Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Смирнова Александра Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 мая 2023 года по административному делу N 2а-6462/2022 по административному исковому заявлению Смирнова А.В. к Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району, консультанту Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району Балакшину С.Г. о признании предписания от 13 апреля 2021 года N 122 незаконным в части.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Смирнов А.В. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району о признании предписания от 13 апреля 2021 года N 122 в части расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД N 306 по ул. Тентюковская г. Сыктывкара в соответствии с требованиями абзаца 4 пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, без учета показаний распределителей тепловой энергии, установленных в помещении МКД незаконным.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечен консультант Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району Балакшин С.Г, в качестве заинтересованных лиц ООО "УК Жилищная Управляющая Компания" (далее также - ООО "УК ЖУК"), Управление Роспотребнадзора по Республике Коми.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 декабря 2022 года административное исковое заявление Смирнова А.В. удовлетворено.
Признан незаконным пункт 3 предписания Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району от 13 апреля 2021 года N 122.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 мая 2023 года решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 декабря 2022 года отменено. Принято по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление Смирнова А.В. к Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району, консультанту Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району Балакшину С.Г. о признании пункта 3 предписания от 13 апреля 2021 года N 122 незаконным оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Смирнова А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 мая 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 27 ноября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 8 декабря 2023 года, ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения, в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, оставив в силе решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 декабря 2022 года.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что административный истец Смирнов А.В. является пользователем "адрес", управление МКД осуществляется ООО "УК ЖУК".
13 апреля 2021 года на основании распоряжения первого заместителя руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора проведена внеплановая выездная проверка ООО "УК ЖУК", в ходе которой установлено, что МКД N 306 по ул. Тентюковская г. Сыктывкара оснащен общедомовыми приборами учета (ОДПУ) тепловой энергии, холодного водоснабжения, электрической энергии. Жилое помещение N 83 в МКД оборудовано индивидуальными приборами учета (ИПУ) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, электрической энергии, распределителями тепловой энергии. В нарушение абзаца 4 пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), собственнику жилого помещения "адрес" МКД при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с февраля 2019 года по февраль 2021 года ООО "УК ЖУК" применялись показания распределителей тепловой энергии, установленных в жилом помещении; корректировка не проводилась.
По результатам проверки 13 апреля 2021 года ООО "УК Жилищная Управляющая Компания" выдано предписание N 122, пунктом 3 которого предписано в срок не позднее 21 мая 2021 года: собственникам/пользователям жилых помещений в МКД расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществлять в соответствии с требованиями абзаца 4 пункта 42 (1) Правил N 354, без учета показаний распределителей тепловой энергии, установленных в жилых помещениях в МКД.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции пришел к выводам, что предписание от 13 апреля 2021 года N 122 вынесено консультантом Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району в отсутствие полномочий, без установления юридически значимых обстоятельств, нарушает права административного истца, в связи с чем не может быть признано законным в оспариваемой части.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми с указанными выводами суда первой инстанции не согласилась, найдя их ошибочными, не соответствующими установленным обстоятельствам дела, основанными на неправильном применении норм материального права.
В свою очередь суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что предписание выдано на законных основаниях, уполномоченным должностным лицом, при этом требование пункта 3 предписания не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку оспариваемое требование предписания не меняет порядок осуществления расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием показаний распределителей тепловой энергии.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 мая 2023 года в кассационном порядке, допущено не было. При установленных фактических обстоятельствах дела нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно.
В силу части 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).
Пунктом 42 (1) Правил N 354 определен порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению.
Так, абзацем 1 данного пункта установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Абзацем 3 пункта 42(1) Правил N 354 установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Абзац 4 названного пункта применяется при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, и предписывает использование формул 3(1) и 3(4) приложения N 2 к Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
Формула 3 (4) приложения N 2 к Правилам предусматривает корректировку в I квартале года, следующего за расчетным годом, размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме при оплате равномерно в течение календарного года.
Корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению при способе оплаты равномерно в течение календарного года применяется в связи с использованием средней величины потребляемой тепловой энергии (среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год), ее целью является учет фактически потребленного объема коммунального ресурса при расчетах с ресурсоснабжающей организацией.
Абзацем 5 пункта 42 (1) Правил N 354 определены требования к расчету размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством, в том числе требований по созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований (подпункт 1); выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям (подпункт 3); составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений (подпункт 4).
Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (подпункт 4 пункта 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В данном случае материалами дела установлено, что Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району на основании обращения собственника жилого помещения, проживающего в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", в соответствии с распоряжением первого заместителя руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) проведена внеплановая проверка в отношении управляющей МКД организации - ООО "УК ЖУК", являющейся исполнителем коммунальной услуги по отоплению МКД, а также осуществляющей расчет и предъявление платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам (пользователям) помещений в МКД.
