Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А.
судей
Бушминой А.Е, Рогожиной Е.В, при секретаре
"данные изъяты"
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рябининой Екатерины Вадимовны о признании частично недействующими Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, на 2022 год по апелляционной жалобе министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, апелляционному представлению первого заместителя прокурора Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 1 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснение представителя административного истца Рябининой Екатерины Вадимовны - Семина К.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", опубликованном 4 декабря 2020 года на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, 7 декабря 2020 года в сетевом издании "Нижегородская правда" http://www.pravda-nn.ru, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru 14 декабря 2021 года определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Административный истец Рябинина Е.В. обратилась в Нижегородский областной суд с административным иском, в обоснование которого указала, что является сособственником объекта недвижимости (1/2 доли): нежилого здания кадастровый N, которое включено в пункт 817 раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2021 год, в пункт 1050 раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2022 год.
Административный истец полагает, что данное здание не обладает признаками, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение здания в Перечни неправомерно возлагает на административного истца, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в повышенном размере.
Административный истец просил суд признать недействующими со дня принятия пункт 817 раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2021 год, в пункт 1050 раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2022 год.
Решением Нижегородского областного суда от 1 июня 2023 года административное исковое заявление Рябининой Екатерины Вадимовны удовлетворено.
Признаны недействующими со дня принятия:
- пункт 817 раздела "городской округ Арзамас" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20;
- пункт 1050 раздела "городской округ Арзамас" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21.
В апелляционной жалобе министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционном представлении первого заместителя прокурора Нижегородской области содержатся просьба решение суда от 1 июня 2023 года отменить, принять по делу новое решение.
Административный истец представил возражения относительно апелляционного представления, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу и апелляционное представление - без удовлетворения.
Прокурор, участвующий в деле, представил возражения относительно апелляционной жалобы административного ответчика.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО9 против удовлетворения апелляционной жалобы и апелляционного представления возражал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, возражений относительно апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N140-З "О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года N635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" (далее Порядок), пунктами 4 и 6 которого предусмотрено, что уполномоченный орган на конкурсной основе привлекает организацию для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью подготовки Перечня, а также что Перечень формируется на основе данных, полученных от организации, с указанием вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и обозначением источника получения информации о данном виде фактического использования.
Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором пункта 3 Порядка, используются: сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН); документы технического учета (инвентаризации).
Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений ЕГРН, актуальных по состоянию на 1 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений ЕГРН, актуальных по состоянию на 1 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество (пункт 5 Порядка).
Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце третьем пункта 3 Порядка, используются: акты обследования объектов недвижимого имущества; решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества; информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 6 Порядка).
Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области изданы приказы:
от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год";
от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения", пришел к правильному выводу, что приказы министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, которыми утверждены Перечни на 2021 год, 2022 год, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.
В пункт 817 раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2021 год, в пункт 1050 раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2022 год включено нежилого здание с кадастровым номером "данные изъяты", право собственности на которое в размере 1/2 доли принадлежит административному истцу.
Из выписок из ЕГРН, сведений публично-правовой компании "Роскадастр" следует, что объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", представляет собой отдельно стоящее нежилое здание, назначение - "нежилое", наименование - "нежилое здание", общей площадью 1 357 кв. м, местоположение "адрес", расположено на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", который имеет вид разрешенного использования "строительство гостиницы".
Вид разрешенного использования земельного участка как "строительство гостиницы" не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенный на этом земельном участке объект недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу чего указанное нежилое здание, не может быть признано объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость и по виду разрешенного использования земельного участка не могло быть включено в Перечни на 2021 год и 2022 год.
Из материалов дела следует, что в нежилом здании с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу "адрес", расположен отель "Реавиль" (т.1 л.д.224, 225).
