Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ходус Ю.А, судей Мироновой Н.В, Буруновой С.В.
при секретаре судебного заседания Николаенкове Д.А.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело с использованием систем видеоконференц-связи по административному исковому заявлению ООО "Строй-Риэлт" к Министерству имущественных отношений "адрес" об оспаривании в части нормативных правовых актов, по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений "адрес" на решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, объяснения представителя административного ответчика - Министерства имущественных отношений "адрес" - ФИО6, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, в печатном издании "Волжская коммуна", N(30741) ДД.ММ.ГГГГ определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregioN.ru, ДД.ММ.ГГГГ, в печатном издании "Волжская коммуна", N(30955), ДД.ММ.ГГГГ определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, ДД.ММ.ГГГГ определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год).
Пунктом N в Перечень на 2020 год, пунктом N в Перечень на 2021 год, пунктом N в Приложение N Перечня на 2022 год, пунктом N в Приложение N Перечня на 2023 год включен объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное в здании с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Пунктом N в Приложение N Перечня на 2022 год, пунктом N в Приложение N Перечня на 2023 год включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Административный истец - общество с ограниченной ответственностью "Строй-Риэлт" обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня их принятия пункта N Перечня на 2020 год, пункта N Перечня на 2021 год, пункта N Приложения N Перечня на 2022 год, пункта N Приложения N Перечня на 2023 год, в части включения в них объекта недвижимого имущества - нежилого помещения с кадастровым номером N; а так же о признании недействующими с момента их принятия пункта N Приложения N Перечня на 2022 год, пункта N Приложения N Перечня на 2023 год, в части включения в них объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 169, 4 кв. м, расположенное в здании с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Объект недвижимости с кадастровым номером N, включён в Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020, 2021, 2022, 2023 год. Здание с кадастровым номером N включено в Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022-2023 годы.
Административный истец считает, что спорные объекты недвижимости не отвечают критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и необоснованно включены в оспариваемые пункты Перечней, что в свою очередь нарушает права и законные интересы общества, так как возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в повышенном размере.
Решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования ООО "Строй-Риэлт", об оспаривании нормативных правовых актов, удовлетворены.
Суд постановил, признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в приложение N под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, в приложение N под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в приложение N под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, в приложение N под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с министерства имущественных отношений "адрес" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Риэлт" расходы на оплату государственной пошлины за подачу административного иска в размере 18 000 рублей.
Произвести возврат ООО "Строй-Риэлт" излишне уплаченной за подачу административного иска государственной пошлины в размере 9000 рублей после вступления решения суда в законную силу.
С решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ не согласилось Министерство имущественных отношений "адрес", предъявив апелляционную жалобу, в которой содержится требование об отмене упомянутого решения суда.
В обоснование требований, изложенных в апелляционной жалобе, Министерства имущественных отношений "адрес" указало, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права, а так же неправильно определены обстоятельства административного дела. Спорные объекты недвижимости включены в оспариваемые пункты Перечней на основании акта осмотра, проведенного по заявлению административного истца ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым установлено, что спорное помещение расположено в нежилом здании офисного центра. Согласно сведениям информационной сети "Интернет" в указанном здании расположено 55 различных организаций. Поскольку спорное помещение расположено в вышеуказанном здании, Министерство включило помещение в оспариваемые пункты Перечней. Судом при рассмотрении дела установлено, что здание состоит из 100 нежилых помещений, при этом к участию в деле не были привлечены иные собственники нежилых помещений кроме административного истца. Судом не установлено фактическое использование иных помещений в спорном здании, которые могут соответствовать критериям ст. 378.2 НК РФ. Ходатайство Министерства имущественных отношений "адрес", в письменных возражениях на административное исковое заявление ООО "Строй-Риэлт" о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Министерства управления финансами "адрес", удовлетворено не было.
