Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Птоховой З.Ю, судей Швецовой М.В, Яроцкой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кольского района Мурманской области к администрация Кольского района Мурманской области, муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Кольская средняя общеобразовательная школа N2", Управлению образования администрации Кольского района Мурманской области о возложении обязанности совершить определенные действия
по кассационной жалобе администрация Кольского района Мурманской области на решение Кольского районного суда Мурманской области от 16 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 29 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Швецовой М.В, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Малышева Я.В, полагавшего апелляционное определение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Кольская средняя общеобразовательная школа N 2" (далее - МБОУ Кольская СОШ N 2) о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, по результатам которой установлено, что МБОУ Кольская СОШ N эксплуатирует здания, находящиеся в пользовании на праве оперативного управления, расположенные в "адрес" по адресам: "адрес"а; "адрес"; "адрес".
В нарушение пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", техническое обследование зданий, в установленном порядке не проводилось, в связи с чем в адрес ответчика было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Техническое обследование зданий до настоящего времени не проведено.
Выявленные в деятельности образовательной организации нарушения законодательства свидетельствуют о невыполнении обязанности по созданию безопасных условий пребывания несовершеннолетних в зданиях образовательной организации, что может повлечь угрозу их жизни и здоровья, гарантией которых выступает государство.
Просил возложить на ответчика МБОУ Кольская СОШ N обязанность произвести обследование технического состояния эксплуатируемого здания с привлечением специализированных организаций в срок до 1 сентября 2023 г, а в случае недостаточности денежных средств, обязать учредителя - администрацию "адрес" произвести финансирование производимых мероприятий по техническому обследованию.
Судом в качестве соответчика к участию в деле привлечена администрация Кольского района Мурманской области.
Решением Кольского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора удовлетворены. На МБОУ Кольская СОШ N 2 возложена обязанность произвести обследование технического состояния эксплуатируемых зданий, расположенных по адресам: "адрес"а; "адрес"; "адрес", с привлечением специализированных организаций в срок до 1 сентября 2023 г. В случае недостаточности денежных средств на учредителя - администрацию "адрес" возложена обязанность произвести финансирование производимых мероприятий по техническому обследованию.
Определением от 7 июня 2023 г. судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку суд первой инстанции, разрешив требования о финансировании заявленных в иске работ, производимом за счет средств бюджета Кольского района Мурманской области, рассмотрел вопрос о правах и об обязанностях Управления образования администрации Кольского района Мурманской области, являющегося главным распорядителем средств бюджета Кольского района Мурманской области для подведомственных муниципальных образовательных учреждений, которое в нарушение части 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не было привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Судом апелляционной инстанции в качестве соответчика к участию в деле привлечено Управление образования администрации Кольского района Мурманской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 29 июня 2023 г. решение Кольского районного суда Мурманской области от 16 февраля 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования прокурора удовлетворены. На МБОУ Кольская СОШ N 2 возложена обязанность произвести обследование технического состояния эксплуатируемых зданий, расположенных по адресам: "адрес"а; "адрес"; "адрес", с привлечением специализированных организаций. На администрацию "адрес", Управление образования администрации "адрес" возложена обязанность организовать финансирование мероприятий по техническому обследованию зданий, расположенных по адресам: "адрес"а; "адрес"; "адрес", с привлечением специализированных организаций. Установлен срок для исполнения решения суда до 1 сентября 2024 г.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене решения суда и апелляционного определения как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Поскольку судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено, оно не может являться предметом проверки суда кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений в переделах доводов жалобы судом апелляционной инстанций не допущено.
Право граждан на безопасность жизни и здоровья регламентировано в статьях 20, 41 Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон "Об образовании в Российской Федерации") к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу статей 28, 41 Закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 36 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
В соответствии с частью 6, частью 7 статьи 55.24, статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации. Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. N 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее по тексту - Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым приложением 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым приложением 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации (пункт 2.2).
В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики (пункт 3.2).
Приложением 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).
Пунктами 4.1, 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", который введен в действие приказом Госстандарта от 27 декабря 2012 г. N1984-ст, предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в 5 лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих вне благоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения): по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.
При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта. При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; стены, колонны, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.
Рассмотрев дело по существу, судебная коллегия апелляционной инстанции установила, что по адресу: "адрес", находится здание школы N 2, общей площадью 4993, 4 кв.м, год ввода в эксплуатацию - 1950. Данное здание является муниципальной собственностью и находится на праве оперативного управления у ответчика МБОУ Кольская СОШ N 2.
