Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черлановой Е.С, судей Белинской С.В, Яроцкой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военный ордена Жукова университет радиоэлектроники" Министерства обороны Российской Федерации к Соловьеву Антону Андреевичу о возмещении материального ущерба, по кассационной жалобе Соловьева Антона Андреевича на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 29 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 26 сентября 2023 г, заслушав доклад судьи Черлановой Е.С, пояснения представителя Соловьева А.А. - Писарева Ю.В, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 29 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 26 сентября 2023 г, с Соловьева А.А. в пользу Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военный ордена Жукова университет радиоэлектроники" Министерства обороны Российской Федерации взысканы денежные средства в размере 313 401 руб. 67 коп. в возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 334 руб. 02 коп.
В кассационной жалобе Соловьев А.А. просит отменить судебные акты как незаконные, в обоснование жалобы указывает, что обучаясь в военном учебном заведении, он фактически имел статус военнослужащего, проходившего военную службу по призыву. До поступления в ВУЗ военную службу он не проходил, в период обучения контракт о прохождении военной службы не заключал и, соответственно, обязательство по возмещению денежных средств, затраченных на его военную или специальную подготовку не принимал.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ в отсутствии не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судами не допущено.
Судом первой инстанции установлено, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 августа 2020 г. N 0120 Соловьев А.А. зачислен с 15 августа 2020 г. на первый курс в Военный университет радиоэлектроники, назначен на воинскую должность курсанта, ему присвоено воинское звание рядовой и личный номер.
Приказом начальника Военного университета радиоэлектроники от 20 октября 2021 г. N 230 рядовой Соловьев А.А, курсант 2 курса факультета N 3, отчислен из университета на основании поданного им рапорта об отчислении университета по нежеланию учиться, рапорта начальника курса факультета N 3, и освобожден от воинской должности курсанта. Для руководства и дальнейшего прохождения военной службы подчинен командиру 1 роты батальона обеспечения учебного процесса.
Одновременно приказано взыскать с Соловьева А.А. в установленном порядке 313 401 руб. 67 коп. для возмещения средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку.
Приказом Врио начальника Военного университета радиоэлектроники от 18 марта 2022 г. рядовой Соловьев А.А, бывший курсант 2 курса факультета N 3, выслуживший срок военной службы по призыву, с указанной даты исключен из списков личного состава военного училища, всех видов обеспечения, направлен для постановки на воинской учет в военный комиссариат.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе").
Согласно пункту 1 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений между сторонами), в военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право поступать, в том числе граждане, не проходившие военную службу, - в возрасте от 16 до 22 лет; граждане, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.
Пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Методикой исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402, предусмотрен порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации, отчисленных из военных образовательных организаций, в том числе в связи с нежеланием учиться, размер и состав подлежащих возмещению средств, перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав расходов, период, на который определяются расходы, размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, текущее значение суммы подлежащих возмещению средств.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался пунктами 1, 2, 7 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и воинской службе", пунктом 2 Методики исчисления размере подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, и пришел к выводу об обязанности лица, отчисленного из военного высшего профессионального образовательного учреждения в связи с нежеланием учиться, возместить средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку.
Отклоняя довод апелляционной жалобы ответчика об отсутствии оснований для взыскании денежных средств, так как в период обучения контракт о прохождении военной службы он не заключал, до поступления в учебное заведение военную службу не проходил, суд апелляционной инстанции указал, что отсутствие контракта о прохождении военной службы не является основанием для освобождения от установленной пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" обязанности по возмещению средств, затраченных на обучение. Средства, затраченные на военную и специальную подготовку курсанта, не являются расходами, связанными с обеспечением исполнения обязанностей военной службы в период обучения, которые не подлежат возмещению.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами нижестоящих судов и оснований для отмены судебных актов по доводам жалобы не находит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 129-О-О указано, что пункт 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Предусмотренная же этим пунктом обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.
Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 29 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 26 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Соловьева Антона Андреевича - без удовлетворения.
Председательствующийсудьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.