На апелляционную жалобу административного ответчика - Министерства имущественных отношений "адрес" представителем административного истца - ФИО9 представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности принятого судом решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений "адрес" ФИО6, участвующая в рассмотрении дела посредством использования систем видео-конференц связи доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ООО "Строй-Риэлт" - ФИО9, участвующая в рассмотрении дела посредством использования систем видео-конференц связи возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованным лицом - Межрайонной ИФНС России N по "адрес" представлено ходатайство о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в отсутствии представителя.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца - ФИО9, представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений "адрес" - ФИО6, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 310 части 2 пунктов 1-4 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом первой инстанции при рассмотрении данного административного дела.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации к региональным налогам относятся налог на имущество организаций.
В соответствии с пунктом 67 части 1 статьи 44 Федерального закона. ДД.ММ.ГГГГ N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение, в том числе вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов, определения элементов налогообложения по федеральным налогам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
В соответствии с пунктом 2 Постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" министерство имущественных отношений "адрес" определено уполномоченным органом исполнительной власти "адрес" на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствие со статьей "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории "адрес" порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории "адрес" порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ГД "О нормативных правовых актах "адрес"" министерства и иные органы исполнительной власти "адрес", их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений "адрес" изданы приказы:
- от ДД.ММ.ГГГГ N, которым определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год;
- от ДД.ММ.ГГГГ N, которым определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год;
- от ДД.ММ.ГГГГ N, которым определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год;
- от ДД.ММ.ГГГГ N, которым определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год.
При рассмотрении и разрешении административного дела, суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативно правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений "адрес" с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правого акта и введение его в действие, порядку опубликования и по указанным основаниям не оспаривается.
Общество с ограниченной ответственностью "Строй-Риэлт" обратилось в Самарский областной суд ДД.ММ.ГГГГ с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими со дня принятия:
- пункт N в Перечня на 2020 год, пункт N в Перечня на 2021 год, пункт N Приложения N Перечня на 2022 год, пункт N Приложения N Перечня на 2023 год, в части включения в них объекта недвижимого имущества - нежилого помещения с кадастровым номером N;
- пункт N Приложения N Перечня на 2022 год, пункт N Приложения N Перечня на 2023 год, в части включения в них объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N
Решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление ООО Строй-Риэлт" было удовлетворено.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, которым министерство имущественных отношений "адрес" уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал правильный вывод о несоответствии оспариваемых норм федеральному и региональному законодательству, обоснованно констатировав, что спорные объекты недвижимости не отвечают признакам, содержащимся в статье 378.2 НК РФ.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 169, 4 кв.м, расположенное по адресу: расположенном по адресу: "адрес" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) N от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 18 т. 1).
В пункт N приказа Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N включено нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 169, 4 кв.м, расположенное по адресу: расположенном по адресу: "адрес".
В пункт N приказа Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N включено нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 169, 4 кв.м, расположенное по адресу: расположенном по адресу: "адрес".
В пункт N приложения N к приказу Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, включено нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0620003:469, площадью 169, 4 кв.м, расположенное по адресу: расположенном по адресу: "адрес".
В пункт N приложения N к приказу Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, включено нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0620003:469, площадью 169, 4 кв.м, расположенное по адресу: расположенном по адресу: "адрес".
Согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером N, имеет назначение "нежилое" и наименование "нежилое помещение", данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Согласно ответу на запрос Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" N Исх/23-3728 от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении объекта недвижимости (помещение) расположенного по адресу: "адрес", площадью 169, 4 кв.м. первичное право собственности было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ с присвоением данному помещению условного номера N
Впоследствии, сведения об указанном ранее учтенном объекте недвижимости с условным номером N были внесены в кадастр недвижимости ЕГРН в порядке, определённом Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 183 т. 1).
Указанное помещение расположено на 5 этаже здания с кадастровым номером N, которое имеет назначение "нежилое" и наименование "нежилое здание" (выписка из ЕГРН N N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 19-22 т. 1).
В пункт N приложения N к приказу Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 6845 кв.м, расположенное по адресу: расположенном по адресу: "адрес".
В пункт N приложения N к приказу Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, включено нежилое здание с кадастровым номером N площадью 6845 кв.м, расположенное по адресу: расположенном по адресу: "адрес".
