Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-6243/2023 по кассационной жалобе Щербинина В.С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 20 июня 2023 года по административному исковому заявлению Щербинина В.С. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области, заместителю начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области Коробенко Е.В, Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области, начальнику Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области Сущевской Ю.В. об оспаривании действий, признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Щербинина В.С. Халиуллина Р.Р, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
2 июля 2021 года заместитель начальника Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области Коробенко Е.В. направила по адресу регистрации Щербинина В.С. уведомление N N о необходимости предоставления в инспекцию по месту нахождения ФБУ "РосСтройКонтроль" сообщения о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений по форме N С-09-3-1.
Полагая действия административного ответчика по направлению уведомления в адрес административного истца незаконными, Щербинин В.С. обратился в вышестоящий налоговый орган с жалобой на действия административного органа и его должностного лица.
4 августа 2022 года решением руководителя УФНС России по Вологодской области N@ Щербинину В.С. отказано в удовлетворении жалобы на действия Коробенко Е.В, выразившиеся в направлении уведомления.
Выражая несогласие с приведенным решением, Щербинин В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к МИФНС России N 12 по Вологодской области, заместителю начальника МИФНС России N 12 по Вологодской области Коробенко Е.В, начальнику УФНС России по Вологодской области Сущевской Ю.В, в котором просил признать действия заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области Коробенко Е.В, Межрайонной ИФНС России N 12, выразившиеся в направлении уведомления N N от 2 июля 2021 года Щербинину В.С, незаконными; признать незаконным решение руководителя Управления ФНС России по Вологодской области Сущевской Ю.В. от 4 августа 2022 года N@.
В обоснование заявленных требований указал, что юридически значимые сообщения должны направляться налоговым органом непосредственно налогоплательщику по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а не руководителю налогоплательщика по адресу его регистрации. В рассматриваемой ситуации налогоплательщиком является Федеральное бюджетное учреждение "Федеральный центр строительного контроля" (далее ФБУ "Федеральный центр строительного контроля"). Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в данном конкретном случае, не предусмотрено направление документов на домашний адрес руководителя юридического лица.
Определением суда от 11 ноября 2022 года УФНС России по Вологодской области привлечено к участию в деле в качестве административного соответчика, ФБУ "Федеральный центр строительного контроля" в качестве заинтересованного лица.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 6 декабря 2022 года административные требования Щербинина В.С. удовлетворены.
Признаны незаконными действия МИФНС России N 12 по Вологодской области по направлению почтовой корреспонденции - письма (уведомления) от 2 июля 2021 года N по представлению сведений по ФБУ "Федеральный центр строительного контроля" по месту жительства Щербинина В.С. (генерального директора).
Признано незаконным решение УФНС России по Вологодской области от 4 августа 2022 года об оставлении жалобы Щербинина В.С. без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 20 июня 2023 года решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 6 декабря 2022 года отменено. Административные исковые требования Щербинина В.С. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N12 по Вологодской области, заместителю начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области Коробенко Е.В, Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области, начальнику Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области Сущевской Ю.В. об оспаривании действий, признании незаконным решения-оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 20 июня 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 11 декабря 2023 года, Щербинин В.С. ставит вопрос об отмене судебного постановления, полагая, что оно принято при неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 2 июля 2021 года МИФНС России N 12 по Вологодской области в адрес организации ФБУ "Федеральный центр строительного контроля" направлено письмо N о том, что в связи с поступившими сведениями об осуществлении организацией ФБУ "Федеральный центр строительного контроля" деятельности по оказанию услуг по проведению строительного контроля на территории города Череповца Вологодской области сроком более одного месяца, необходимо в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения предоставить "Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях" по форме N С-09-3-1 (Приложениях N 1, 9 к Приказу ФНС России от 4 сентября 2020 года N N в инспекцию по месту нахождения юридического лица. Письмо подписано заместителем начальника МИФНС России N 12 по Вологодской области Коробенко Е.В.
Решение получено административным истцом 15 августа 2022 года.
В тот же день (2 июля 2021 года) письмо аналогичного содержания налоговым органом направлено по адресу регистрации генерального директора учреждения ФБУ "Федеральный центр строительного контроля" Щербинина В.С.
Полагая действия административного ответчика по направлению уведомления в адрес административного истца незаконными, Щербинин В.С. обратился в вышестоящий налоговый орган (УФНС России по Вологодской области) с жалобой на действия административного органа (МИФНС России N12 по Вологодской области) и его должностного лица (начальника МИФНС России N12 по Вологодской области Коробенко Е.В.).
Решением руководителя УФНС России по Вологодской области Сущевской Ю.В. 4 августа 2022 года N@ Щербинину В.С. отказано в удовлетворении его жалобы на действия должностного лица налогового органа, выразившиеся в направлении уведомления в его адрес.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что со стороны налоговых органов имело место нарушение прав административного истца, поскольку использование сведений о месте его жительства (без его согласия) и направление ему по адресу регистрации корреспонденции, связанной с деятельностью ФБУ "Федеральный центр строительного контроля", нарушает свободы и законные интересы административного истца, доказательств необходимости использования указанной информации в государственных, общественных или иных публичных интересах суду не представлено.