Кроме того, у ответчика также на праве оперативного управления находятся здания по адресам: "адрес", год ввода в эксплуатацию - 1968; "адрес", год ввода в эксплуатацию - 1958.
"адрес" была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, по результатам которой было установлено нарушение МБОУ Кольская СОШ N2 положений Закона "Об образовании в Российской Федерации", поскольку техническое обследование вышеуказанных зданий в установленном порядке образовательным учреждением не проводилось.
31.08.2022 прокуратурой Кольского района в адрес руководителя МБОУ Кольская СОШ N2 было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Данное представление в установленном порядке не оспорено, непризнано незаконным.
Из ответа МБОУ Кольская СОШ N2 от 27.11.2022 на представление прокурора следует, что на техническое обследование зданий школы в 2022 г. не было заложено финансирование. Учреждением было направлено ходатайство в администрацию Кольского района Мурманской области о выделении денежных средств в 2023 г.
Поскольку сведений о проведении учреждением технического обследования здания с привлечением специализированных организаций и применением современных средств технической диагностики в рамках эксплуатационного контроля после передачи здания в оперативное управление, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации, материалы дела не содержат, данное обстоятельство, по мнению суда второй инстанции, не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.
Как отметила судебная коллегия областного суда, в соответствии с представленными стороной ответчиков копиями акта проверки готовности образовательной организации к учебному году от 10 августа 2022 г. и акта технического осмотра здания от 29 мая 2023 г. плановые осмотры проводятся формально, без точного описания выявленных дефектов, без указания объема требуемых ремонтных работ по зданию, сведения о техническом состоянии здания и элементов в целом ограничены указанием на удовлетворительное состояние.
Само по себе выполнение учреждением по мере возникновения необходимости работ по текущему ремонту, что подтверждается представленными копиями договоров, заключаемых с подрядчиками, по убеждению суда апелляционной инстанции, не свидетельствует о надлежащем выполнении учреждением обязанности по проведению обследования технического состояния эксплуатируемого здания с привлечением специализированных организаций, располагающих современными средствами технической диагностики.
Вместе с тем, как отметила судебная коллегия областного суда, непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания учреждения путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
Круг лиц, которые подвергаются данной опасности, является неопределенным (ученики, учителя, родители, посетители, др.).
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При установлении фактов нарушения закона, прокурор в пределах возложенных на него полномочий, вправе обращаться в суд с требованиями об устранении выявленных нарушений, влекущих угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что вопреки доводам ответчиков, исковые требования прокурора о возложении на МБОУ Кольская СОШ N 2 обязанности произвести обследование технического состояния эксплуатируемого здания с привлечением специализированных организаций подлежат удовлетворению.
Доводы ответчиков о том, что ГОСТ 31937-2011 утвержден для добровольного применения отклонен судом второй инстанции, поскольку данный факт не освобождает от обязанности проведения технического обслуживания, периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренной положениями статьи 36 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также Градостроительным кодексом Российской Федерации. Кроме того необходимость систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики предусмотрена и Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. N 312, являющимся обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
При этом суд второй инстанции отметил, что положения части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" допускают несоблюдение сводов правил, применяемых на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом. Отказ от применения соответствующих стандартов влечет необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов, нежели эти. То есть неисполнение такого стандарта без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, не допускается.
Разрешая требования прокурора относительно финансирования мероприятий по техническому обследованию, судебная коллегия областного суда пришла к следующему.
Согласно Уставу МБОУ Кольская СОШ N 2 образовательное учреждение является некоммерческой организацией, имущество которой находится в собственности муниципального образования Кольский район и принадлежит учреждению на праве оперативного управления. Учредителем является муниципальное образование Кольский район Мурманской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кольского района. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с муниципальным заданием на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Источниками финансового обеспечения учреждения являются, в том числе, субсидии, предоставляемые из бюджета Кольского района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании главы 3 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится составление и рассмотрение проекта бюджета соответствующего муниципального образования, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно статье 19 Устава муниципального образования Кольский район Мурманской области, принятого решением Совета депутатов Кольского района от 25 мая 2005 г. N 32/2, администрация Кольского района Мурманской области является исполнительно-распорядительным органом Кольского района Мурманской области.