Нежилое здание образовано из 100 помещений, имеющих следующие характеристики:
- спорное нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 169, 4 кв.м, расположено на 5 этаже указанного выше здания, имеет назначение "нежилое" и наименование "нежилое помещение", данные о видах его разрешенного использования отсутствуют;
- помещения с кадастровыми номерами:
N 63:01:0620004:300 имеют назначение "нежилое" и наименование "нежилое помещение", данные о видах их разрешенного использования отсутствуют.
Нежилое здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0000000:757 (единое землепользование), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес".
Земельный участок с кадастровым номером N внесен в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования "Автоколонна", что подтверждается выпиской из ЕГРН N N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 184-198 т. 1).
Из материалов дела следует, что на юридически значимые даты - на даты утверждения оспариваемых в части Перечней на 2020 год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N), на 2021 год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N), на 2022 год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N), на 2023 год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N) спорный объект недвижимости располагался на земельном участке с кадастровым номером N, имеющим вид разрешенного использования "Автоколонна".
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412 в соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Вышеуказанными приказами земельный участок с кадастровым N имеющим вид разрешенного использования "Автоколонна" не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Судебная коллегия, проанализировав вышеуказанные нормы, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, а также позицию административного истца, пришла к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка, безусловно, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. С выводами суда первой инстанции о том, что спорное помещение с кадастровым номером N не могло быть включено в Перечни на 2020, 2021, 2022, 2023 гг, а так же спорное здание с кадастровым номером N не могло быть включено в Перечни на 2022, 2023 годы, по указанному основанию, суд апелляционной инстанции соглашается.
Таким образом, для включения в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно ответу на запрос Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" N Исх/23-3728 от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении объекта недвижимости (помещение) расположенного по адресу: "адрес", площадью 169, 4 кв.м. первичное право собственности было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ с присвоением данному помещению условного номера 63 N
При первичной регистрации права собственности в качестве документа, содержащего описание технических характеристик данного объекта была представлена выписка из реестра N РЛ-17677гп от ДД.ММ.ГГГГ с приложением Технического паспорта нежилого помещения, составленного Самарским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 183 т. 1).
В соответствии с документами технического учета - техническим паспортом на нежилое помещение, составленным Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-19 т. 2), спорный объект недвижимости имеет назначение - "нежилое", расположен по адресу: "адрес", имеет площадь 169, 4 кв.м.
В соответствии с экспликацией к плану строения литера 5, указанное помещение расположено на 5 этаже здания. Помещения расположенные в нём имеют следующее назначение:
"коридор" (2), "санузел" (4), "лестница" (2), следовательно, находящиеся в нем помещения, имеющие указанные назначения не предусматривают размещение в них объектов в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ.
Помещений, подпадающих под критерии ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно сведениям, содержащимся в указанном техническом паспорте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не выявлено.
В материалы дела так же представлен технический паспорт, составленный Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на объект недвижимости - здание, назначение "нежилое", наименование "офисное здание", площадью 6 828, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с экспликацией к плану строения в здании расположены помещения, имеющие следующее назначение:
цокольный этаж (Ц) - "помещение", "санузел", "лестница", "коридор", итого по цокольному этажу 1149 кв.м;
1 этаж - "помещение", "санузел", "лестница", "коридор";
2 этаж - "помещение", "санузел", "лестница", "коридор";
3 этаж - "помещение", "лестница", "коридор", "санузел", "кабинет", "комната отдыха", "архив", "касса", "подсобное", "лестница", "санузел";
4 этаж - "помещение", "коридор", "лестница", "санузел";
5 этаж - "помещение", "лестница", "коридор", "санузел".