Согласно договору аренды N01/12 от 5 июня 2012 года, и дополнительному соглашению к нему от 8 июня 2017 года, зарегистрированным в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области соответственно 8 июня 2012 года и 19 июня 2017 года (т.2 л.д.72-74, 75), арендодатели ИП Полюхов А.И. и ИП Полюхова Е.В. (в настоящее время административный истец Рябинина Е.В.) передали арендатору ООО "Респекталь" нежилое помещение на цокольном этаже трехэтажного здания, общей площадью 332, 5 кв. м, для размещения в нем пункта общественного питания - ресторана, на срок до 6 июля 2017 года, который продлялся до 9 июля 2022 года (дополнительное соглашение от 8 июня 2017 года, дата государственной регистрации 19 июня 2017 года) и до 11 июля 2027 года (дополнительное соглашение от 10 июня 2022 года, дата государственной регистрации 14 июля 2023 года) (т.1 л.д.65, т.3 л.д.64-66, 94-99, 129-136).
Также административный истец представил в суд дополнительное соглашение N 1 от 10 апреля 2018 года к указанному договору аренды, согласно которому пункт 1.3 договора аренды изменен, площадь передаваемого в аренду помещения уменьшена с 332, 5 кв. м до 205 кв. м, дата государственной регистрации данного дополнительного соглашения 14 июля 2023 года (т.1 л.д.66, т.3 л.д.64-66, 94-99, 129-136).
По запросу суда публично-правовая компания "Роскадастр" представила технический паспорт, подготовленный Арзамасским филиалом ГП НО "Нижтехинвентаризация" по состоянию на 27 января 2010 года, на нежилое здание по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Карла Марска, д.10, общей площадью 1 357 кв. м. Согласно экспликации к поэтажному плану здания в состав цокольного этажа входят помещения с назначением: электрощитовая (7 кв. м), коридоры (8, 2 кв. м, 13, 2 кв. м, 3, 5 кв. м, 7, 9 кв. м, 11, 8 кв. м, 13, 3 кв. м), котельная (22, 5 кв. м), кухни (20, 4 кв. м, 12, 1 кв. м, 10, 8 кв. м, 6, 9 кв. м), моечная (9, 4 кв. м), обеденные залы (48, 6 кв. м, 23, 1 кв. м, 92, 4 кв. м), туалеты (1, 8 кв. м, 2, 6 кв. м, 2, 6 кв. м), узел учета воды (5, 2 кв. м), гардероб (9, 2 кв. м) (т.1 л.д.105-128, т.3 л.д.70-71, 72-87).
Проанализировав материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что исходя из имеющей экспликации для размещения объектов общественного питания может быть использовано 223, 7 кв. м (четыре кухни, моечная, три обеденных зала), а с учетом пояснений представителя административного истца Семина К.В. в суде первой инстанции о фактическом использовании помещений коридора (8, 2 кв. м), туалета (1, 8 кв. м, 2, 6 кв. м, 2, 6 кв. м), для функционирования ресторана, используется 239, 8 кв. м, что составляет 17, 6% от общей площади всего здания (1 357 кв. м).
При этом суд доводы представителя административного истца об использовании в целях размещения объектов общественного питания площади 205 кв. м в соответствии с дополнительным соглашением N1 от 10 апреля 2018 года к договору аренды N 01/12 от 5 июня 2012 года, что составляет 15, 1% от общей площади здания, признал несостоятельными, поскольку дополнительное соглашение от 10 апреля 2018 года не зарегистрировано в органах Роскадастра, в связи с чем не может быть признано допустимым доказательством по делу.
Суд установил, что фактически данное здание используется в качестве гостиницы, мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости на момент его включения в Перечни на 2021 и 2022 года, не проводились, не представлено доказательств того, что площадь объектов, предназначенных для оказания услуг по общественному питанию, расположенных в здании с кадастровым номером "данные изъяты" имеет иное значение, чем установлено судом (239, 8 кв. м), фактически площадь ресторана составляет менее 20% от общей площади объекта недвижимого имущества, в связи, с чем суд пришел к выводу, что из представленных документов не следует, что данное здание является административно-деловыми или торговыми центрами (комплексами), а назначение нежилых помещений в них на 100% предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что указанное здание не относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включения здания в Перечни на 2021 год и 2022 год не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исчисляемой из кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Определяя момент, с которого Перечни на 2021 год и 2022 год в оспариваемых частях должны быть признаны недействующими, суд применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемая норма изначально вошла в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признал Перечни на 2021 год и 2022 год в оспариваемой части недействующими со дня их принятия.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не может согласиться по следующим основаниям.
