Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В, судей Белинской С.В, Швецовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области на решение Кольского районного суда Мурманской области от 24 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 ноября 2023 г. по гражданскому делу N 2-437/2023 по исковому заявлению прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казанному учреждению "Исправительная колония N16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области" о возложении обязанности привести в соответствие действующему законодательству защитное сооружение гражданской обороны.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, выслушав объяснения старшего прокурора второго отдела апелляционно- кассационного управления Главного гражданско- судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой О.Н, полагавшей, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области" (далее - ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области) о возложении обязанности привести в соответствие действующему законодательству защитное сооружение гражданской обороны.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства об использовании защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) в деятельности ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области в п.г.т. Мурмаши Кольского района Мурманской области, обследовано ЗС ГО, расположенное по адресу: Мурманская область, Кольский район, п.г.т. Мурмаши, улица Зеленая, дом 14А, и установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", пункта 3 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379, пунктов 9, 13 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного Приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701, у учреждения отсутствуют накопления материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, включая радиационной, химической и биологической защиты и контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Также установлено, что ЗС ГО (укрытие), расположенное в подвальном помещении УЖП N 9, в нарушение требований пункта 3.5 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583, подпункта 4.4 пункта 4 СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации", не защищено системой противопожарной защиты.
Уточнив заявленные требования, истец просил суд возложить на ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда зарегистрировать подвальное помещение общего жилого помещения N 9 в качестве защитного сооружения гражданской обороны, в срок до 31 декабря 2023 г. обеспечить нештатное формирование гражданской обороны материально-техническими средствами, продовольственными средствами, медицинскими средствами, иными средствами, включающими в себя средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи (в соответствии с Приложением N 2 к Типовому порядку создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденному приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N701), а также обеспечить защитное сооружение гражданской обороны, расположенное в подвальном помещении общего жилого помещения N 9, системой пожарной сигнализации.
Протокольным определением суда от 6 февраля 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФСИН России, ГУ МЧС России по Мурманской области.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 24 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 ноября 2023 г, исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области удовлетворены.
На ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда зарегистрировать подвальное сооружение общего жилого помещения N 9 в качестве защитного сооружения гражданской обороны, в срок до 31 декабря 2023 г. обеспечить нештатное формирование гражданской обороны материально-техническими средствами, иными средствами, продовольственными средствами, медицинскими средствами, иными средствами включающими в себя средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи (в соответствии с Приложением N2 к Типовому порядку создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденному приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701), в срок до 31 декабря 2023 г. обеспечить защитное сооружение гражданской обороны, расположенное в подвальном помещении общего жилого помещения N 9, системой пожарной сигнализации.
В кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области содержится просьба об отмене вышеуказанных судебных актов, как незаконных, принятии решения об отказе в удовлетворении требований истца.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 1651 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судами нижестоящих инстанций установлено и следует из материалов дела, что по адресу: Мурманская область, Кольский район, пгт. Мурмаши, улица Зеленая, дом14а, находится защитное сооружение гражданской обороны, тип: укрытие, расположенное в подвальном помещении общежития N 9 ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области.
По сообщению ГУ МЧС России в Мурманской области защитное сооружение гражданской обороны - укрытие учтено в журнале защитных сооружений Мурманской области как находящееся на балансе ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области.
Прокуратурой Кольского района Мурманской области проведена проверка исполнения требований законодательства об использовании защитных сооружений гражданской обороны в деятельности ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области.
В ходе проверки прокуратурой с привлечением специалиста - дознавателя ОНД и ПР по Кольскому и Печенгскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Мурманской области проведено обследование ЗС ГО, расположенного в подвальном помещении общежития N 9 по адресу: Мурманская область, Кольский район, пгт. Мурмаши, улица Зеленая, дом 14а, в результате которого установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", пунктов 9, 13 Приказа МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне" у организации отсутствуют накопления: материально- технических средств, продовольственных средств; медицинских средств и иных средств, включающих в себя средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства. ЗС ГО (укрытие), расположенное в подвальном помещении УЖП N 9, не защищено системой СПС, тем самым нарушены требования пункта 3.5 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583, подпункта 4.4 пункта 4 СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации".
29 июля 2022 г. прокуратурой на имя начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области вынесено представление N 1-11-3-2022/ПРдп1154-22-20470008 об устранении нарушений требований законодательства об использовании защитных сооружений гражданской обороны в деятельности ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области.
Представление прокурора от 29 июля 2022 г. не оспорено, рассмотрено 10 августа 2022 г. и согласно информации, направленной в прокуратуру, приняты решения о необходимости разработать проектно-сметную документацию, произвести монтаж и ввод в эксплуатацию автоматической пожарной сигнализации в ЗС ГО, расположенном в помещении общежития N 9, а также меры по устранению допущенных нарушений путем направления в инспекцию ведомственной пожарной охраны ОРН УФСИН России по Мурманской области запроса о выделении финансовых средств для принятия необходимых мер по приведению объектов в противопожарное состояние, в том числе для разработки проектно-сметной документации на подвальное помещение общежития N 9, информации о состоянии систем автоматической пожарной сигнализации на объектах ФКУ ИК-16 и необходимости дополнительного финансирования на проведение противопожарных мероприятий. Также указано, что нарушения в части отсутствия материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, устранить не представляется возможным, так как не выделяются лимиты бюджетных обязательств на их приобретение.