Судебной коллегией установлено, что помещений, подпадающих под критерии ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно сведениям, содержащимся в указанном техническом паспорте по состоянию на по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не выявлено. Наименование помещений "кабинет", не является тождественным понятию "офис" и не свидетельствует о назначении и фактическом использовании таких помещений в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с техническим паспортом, составленный Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (на титульном листе технического паспорта имеется отметка "старый материал, книга N" - л.д. 152-168 т. 2) на объект недвижимости - здание, назначение "нежилое", наименование "офисное здание", площадью 6 828, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, помещения в здании имеют следующее назначение:
цокольный этаж (Ц) - "помещение", "санузел", "лестница", "коридор";
1 этаж - "помещение", "санузел", "лестница", "коридор";
2 этаж - "помещение", "санузел", "лестница", "коридор";
3 этаж - "помещение", "лестница", "коридор", "санузел", "кабинет", "комната отдыха", "архив", "касса", "подсобное", "лестница", "санузел";
4 этаж - "помещение", "коридор", "лестница", "санузел";
5 этаж - "помещение", "лестница", "коридор", "санузел.
При этом, судебная коллегия находит необходимым отметить, что назначение помещений в техническом паспорте на спорное здание, составленном по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ аналогично назначению помещений, указанных в экспликации к техническому паспорту здания, составленном по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о наличии в помещениях офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания в технической документации отсутствуют.
ППК "Роскадастр" по "адрес" в материалы дела представлена техническая документация на спорные нежилое здание и нежилое помещение, расположенные по адресу: "адрес" - технический паспорт на здание Автоколонны N, выполненный филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по городу Самаре с последней отметкой об обследовании от ДД.ММ.ГГГГ, технический паспорт на "нежилое здание", выполненный Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, технический паспорт на здание Автосалона, выполненный Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 122-170).
В соответствии с техническим паспортом, выполненным филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по городу Самаре (последняя отметка об обследовании ДД.ММ.ГГГГ), на здание "Автоколонна N", расположенное по адресу: "адрес", инвентарный номер - 43297 (совпадает с номером, указанным в выписке из ЕГРН N N от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с экспликацией к плану строения в здании расположены помещения, имеющие следующее назначение:
Литеры ББ1
подвал: "компрессорная", "коридор", "склад", "вент.камера", "коридор", "лестничная клетка";
1 этаж: "лестничная клетка", "зона ремонта", "диспетчерская", "мастерская", "подсобное", "кабинет", "санузел", "склад", "коридор", "душевая", "раздевалка", "аккумуляторная", "производственный корпус", "лестничная клетка", "производственное";
2 этаж: "лестничная клетка", "кр.уголок", "сцена", "спортзал", "фойе", "помещение", "производственное";
Всего по литеру ББ1 - 3985, 8 кв.м;
Литеры ВВ1
подвал: "склад", "водомерный узел", "лестничная клетка", 1 этаж: "коридор", "кабинет", "санузел", "гардероб", "тамбур", "склад", "лестничная клетка";
2 этаж: "лестничная клетка", "кабинет", "коридор", "санузел", "тамбур", "раздевалка";
3 этаж: "лестничная клетка", "кабинет", "коридор".
Всего по литеру ВВ1 - 1528, 8 кв.м.
В соответствии с техническим паспортом, выполненным Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 144-164 т. 1) на "нежилое здание", расположенное по адресу: "адрес", инвентарный номер - 43297 (совпадает с номером, указанным в выписке из ЕГРН N КУВИ - N от ДД.ММ.ГГГГ), помещения в здании имеют следующее назначение:
Литера ГГ1Г2
этаж: "производственное";
Всего по Литеру ГГ1Г2 - 262, 8 кв.м;
Литер Д
1 этаж: "склад", "кладовая", "контора", "лестничная клетка", "электрощитовая", "водомерный узел", "душевая", "коридор", "сан.узел", "умывальник", "охрана";
2 этаж: "кабинет", "склад", "коридор", "бытовая", "лестничная клетка".
Всего литеру Д - 1969, 7 кв.м.
Литер КК1
1 этаж: "мастерская", "склад", "теплоузел".
Итого по литеру КК1 -139, 5 кв.м.
