Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черлановой Е.С, судей Белинской С.В, Яроцкой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Североморска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному учреждению ЗАТО г. Североморск "Средняя образовательная школа N 5", администрации ЗАТО г. Североморск, Управлению образования администрации ЗАТО г.Североморск о возложении обязанности произвести обследование технического состояния зданий с привлечением специализированных организаций, по кассационной жалобе администрации ЗАТО г. Североморск на решение Североморского районного суда Мурманской области от 18 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 11 октября 2023 г, заслушав доклад судьи Черлановой Е.С, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ - Скибенко С.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Североморского районного суда Мурманской области от 18 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 11 октября 2023 г, удовлетворены исковые требования прокурора города Североморска.
На муниципальное бюджетное учреждение ЗАТО г. Североморск "Средняя образовательная школа N 5" (далее - МБОУ ЗАТО г. Североморск "СОШ N 5") возложена обязанность провести обследование технического состояния эксплуатируемого здания, расположенного по адресу: "адрес" с привлечением специализированных организаций.
На администрацию ЗАТО города Североморск, Управление образования администрации ЗАТО города Североморск возложена обязанность организовать финансирование мероприятий по техническому обследованию здания, расположенного по адресу: "адрес" с привлечением специализированных организаций.
Установлен срок для исполнения решения суда до 1 сентября 2024 г.
В кассационной жалобе администрация ЗАТО г. Североморск просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что суды руководствовались приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. N 312 и ГОСТ 31937-2011, не подлежащими применению при рассмотрении настоящего дела. Неправомерно возложена на администрацию обязанность по организации финансирования, поскольку в полномочия администрации не входит составлению бюджета г. Серевоморск. Не указаны действия, которые должна совершить администрация по организации финансирования.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судами не допущено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что МБОУ ЗАТО г. Североморск "СОШ N 5" на праве оперативного управления принадлежит здание, общей площадью 3385, 5 кв.м, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу: "адрес" введенное в эксплуатацию в 1973 году.
Прокуратурой ЗАТО г. Североморска проведена проверка, по результатам которой установлено нарушение МБОУ ЗАТО г. Североморск "СОШ N 5" положений закона в части обеспечения безопасных условий пребывания "данные изъяты", поскольку техническое обследование вышеуказанного здания в установленном порядке с привлечением специализированных организаций и применением современных средств технической диагностики не проводилось, что подтверждается сведениями, содержащимися в технических паспортах на объекты недвижимого имущества.
Возражая против иска, МБОУ ЗАТО г. Североморск "СОШ N 5" указало, что учреждение ежегодно проводит комиссионное обследование здания при подготовке к новому учебному году, что подтверждается актами по техническому осмотру здания.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 6, 7 статьи 5524, статьей 5525 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 части 1 статьи 9, статьями 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", пунктами 4.1, 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" и пришел к выводу о невыполнении МБОУ ЗАТО г. Североморск "СОШ N 5" требований закона о проведении технического обследования здания школы с привлечением специализированных организаций.
Выполнение учреждением проверки готовности образовательной организации к учебному году и по мере возникновения необходимости работ по текущему ремонту не свидетельствует о надлежащем выполнении учреждением обязанности по проведению обследования технического состояния эксплуатируемого здания с привлечением специализированных организаций, располагающих современными средствами технической диагностики.
Не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания учреждения путем привлечения специализированной организации может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 36 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
В соответствии с частью 6, частью 7 статьи 5524, статьи 5525 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем
осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Возлагая на администрацию ЗАТО города Североморск и Управление образования администрации ЗАТО города Североморск обязанность организовать финансирование мероприятий по техническому обследованию здания школы, суд первой инстанции исходил из того, что согласно Уставу МБОУ ЗАТО г. Североморск "СОШ N 5" образовательное учреждение является некоммерческой организацией, имущество которой находится в собственности муниципального образования ЗАТО г. Североморск и принадлежит учреждению на праве оперативного управления.
Учредителем учреждения является муниципальное образование ЗАТО г. Североморск в лице администрации ЗАТО г. Североморск. Функции и полномочия учредителя исполняет структурное подразделение администрации ЗАТО г. Североморск со статусом юридического лица - Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются, в том числе, субсидии из муниципального бюджета на выполнение учреждением муниципального задания, бюджетные инвестиции и субсидии на иные цели, иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения учреждением муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления.
Учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденным учредителем планом финансово-хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании главы 3 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится составление и рассмотрение проекта бюджета соответствующего муниципального образования, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно ст. 44.1 Устава муниципального образования городской округ закрытое административно-территориальное образование город Североморск Мурманской области (принят решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 13 декабря 2011 г. N 218) (ред. от 20 декабря 2022 г.) Администрация ЗАТО г. Североморск (местная администрация ЗАТО г. Североморск) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО г.Североморск федеральными законами и законами Мурманской области.