При этом, установив, что должностные лица действовали в интересах налоговых органов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что подлежат признанию незаконными действия МИФНС России N 12 по Вологодской области по направлению почтовой корреспонденции - письма (уведомления) от 2 июля 2021 года N N по представлению сведений ФБУ "Федеральный центр строительного контроля" по месту жительства Щербинина В.С, а также решение УФНС России по Вологодской области от 4 августа 2022 года об оставлении жалобы Щербинина В.С. без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции нашел решение суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно статье 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы в Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" и государственными внебюджетными фондами, а также с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 31 Российской Федерации установлено, что документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации законными представителями налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Из приведенных правовых норм следует, что действующее законодательство прямо предусматривает право налоговых органов по направлению документов в адрес представителя - руководителя организации, а также право позволяющее налоговым органам уведомлять физическое лицо, которое является единоличным исполнительным органом налогоплательщика.
В рассматриваемом случае, направление информационного письма административному истцу - генеральному директору ФБУ "Федеральный центр строительного контроля" по месту его жительства, являлось дополнительной мерой, направленной на надлежащее извещение лица и соблюдение его процессуальных прав, при этом МИФНС России N12 по Вологодской области действовала в пределах своих полномочий.
Из содержания статей 83-85 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в целях налогового контроля, составной частью которого является учет налогоплательщиков, физические лица, не относящиеся к индивидуальным предпринимателям, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства на основании заявления о постановке на учет, а также без такого заявления на основе информации, предоставляемой уполномоченными на то законом органами.
Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (часть 1 статьи 1).
В силу статьи 2 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.
Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением филиалов иностранных страховых организаций и представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (абзац 2 пункта 1).
В пункте 1 статьи 4 Федерального закона N 129-ФЗ также указано, что государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.
Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 названной статьи).
Статья 5 Федерального закона N 129-ФЗ определяет, какие обязательные сведения подлежат внесению в государственный реестр относительно юридического лица.
В пункте 2 статьи 6 Федерального закона N 129-ФЗ определен порядок предоставления сведений из государственного реестра, в виде выписки из соответствующего государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Порядок доступа граждан к содержащейся в государственных реестрах информации о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях установлен статьей 6 Федерального закона N 129-ФЗ, согласно которой соответствующие сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в том числе в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 1 данной статьи (пункт 1); содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде выписки из соответствующего государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации (пункт 2); отказ в предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с пунктом 1 данной статьи, не допускается (пункт 4).
Согласно пункту 4 Порядка ведения единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), утвержденного Приказом Минфина России от 30 октября 2017 года N 165н (далее - Порядок, утвержденный Приказом Минфина России от 30 октября 2017 года N 165н) внесение записей в ЕГРЮЛ или ЕГРИП осуществляется территориальными органами ФНС России, на которые возложены полномочия по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Каждой записи при внесении в ЕГРЮЛ и ЕГРИП присваивается государственный регистрационный номер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее Федеральный закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3 статьи 3).
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 3 Федерального закона N 152-ФЗ распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц, а предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
В силу статьи 5 данного Федерального закона обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей; не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных; обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки; содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки; обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (части 2, 4 и 5).
Условия обработки персональных данных обозначены законодателем в статье 6 названного Федерального закона. В частности, устанавливается, что обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 18 июля 2019 года N 2173-О, положения пункта 7 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных", допускающие обработку персональных данных оператором персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных, если такая обработка необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права субъекта персональных данных.
Совокупность указанных положений свидетельствует о том, что обработка персональных данных может осуществляться как с согласия на обработку персональных данных, так и в отсутствие такого согласия субъекта персональных данных.
При этом, обработка сведений о субъектах персональных данных осуществляется налоговыми органами для достижения целей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и выполнения возложенных на налоговые органы функций, полномочий и обязанностей, в связи с чем, налоговые органы вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции о том, что использование налоговыми органами сведений о месте жительства административного истца без его согласия является нарушением его прав, обоснованно признаны судом апелляционной инстанции неверными.
Кроме того, информационное письмо, направленное налоговым в адрес административного истца получено последним лично, прав и свобод Щербинина В.С. не нарушает, препятствий к их осуществлению не создает, не порождает в отношении административного истца каких-либо правовых последствий и не возлагает на него дополнительных обязанностей, в связи с чем само по себе несогласие административного истца с действиями налоговых органов, не свидетельствует об их неправомерности.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае совокупности обязательных вышеприведенных условий по административному делу не установлено, что повлекло отказ в удовлетворении административного иска.
Суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного постановления, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными, в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Вологодского областного суда от 20 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Щербинина В.С.- без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 20 июня 2023 и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 29 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.