Литер П
1 этаж: "основное", "электрощитовая", "коридор", "подсобное", "лестничная клетка", "сан.узел";
2 этаж: "основное", "коридор", "лестничная клетка", "сан.узел";
3 этаж: "основное", "коридор", "лестничная клетка", "сан.узел";
4 этаж: "основное", "коридор", "лестничная клетка", "сан.узел"
Итого по литеру П - 2 867, 8 кв.м.
В соответствии с техническим паспортом, выполненным Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация", на "здание Автосалона", расположенное по адресу: "адрес", инвентарный номер - 43297 (совпадает с номером, указанным в выписке из ЕГРН N от ДД.ММ.ГГГГ), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 165-170 т. 1). В соответствии с экспликацией к плану строения в здании расположены помещения, имеющие следующее назначение:
Литеры 38, 38-1. 38-2
1, 2 этаж:
Литера 38
"автомойка" (39, 6 кв.м); "автосервис" (255, 7 кв.м), "склад запчастей" (3, 3 кв.м), Литера 38-1 - "автосалон" (192, 5 кв.м), Литера 38-2 - "электрощитовая" (11, 6 кв.м).
Литера 38 на отметке + 5, 100 - "душевая комната", "кухня", "раздевалка", "склад запчастей" (24, 4 кв.м), "агрегатная" (31, 3 кв.м), "склад запчастей" (0, 9 кв.м), "коридор", "сан.узел", "кабинет мастера" (23, 0 кв.м), "касса" (7, 2 кв.м), "офис" (26, 6 кв.м).
Итого по 1 этажу литера 38, 38-1, 38-2 - 664, 4 кв.м.
3 этаж:
Литер 38-1 - "холл" (67, 4 кв.м), "касса" (2, 8 кв.м), "подсобное помещение" (3, 1 кв.м+2, 7 кв.м), "коридор", "офис" (22, 3 кв.м+ 31, 3 кв.м+ 22, 3 кв.м+16, 3 кв.м).
Итого по 2 этажу литера 38-1 - 188, 8 кв.м
4 этаж:
Литер 38-1 - "кабинет директора" (23, 5 кв.м), "комната отдыха", "сан.узел", "коридор с лестничной клеткой", "кабинет секретаря" (12, 7 кв.м), "кабинет заместителя директора" (18, 9 кв.м, офисы 17 кв.м+20, 6 кв.м+16, 6 кв.м), "столовая" (14, 1 кв.м), "кухня" (4, 7 кв.м), "санузел", "коридор".
Итого по 3 этажу литера 38-1- 187, 6 кв.м.
Всего по литерам 38, 38-1, 38-2 - 1040 кв.м.
При этом, наименование помещений "кабинет" не идентично термину "офис", а назначение помещений "мастерские" - понятию "объекты бытового обслуживания", и не свидетельствует о назначении и фактическом использовании таких помещений в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленную техническую документацию, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что только помещения, входящие в состав здания "Автосалон", с учетом их назначения, могут быть отнесены к офисным объектам, объектам бытового обслуживания и общественного питания, однако, их общая площадь 1040 кв.м не превышает 20% от общей площади спорного здания. Кроме того, техническая документация, представленная филиалом ППК "Роскадастр" по "адрес" по состоянию на 2004 - 2006 гг. на объект из 4-х этажей, тогда как спорное здание с кадастровым номером N является 6-ти этажным. Площадь спорного здания в технической документации по состоянию на 2004 -2006 гг. не соответствует площади спорного здания в ЕГРН - 6845 кв.м. (выписка из ЕГРН N КУВИ - N ДД.ММ.ГГГГ).
Исследовав представленные материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу о том, что помещений, предназначение которых предполагает возможное размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в спорном объекте недвижимости не имеется, таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что спорный объект был включен в Перечни по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) отклоняются, поскольку указанные обстоятельства не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений подпунктов 1 пункта 1, пункта 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный законодатель, устанавливая с ДД.ММ.ГГГГ особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, при принятии решения о включении в Перечень объекта по его фактическому использованию как административно-делового центра, помещения в котором фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или торговым центром (комплексом), помещения в котором используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания должен иметься акт обследования фактического использования объекта недвижимости, проведенного в отношении спорного нежилого здания до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий, при условии, что содержание Акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, и (или) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
Исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
В материалах дела представлен акт обследования нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 169, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", составленный ГБУ "адрес" "Центр размещения рекламы" ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85-97 т. 1).