В силу Положения "О бюджетном процессе в муниципальном образовании ЗАТО г. Североморск", утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 21 июня 2011 г. N 158 участниками бюджетного процесса в ЗАТО г. Североморск являются администрация ЗАТО г. Североморск, главные администраторы (администраторы) источников доходов бюджета ЗАТО г. Североморск, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета ЗАТО г. Североморск.
К бюджетным полномочиям администрации ЗАТО г. Североморск относятся: утверждение порядка и сроков составления бюджета ЗАТО г. Североморск, обеспечение его составления; внесение проекта бюджета с необходимыми документами и материалами на утверждение Совета депутатов ЗАТО г. Североморск; установление порядка осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджета муниципального образования ЗАТО г. Североморск и порядка определения объема и условий предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели; принятие решений об использовании средств резервного фонда администрации ЗАТО г. Североморск, а также осуществление иных бюджетных полномочий в соответствии с Бюджетным кодеком Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Мурманской области, нормативными правовыми актами ЗАТО г. Североморск.
В соответствии с Положением об Управлении образования администрации ЗАТО г. Североморск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск N 159 от 21 июня 2011 г. с учетом изменений внесенных решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск N 306 от 7 ноября 2017 г, Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск является структурным подразделением администрации ЗАТО г. Североморск, обеспечивающим осуществление полномочий администрации ЗАТО г. Североморск в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.1 Устава).
Задачами управления являются осуществление полномочий администрации ЗАТО г. Североморск в сфере образования (п. 2.1).
Управление от имени администрации ЗАТО г. Североморск осуществляет функции и полномочия учредителя подведомственных муниципальных образовательных организаций, подведомственных муниципальных учреждений в соответствии с муниципальными правовыми актами. Осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных муниципальных учреждений (п. 3.8, 8.11).
Управление обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных трансферов, условий, установленных при их предоставлении. Утверждает план финансово-хозяйственной деятельности подведомственных муниципальных образовательных организаций, а также подведомственных муниципальных учреждений, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения (п. 3.12-3.14). Управление также оказывает содействие подведомственным муниципальным образовательным организациям, подведомственным муниципальным учреждениям в решении вопросов развития их материально-технической базы, обеспечения уставной деятельности и проведения ремонтных работ (п. 3.23).
В соответствии с Порядком определения объема и условий предоставления из бюджета муниципального образования ЗАТО г. Североморск муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденным постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 28 декабря 2020 г. N 2212, финансовое обеспечение деятельности МБОУ ЗАТО г. Североморск "СОШ N 5" осуществляется на основании заключенных между Управлением образования администрации ЗАТО г. Североморск и учреждением соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на соответствующий год в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.
Отклоняя довод ответчиков о том, что приказ Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. N 312 и ГОСТ 31937-2011 не подлежат применению при рассмотрении настоящего дела, поскольку носят рекомендательный характер, суд первой инстанции указал, что применение данных технических актов обусловлено требованиями части 4 статьи 161 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", в соответствии с которой несоблюдение сводов правил, применяемых на добровольной основе, допускается только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом, то есть предоставлением иного технического документа.
Обязанность проведения технического обслуживания, периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренной положениями статьи 36 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее Технический регламент), безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований самого Технического регламента и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечни, указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Технического регламента.
Единственным нормативно-техническим документом, определяющим понятие категории технического состояния строительных конструкций, в том числе аварийное техническое состояние, и входящим в вышеупомянутые перечни, указанные в Техническом регламенте, является ГОСТ 31937-2011, введенный в действие с 1 января 2014 года.
Необходимость систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики предусмотрена Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. N 312, являющимся обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание законодательно установленный порядок заключения муниципальным учреждением договора на проведение обследования технического состояния здания и порядок финансирования деятельности учреждения, с учетом времени, необходимого для осуществления администрацией и Управлением образования требуемого финансирования, срок исполнения решения суда установлен до 1 сентября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и оснований для отмены судебного акта по доводам кассационной жалобы не находит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, не допущено.
Довод кассационной жалобы о не указании судом действий, которые должна совершить администрация по организации финансирования мероприятий по техническому обследованию здания, не свидетельствует о нарушении норм процессуального права, поскольку данный порядок предусмотрен главой 8 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 18 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 11 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации ЗАТО г.Североморск - без удовлетворения.
Председательствующийсудьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.