В материалы дела не представлены доказательства об устранении выявленных прокуратурой нарушений в содержании и использовании защитного сооружения гражданской обороны.
Как следует из представленных УФСИН России по Мурманской области справок, согласно выписке из сводного перечня учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, отнесенных к категориям по гражданской обороне от 11 августа 2017 г. N исх-4-412с, ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области присвоена вторая категория по гражданской обороне. 1 ноября 2022 г. Управлением направлены предложения в ФСИН России по снятию с ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области категории по гражданской обороне. В настоящее время в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области отсутствуют опасные производственные процессы и задание по выпуску продукции в военное время, численность наибольшей работающей смены менее 100 человек.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что непринятие в полном объеме необходимых мер по устранению нарушений требований по обеспечению безопасности защитного сооружения гражданской обороны, несоблюдение норм действующего законодательства Российской Федерации, регулирующих вопросы обеспечения требований материально-техническими и иными средствами, влечет нарушение законных прав и интересов неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных актов по доводам заявителя жалобы.
В судебных постановлениях приведено полное и правильное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон "О гражданской обороне") настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона "О гражданской обороне", в которой приведены основные понятия, под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О гражданской обороне" федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (пункт 2 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне").
В силу положений пункта 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 (далее - Порядок создания убежищ и иных объектов ГО), к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежища, противорадиационные укрытия и укрытия.
Согласно пункту 10 Порядка создания убежищ и иных объектов ГО организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка создания убежищ и иных объектов ГО).
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по изменению типов защитных сооружений гражданской обороны, созданию и эксплуатации объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию (пункт 14 Порядка создания убежищ и иных объектов ГО).
В соответствии с пунктом 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты, в том числе поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций.
Согласно пункту 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 (далее - Положение N 804), федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются, в том числе сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем (пункт 10 Положения N 804).
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила N 583), согласно которым статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) (пункт 1.2); в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (пункт 1.3); готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся (пункт 1.7).
Порядок учета защитных сооружений установлен в разделе 2 Правил N 583, согласно которому, учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО (пункт 2.1); документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения и который оформляется, в частности, после ввода ЗС ГО в эксплуатацию или при отсутствии паспорта ЗС ГО по итогам инвентаризации ЗС ГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией (пункт 2.2).
Согласно пункту 3.2.1 Правил N 583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом, должны быть обеспечены сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизация и гидроизоляция всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств, согласно пункту 3 которого запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формировании по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты, медицинские изделия. Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности (пункт 5 вышеуказанного Положения N 379).
В соответствии с утвержденным Приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 Типовым порядком создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НГФО) организации создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО, осуществляют обучение личного состава НФГО, создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО (пункт 9), накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НФГО, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Правилами создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2020 г. N 1119, Положением о. накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных- средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379.
В соответствии с пунктом 3.5.1 Правил N 583 при эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время.
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" утратило силу с 1 января 2021 г. в связи с изданием- постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2020 г. N 1034.
При разрешении спора суды нижестоящих инстанций исходили из перечисленных требований законодательства, которым предусмотрена необходимость постоянного поддержания защитных сооружений гражданской обороны в состоянии готовности к использованию согласно их назначению.
При разрешении спора судами было установлено, что ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области, как учреждение отнесено ко второй категории по гражданской обороне, является балансодержателем и фактически эксплуатирующей организацией защитного сооружения гражданской обороны - укрытия, расположенного в подвальном помещении общежития N 9 учреждения, при этом Учреждением не принято необходимых мер по содержанию и обеспечению сохранности защитного сооружения гражданской обороны и его поддержании в надлежащем состоянии, в том числе по соблюдению противопожарных требований, а также обеспечению накопления, хранения и использования материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НФГО.
ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области представил суду апелляционной инстанции информацию о снятии с ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области категории по гражданской обороне с категории по гражданской обороне без ссылок на какие -либо доказательства.
Оценивая приведенный довод ответчика, на который имеется ссылка в кассационной жалобе, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что основанием для отмены решения суда первой инстанции это обстоятельство не является, при разрешении спора судом первой инстанции с ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области категория снята не была, вопросы исполнения судебного акта с учетом указанного обстоятельства подлежат разрешению в рамках исполнительного производства.
Доводы о нецелесообразности и необоснованности расходования средств федерального бюджета на обеспечение защитного сооружения гражданской обороны материально- техническими средствами, системой пожарной сигнализации несостоятельны в силу приведенных требований действующего законодательства и установленных обстоятельств по делу.
Таким образом, доводы жалобы своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
Все доводы и доказательства, приводимые ответчиком в обоснование своей позиции по делу, оценены судами обеих инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5, 7 части 2 и части 3 статьи 329 ГПК РФ содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судами обстоятельства и мотивы, по которым суды отдали предпочтение одним доказательствам перед другими.
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судами в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ.
По существу доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 24 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.