В соответствии с Положением об Управлении образования администрации Кольского района Мурманской области, утвержденного решением Совета депутатов Кольского района Мурманской области от 22 декабря 2016 г. N 5/7, Управление образования администрации Кольского района является структурным подразделением администрации Кольского района, органом администрации Кольского района, обеспечивающим в пределах своей компетенции управление в сфере образования (пункты 1.2, 2.1).
Предметом деятельности Управления образования является решение вопросов местного значения в сфере образования, отнесенных к компетенции муниципального образования Кольский район законодательством Российской федерации, законодательством Мурманской области, решениями и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования Кольский район (пункт 3.1).
К основным целям Управления образования относятся, в том числе, осуществление полномочий администрации Кольского района в сфере образования (пункт 3.2.1).
Согласно пункту 3.3 Положения для реализации предмета и основных целей, предусмотренных Положением, Управление образования обеспечивает содержание зданий и сооружений подведомственных муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; является главным распорядителем бюджетных средств бюджета Кольского района для подведомственных муниципальных образовательных и иных учреждений; разрабатывает предложения по формированию бюджета Кольского района в части расходов на образование; составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципальными образовательными учреждениями муниципальных заданий, представляет отчетность, связанную с исполнением бюджета (пункты 3.3.2, 3.3.19, 3.3.20, 3.3.21).
Материалами дела подтверждено, что финансовое обеспечение деятельности МБОУ Кольская СОШ N2 осуществляется на основании заключенных между Управлением образования администрации Кольского района и учреждением соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на соответствующий год в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции установлено, что в планах финансово-хозяйственной деятельности на 2023 г. денежные средства на оплату стоимости проведения обследования технического состояния здания не запланированы, в связи с чем размер субсидии определен без учета расходов, которые повлечет проведение указанных в иске мероприятий.
До настоящего времени денежные средства, необходимые для проведения работ по обследованию технического состояния, эксплуатируемого учреждением здания с привлечением специализированных организаций, МБОУ Кольская СОШ N 2 не выделены.
Как указала судебная коллегия областного суда, предоставление субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания либо на иные цели урегулировано статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской федерации, согласно абзацу 1 и абзацу 2 пункта 1 которой такие субсидии предоставляются из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из местных бюджетов устанавливаются органами местного самоуправления (абзац 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением администрации Кольского района Мурманской области от 21 декабря 2020г. N 1462 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из бюджета Кольского района Мурманской области муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели.
Согласно пунктам 1.3, 2.5 указанного Порядка субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Кольского района в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных главному распорядителю средств бюджета Кольского района, осуществляющему функции и полномочия учредителя в отношении учреждений, в соответствующем финансовом году на цели, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка. Размер субсидий определяется на основании документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, которые подтверждают потребность учреждения в запрашиваемых субсидиях, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете Кольского района на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных учредителю на соответствующий финансовый год.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что администрация Кольского района Мурманской области является исполнительно-распорядительным органом Кольского района Мурманской области, в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обладает полномочиями по финансированию муниципальных образовательных учреждений, реализуемыми через структурное подразделение - Управление образования администрации Кольского района, являющееся главным распорядителем средств бюджета Кольского района для подведомственных муниципальных образовательных учреждений, судебная коллегия апелляционной инстанции пришла к выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию мероприятий по техническому обследованию здания МБДОУ N 24 п.г.т. Верхнетуломский на администрацию Кольского района и Управление образование администрации Кольского района Мурманской области.
На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание законодательно установленный порядок заключения муниципальным учреждением договора на проведение обследования технического состояния здания и порядок финансирования деятельности учреждения, учитывая мнение представителя истца в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия областного суда сочла возможным установить ответчикам, с учетом времени, необходимого для осуществления администрацией Кольского района и Управлением образования администрации Кольского района Мурманской области требуемого финансирования, срок исполнения решения суда до 1 сентября 2024 г.
Учитывая, что судом первой инстанции допущено процессуальное нарушение, предусмотренное пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющееся безусловным основанием для отмены судебного постановления, судом апелляционной инстанции решение суда отменено с принятием по делу нового решения.
Суд кассационной инстанции с выводами суда апелляционной инстанций соглашается.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом проверки и надлежащей оценки суда апелляционной инстанции, повторяют позицию при рассмотрении дела в судах, сводятся к несогласию с выводами суда второй инстанции и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены и были не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность апелляционного определения либо опровергали выводы суда.
Согласно статьям 67, 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 29 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.