В ходе проведения проверки, на основании представленного ООО "УК ЖУК" в надзорный орган реестра индивидуальных приборов учета МКД по состоянию на 1 апреля 2021 года установлено, что часть нежилых помещений в МКД не оснащена ни индивидуальными приборами учета тепловой энергии, ни распределителями тепловой энергии, в частности нежилые помещения N 3, 4, 5, 6 в МКД; у части жилых помещений в МКД отсутствуют показания хотя бы одного распределителя; часть жилых помещений в МКД не оснащена ни индивидуальными и (или) общими квартирными приборами учета тепловой энергии, ни распределителями тепловой энергии, в частности жилые помещения N 24, 107, 114, 119 в МКД.
На основании представленных сведений надзорным органом сделан вывод о том, что в нарушение абзаца 4 пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2017 года N 354 в редакции, действовавшей до 2 июля 2021 года, собственнику жилого помещения квартиры N 83 в МКД при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с февраля 2019 года по февраль 2021 года ООО "УК ЖУК" применялись показания распределителей тепловой энергии, установленных в жилом помещении.
С целью устранения выявленных нарушений Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району предписано ООО "УК ЖУК" осуществлять собственникам / пользователям жилых помещений в МКД расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с требованиями абзаца 4 пункта 42(1) Правил N 354 без учета показаний распределителей тепловой энергии, установленных в жилом помещении (пункт 3 предписания).
Содержание используемых в Правилах N 354 основных понятий раскрыто в положениях пункта 2 названных Правил.
Согласно указанным положениям, индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении (абзац шестой).
Коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Для определения объемов (количества) отведенных из многоквартирного дома сточных вод используются коллективный (общедомовый) прибор учета сточных вод, а при его отсутствии - коллективные (общедомовые) приборы учета холодной воды и горячей воды в порядке, установленном настоящими Правилами (абзац восьмой).
Общий (квартирный) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на коммунальную квартиру при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в такой квартире (абзац четырнадцатый).
В свою очередь, распределитель - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители (абзац шестнадцатый).
Коллективные, общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета тепловой энергии и распределители затрат на отопление являются различными техническими устройствами как по принципу их действия, так и по способу установки.
Вышеприведенными положениями абзацев 3 - 5 пункта 42 (1) Правил N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме поставлен в зависимость от оборудования МКД коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а его жилых и нежилых помещений - индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, а не распределителями.
При установленных фактических обстоятельствах дела суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого предписания органа государственного жилищного надзора в части необходимости применения в отношении рассматриваемого МКД положений абзаца 4 пункта 42 (1) Правил N 354. Применение при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению только показаний распределителей тепловой энергии, установленных в жилом помещении, без корректировки, действующим законодательством не предусмотрено.
При этом абзацем 7 пункта 42 (1) Правил N 354 установлено, что если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта и подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива может быть установлена более частая в течение года периодичность проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в указанном в настоящем абзаце многоквартирном доме, в случае осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода. В случае выхода из строя, отсутствия показаний или наличия факта нарушения целостности пломбы хотя бы одного распределителя в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома такое помещение приравнивается к помещениям, не оборудованным распределителями.
Между тем судом апелляционной инстанции установлено, что площадь помещений МКД оборудованных распределителями составляет 40, 97 процентов (менее 50 процентов общей площади жилых и нежилых помещений).
Доводы кассационной жалобы о противоречии выводов суда апелляционной инстанции правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 30-П, судебная коллегия находит основанными на ошибочном толковании норм права.
Пунктом 1 названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьями 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3) взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзаце третьем действовавшей редакции пункта 42 (1) Правил N 354 в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.
Пунктом 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации предписано Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в названном постановлении, - внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.
Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 30-П Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 декабря 2018 года N 1708 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме", которым положения абзацев 2 - 7 пункта 42 (1) Правил N 354 изложены в новой редакции.
Соответствующие положения Правил N 354 в измененной редакции, которые предусматривают, в том числе, обязательное ведение учета вышедших из строя приборов учета, применены судом апелляционной инстанции в рассматриваемом административном деле.
С учетом изложенного, вывод суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемое предписание выдано на законных основаниях, уполномоченным должностным лицом, при этом требование пункта 3 предписания не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку оспариваемое требование предписания не меняет порядок осуществления расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием показаний распределителей тепловой энергии, не отменяют требования, установленные абзацем 7 пункта 42(1) Правил N 354 о проведении 1 раз в год в соответствии с формулой 6 приложения N 2 Правил N354 корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием показаний распределителей тепловой энергии, установленных в помещениях МКД, не отменяет обязанность ООО "УК ЖУК" учитывать показания распределителей тепловой энергии, установленных в жилом помещении административного истца и в других помещениях собственников (пользователей) в МКД, при проведении 1 раз в год корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению, вопреки доводам кассационной жалобы, следует признать правильным.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В данном случае совокупности таких обстоятельств по делу не установлено.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судом апелляционной инстанции верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Смирнова Александра Владимировича - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 мая 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 21 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.