности судебным приставом-исполнителем при вынесении оспариваемого постановления учтен не был, что повлекло применение неверного метода расчета задолженности и неправильное определение суммы долга по алиментным обязательствам должника Демидова А.С.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда с указанными выводами суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было. При установленных судами фактических обстоятельствах дела нормы материального права применены судами по существу правильно.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229- ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель (сотрудник органов принудительного исполнения) должен принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, не допуская при этом ущемления прав, законных интересов граждан и организаций.
Размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (пункт 3 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В соответствии с пунктом 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности
Аналогичное положение закреплено в части 3 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве", которой установлено, что размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Между тем в рассматриваемом случае судами установлено, что судебный пристав-исполнитель при вынесении оспариваемого постановления от 20 сентября 2021 года располагал сведениями о трудоустройстве и выплате алиментов должником.
Согласно сведениям из исправительного учреждения с осужденного Демидова А.С. производились удержания алиментов в размере - части заработка, а также задолженности по алиментам. С Демидова А.С. за время отбывания наказания удержаны алименты в размере 12 989 рублей 04 копейки, задолженность по алиментам в размере 3 520 рублей 49 копеек. Остаток задолженности на дату освобождения 11 августа 2020 года отсутствует.
Также с 17 августа 2020 года Демидов А.С. был трудоустроен в ООО "Окей", по сведениям ООО "Окей" с Демидова А.С. за период с 1 сентября 2020 года по 20 февраля 2021 года удерживались алименты, задолженность по алиментам на момент увольнения отсутствовала.
При установленных обстоятельствах дела, судебная коллегия полагает правильными выводы судов о наличии оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по городу Снежногорску и городу Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО Видяево УФССП России по Мурманской области Попковой К.А. о расчете задолженности по алиментам от 20 сентября 2021 года, поскольку расчет задолженности по алиментам произведен без учета фактических доходов должника и размера фактически удержанных (уплаченных) алиментов.
Последующая отмена судебным приставом - исполнителем постановления от 20 сентября 2021 года и вынесение нового постановления о расчете задолженности от 7 сентября 2022 года, не является основанием для отказа в удовлетворении требования о признании оспариваемого постановления незаконным, поскольку постановление от 20 сентября 2021 года, как установлено судами, было реализовано и повлекло неблагоприятные последствия для административного истца.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Полярного районного суда Мурманской области от 3 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 23 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОСП по г. Снежногорску и г. Гаджиево ЗАТО Александровск и ЗАТО п. Видяево УФССП по Мурманской области, УФССП по Мурманской области - без удовлетворения.
Решение Полярного районного суда Мурманской области от 3 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 23 августа 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 21 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.