Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сенчуковой Е.В, судей Лепской К.И, Шевчук Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шаровой Галины Романовны на решение Печорского городского суда Республики Коми от 16 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 14 сентября 2023 года по гражданскому делу N 2-528/2023 по иску Шаровой Галины Романовны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, выдаче пенсионного удостоверения.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Сенчуковой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шарова Г.Р. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - ОСФР по Республике Коми), просила признать незаконным решение ОСФР по Республике Коми об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ г. и возложить на ответчика обязанность выдать пенсионное удостоверение.
В обоснование заявленных исковых требований Шарова Г.Р. указала, что имеет страховой стаж работы в районах Крайнего Севера и местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Общий стаж, образуемый в результате суммирования, предоставляет истцу право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако пенсионным органом отказано в суммировании стаж работы в районах Крайнего Севера и местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с чем Шарова Г.Р. не согласна.
Решением Печорского городского суда Республики Коми от 16 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 14 сентября 2023 г, в удовлетворении исковых требований Шаровой Г.Р. отказано.
В кассационной жалобе Шаровой Г.Р. ставится вопрос об отмене судебных постановлений как принятых с нарушением норм материального права и удовлетворении исковых требований.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле. Неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Шарова Г.Р. обратилась в ОСФР по Республике Коми с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ Шаровой Г.Р. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. Стаж истца определен по пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях": страховой стаж (календарно) - 28 лет 21 день; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (календарно) - 13 лет 8 месяцев 01 день; стаж работы в районах Крайнего Севера (календарно) 10 лет 11 месяцев 26 дней; стаж работы в районах Крайнего Севера (суммированный) (1 год в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, приравнивается к 9 месяцам в районах Крайнего Севера) - 21 год 02 месяца 26 дней.
В оспариваемом решении истцу разъяснено, что с учетом имеющегося стажа работы и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, право на страховую пенсию возникнет в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по достижении 54 лет.
Полагая свое право нарушенным, Шарова Г.Р. полагает необходимым суммировать стаж работы в районах Крайнего Севера и в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поскольку она проживает и работала в "адрес", и назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Шаровой Г.Р, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", принимая во внимание, установив, что истец не имеет требуемого стажа работы в особых природно-климатических условиях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми указала, что при назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ исчисление стажа производится в календарном порядке. Суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера со стажем работы в местностях, приравненных к таким районам, в случае, если гражданин работал как к районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях содержится в пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако право на назначение страховой пенсии по старости по данному основанию возникнет у Шаровой Г.Р. при имеющемся стаже лишь при достижении возраста 54 лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, направленные на реализацию конституционных прав граждан на получение государственных пенсий, согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 19 декабря 2019 г. N 3373-О, от 26 апреля 2021 г. N 786-О, от 30 ноября 2021 г. N 2548-О, согласно которой Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом положений части 3 статьи 35 данного Закона) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При наличии стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 17 лет, право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ возникнет со дня, следующего за днем, в котором требуемый стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, будет выработан полностью. При условии продолжения работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера или районах Крайнего Севера, право на страховую пенсию может быть определено по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. При наступлении права на пенсию по старости следует вновь обратиться с заявлением о назначении пенсии.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с толкованием судом норм материального права о порядке назначения досрочной пенсии по старости женщинам, родившим двух и более детей, и имеющим необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях, вследствие чего признаются несостоятельными.
Доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемых судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда.
При разрешении спора судами установлены все юридически значимые обстоятельства, выводы судов мотивированы и соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела. Все представленные доказательства оценены судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений требований процессуального законодательства при оценке доказательств, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
В судебных актах в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приведены выводы суда, вытекающие из установленных им фактических обстоятельств дела, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения в обжалованной части.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебных инстанций основанными на правильном применении положений норм материального права, регулирующих спорные отношения. Предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Печорского городского суда Республики Коми от 16 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 14 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шаровой Галины Романовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.