Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Медведкиной В.А, судей Каревой Г.Г, Осиповой Е.М.
с участием прокурора Скибенко С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Североморска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению образования Администрации ЗАТО города Североморск, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению ЗАТО города Североморск "Североморская школа полного дня", Администрации ЗАТО города Североморск об обязании провести обследование технического состояния здания с привлечением специализированных организаций по кассационной жалобе Администрации ЗАТО города Североморск на решение Североморского районного суда Мурманской области от 20 июля 2023 года (с учетом определения от 25 августа 2023 года об исправлении описки) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 18 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Каревой Г.Г, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Североморска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению образования Администрации ЗАТО города Североморск, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению ЗАТО города Североморск "Североморская школа полного дня", Администрации ЗАТО города Североморск, заявив в окончательной редакции требования о возложении на МБОУ ЗАТО г. Североморск "Североморская школа полного дня" обязанности провести обследование технического состояния эксплуатируемого здания, с привлечением специализированных организаций, возложении на Администрацию ЗАТО города Североморск, Управление образования Администрации ЗАТО города Североморск обязанности организовать финансирование мероприятий по техническому обследованию здания, расположенного по адресу: "адрес" привлечением специализированных организаций, установив срок для исполнения решения суда до 01.09.2024, указывая, что прокуратурой города по результатам проведенной проверки установлено, что МБОУ ЗАТО г. Североморск "Североморская школа полного дня" эксплуатирует здание, расположенное по адресу: "адрес", с 1970 года, при этом в нарушение п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" техническое обследование здания в установленном порядке не проводилось, выявленные нарушения могут повлечь угрозу их жизни и здоровья, гарантией которых выступает государство.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск, Комитет имущественных отношений (далее - КИО) Администрации ЗАТО г. Североморск.
Определением суда от 01.06.2023 процессуальный статус третьего лица Управления образования Администрации ЗАТО г. Североморск изменен на соответчика, а также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, протокольным определением суда от 10.05.2023 и 01.06.2023 привлечены: МБУ "Административно-хозяйственное и транспортное обслуживание" и МБУО "Контора хозяйственно-эксплуатационного обслуживания".
Решением Североморского районного суда Мурманской области от 20 июля 2023г. (с учетом определения от 25 августа 2023г. об исправлении описки) исковые требования прокурора г. Североморска удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 18 октября 2023 г. решение Североморского районного суда Мурманской области от 20 июля 2023г. (с учетом определения от 25 августа 2023г. об исправлении описки) оставлено без изменения.
Администрация ЗАТО г. Североморск в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене судебных постановлений, указывая, что, как следует из положений Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", так и из разъяснений Минстроя России, при соблюдении законодательства в рассматриваемой сфере проведение технического состояния здания с привлечением специализированных организаций является одной из форм контроля за состоянием здания, но неединственной и необязательной к применению.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скибенко С.А.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представителя не направили.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//3kas.sudrf.ru).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность решения суда первой инстанции и апелляционного определения, судебной судебная коллегия Третьего кассационного суда приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами допущено не было.
Статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу статей 28, 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно статье 92 Федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 36 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
В соответствии с частью 6, частью 7 статьи 5524, статьи 5525 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее по тексту - Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым приложением 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым приложением 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации (пункт 2.2).
В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики (пункт 3.2).
Приложением 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).
Пунктами 41, 43, 44, 51 ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", который введен в действие приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 1984-ст, предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в 5 лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих вне благоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.
При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта. При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; стены, колонны, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что по адресу: "адрес", находится здание школы, общей площадью 4447, 8 кв.м, год ввода в эксплуатацию - 1970. Данное здание является муниципальной собственностью и находится на праве оперативного управления у ответчика МБДОУ ЗАТО г. Североморск "Североморская школа полного дня".
Прокуратурой ЗАТО г. Североморск проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, по результатам которой установлено нарушение МБДОУ ЗАТО г. Североморск "Североморская школа полного дня" положений Закона N273-ФЗ, поскольку техническое обследование вышеуказанного здания в установленном порядке образовательным учреждением не проводилось.
Сведений о проведении учреждением технического обследования здания с привлечением специализированных организаций и применением современных средств технической диагностики в рамках эксплуатационного контроля после передачи здания в оперативное управление, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации, материалы дела не содержат, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.
01.01.2023 между МБУО "Контора хозяйственно-эксплуатационного обслуживания" и МБДОУ ЗАТО г. Североморск "Североморская школа полного дня" заключен договор на осуществление хозяйственно-эксплуатационного, технического обслуживания учреждения, оказание консультационных услуг по размещению заказов на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров заказчику, консультационную помощь при планировании и осуществлении закупок, включая определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения контрактов, а также юридические услуги.
Представленные в материалы дела результаты обследования образовательного учреждения ООО "МЭСК" с использованием специального средства технической диагностики - прибора testo 865 на предмет наличия трещин на фасадах здания и утечек сквозь них тепла являются лишь термографическим обследованием здания, проведенным для увеличения энергоэффективности и сохранения в здании тепла. При этом оценка безопасности и надежности строительных, несущих конструкций здания, а также систем инженерно-технического обеспечения в рамках данного обследования не давалась.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 5524, 5525 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 06 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", оценив представленные доказательства в порядке статьи 657 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что круг лиц, которые подвергаются данной опасности, является неопределенным (ученики, учителя, родители, посетители, др.), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, мотивировано отклонив возражения ответчика об отсутствии оснований для возложения вышеуказанной обязанности, пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЗАТО г. Североморск "Североморская школа полного дня" обязанности провести обследование технического состояния эксплуатируемого здания, расположенного по адресу: "адрес" с привлечением специализированных организаций.
При этом, разрешая требования прокурора, касающиеся финансирования мероприятий по техническому обследованию, суд исходил из того, что Администрация ЗАТО г. Североморск является исполнительно-распорядительным органом ЗАТО г. Североморск, в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обладает полномочиями по финансированию муниципальных образовательных учреждений, реализуемыми через структурное подразделение - Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск, являющееся главным распорядителем средств бюджета ЗАТО г. Североморск для подведомственных муниципальных образовательных учреждений, в связи с чем, пришел к выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию мероприятий по техническому обследованию здания МБДОУ ЗАТО г. Североморск "Североморская школа полного дня" на Администрацию ЗАТО г. Североморск и Управление образование администрации ЗАТО г. Североморск.
На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание законодательно установленный порядок заключения муниципальным учреждением договора на проведение обследования технического состояния здания и порядок финансирования деятельности учреждения, учитывая мнение представителя истца в суде апелляционной инстанции, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об установлении срока исполнения решения суда до 01 сентября 2024г.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов законными и обоснованными, поскольку по настоящему делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, выводы судов достаточно подробно мотивированы, должным образом отражены в судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ доказательств, представленных сторонами в материалы дела.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе полностью повторяют доводы апелляционной жалобы и, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, и к выражению несогласия с произведенной оценкой представленных по делу доказательств и суждений судов, в целом направлены на переоценку состоявшихся судебных постановлений и не могут служить основанием к их отмене, поскольку применительно к положениям статей 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанции или были ими опровергнуты.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе, при исследовании и оценке доказательств, равно, как и иных оснований, влекущих отмену либо изменение оспариваемых судебных постановлений, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 20 июля 2023 года (с учетом определения от 25 августа 2023г. об исправлении описки) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 18 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации ЗАТО города Североморск - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.