В п. 4 акта осмотра в качестве замечаний имеется отметка о том, что на прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ; возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось; площадь объекта по результатам измерений не соответствует площади, указанной в сведениях ЕГРН.
Акт содержит описание фактического использования помещения б/н площадью 27, 5 кв.м - в качестве централизованного приемного помещения; помещения б/н площадью 74, 2 кв.м. - в качестве коридора офисного центра; помещений б/н площадью 3, 2 кв.м, 5 кв.м, 3, 1 кв.м, - используемых в качестве сан.узла; трех помещений б/н площадью 21, 6 кв.м. - в качестве лестницы.
Акт осмотра составлен после утверждения оспариваемых в части Перечней, и не может быть принят в качестве доказательства по настоящему административному делу.
Доводы апелляционной жалобы министерства имущественных отношений "адрес" о том, что правомерность включения спорных объектов недвижимости - здания с кадастровым номером N и помещения с кадастровым номером N подтверждается в том числе актом осмотра нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, судебной коллегией отклоняются, поскольку осмотр проведен после утверждения оспариваемых Перечней. При этом, сведений о том, что проведен осмотр нежилого здания, материалы дела не содержат, административным ответчиком не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорное здание состоит из 100 нежилых помещений, при этом к участию в деле не были привлечены иные собственники нежилых помещений кроме административного истца, а так же о том, что судом не установлено фактическое использование иных помещений, кроме спорного, которые могут соответствовать критериям ст. 378.2 НК РФ, судебной коллегией отклоняются, поскольку Министерство имущественных отношений, как и административный истец, в процессе рассмотрения настоящего спора не было лишено права предоставлять доказательства, указывающие на соответствие либо несоответствие спорных объектов недвижимости критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-О). Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами административного дела - административным ответчиком, доказательств, подтверждающих использование более 20 % здания с кадастровым номером N так же помещений, помимо спорного, в целях применения ст. 378.2 НК РФ не представлено.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения принадлежащего административном истцу на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества на 2020, 2021, 2022, 2023 года, а так же здания с кадастровым номером N, в котором оно расположено, в Перечни объектов недвижимого имущества на 2022, 2023 года.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд первой инстанции применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признал оспариваемые пункты Перечней на 2020, 2021, 2022, 2023 годы недействующим со дня принятия.
Полагая, что нежилое здание с кадастровым номером N и помещение с кадастровым номером N не соответствуют критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, и в статье 2.1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О налоге на имущество организаций", административный истец ООО "Строй-Риэлт" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта N Перечня на 2020 год, пункта N Перечня на 2021 год, пункта N Приложения N Перечня на 2022 год, пункта N Приложения N Перечня на 2023 год, в части включения в них объекта недвижимого имущества - нежилого помещения с кадастровым номером N; а так же о признании недействующими с момента их принятия пункта N Приложения N Перечня на 2022 год, пункта N Приложения N Перечня на 2023 год, в части включения в них объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N, оплатив государственную пошлину в размере 18 000 рублей (платежное поручение N от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 7).
Поскольку административное исковое заявление ООО "Строй-Риэлт" было удовлетворено, в пользу административного истца обоснованно взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в вышеназванном размере.
Довод административного ответчика о не привлечении к участию в деле Управления финансов "адрес" не приводит к безусловной отмене решения суда первой инстанции. Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции верно определен состав лиц, участвующих в деле. Министерство имущественных отношений "адрес" является административным ответчиком, как лицо, утвердившее Перечень объектов недвижимого имущества, находящегося на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Не привлечение Управления финансов по "адрес" в качестве участника процесса не повлекло за собой принятия незаконного решения, поскольку каких либо прав и законных интересов данного лица, не привлеченного к участию в деле, не нарушило.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений "адрес", - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции ("адрес") через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.