Межгосударственный стандарт "ГОСТ 31985-2013. Услуги общественного питания. Термины и определения" (введен в действие приказом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 27 июня 2013 года N 191-ст), определяет понятие предприятия общественного питания (предприятие питания) как объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей (пункт 3). К ресторану относятся предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров, в том числе табачных изделий (пункт 25). Услуга общественного питания (индустрии питания) представляет собой результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах (пункт 41).
Межгосударственный стандарт. "ГОСТ 30389-2013. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 года N 1676-ст), устанавливает общие требования и классификацию предприятий (объектов) общественного питания различных типов и распространяется на предприятия (объекты) общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Международного стандарта ресторан это предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров (пункт 3.2). Размещение и планировка производственных помещений и оборудования в этих помещениях должно обеспечивать последовательность (поточность) технологических процессов изготовления (производства) и реализации продукции и соответствовать требованиям нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт (пункт 5.12).
В силу пункта 5.18 указанного международного стандарта минимальные общие требования к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов приведены в таблице Б1 приложения Б, согласно которой для ресторанов установлены следующие требования к помещениям для потребителей: входная зона: вестибюль, холл, аванзал; гардероб; вешалки в зале или вестибюле (холле) (для ресторанов быстрого обслуживания); зал (зал обслуживания); комната (зона) для детских игр (для ресторанов и кафе, организующих семейные обеды и воскресные бранчи), туалетные комнаты.
Согласно приложению А таблицы А1 указанного международного стандарта ресторан в интересах потребителей может размещаться при гостинице. Предприятия (объекты) общественного питания могут быть общедоступными и закрытого типа, обслуживающие определенный контингент потребителей (пункт 4.1)
Национальный стандарт Российской Федерации "ГОСТ Р 56766-2015. Услуги общественного питания. Продукция общественного питания. Требования к изготовлению и реализации" (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2015 года в N 1979-ст) с целью надлежащего функционирования предприятия общественного питания должны быть обеспечены складскими, производственными, вспомогательными (разгрузочными, эстакадами, транспортными коридорами) помещениями и оборудованием в соответствии с ассортиментом и объемом вырабатываемой продукции (пункт 4.2). Среди требований к помещениям предприятий общественного питания установлены требования к помещениям (участкам) для мойки кухонной и столовой посуды и инвентаря (пункты 5, 5.7).
Исходя из системного токования приведенных норм права, в площадь ресторана, как предприятия общественного питания, входят не только сами площади залов обслуживания посетителей, но и вспомогательные помещения, необходимые для создания условий для реализации и потребления продукции общественного питания и комфортного проведении досуга, такие как входная зона (вестибюль, холл, аванзал), гардероб, туалетные комнаты, а также вспомогательные помещения, хотя и не доступные для потребителей, но необходимые и фактически используемые для осуществления деятельности предприятия общественного питания, ведущей к извлечению прибыли: склады, производственные участки доготовки продукции, включая цеха для изготовления различные блюд, раздаточные зоны, вспомогательные помещения, включая коридоры и помещения мойки посуды и инвентаря, иные подсобных помещений.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исследовав технический паспорт, подготовленный Арзамасским филиалом ГП НО "Нижтехинвентаризация" по состоянию на 27 января 2010 года, на нежилое здание по адресу: "адрес", пришел к выводу, что исходя из имеющей экспликации для размещения объектов общественного питания может быть использовано 223, 7 кв. м (четыре кухни, моечная, три обеденных зала), а с учетом пояснений представителя административного истца в суде первой инстанции о фактическом использовании помещений коридора (8, 2 кв. м), туалета (1, 8 кв. м, 2, 6 кв. м, 2, 6 кв. м), пришел к выводу, что для функционирования ресторана, используется 239, 8 кв. м, что составляет 17, 6% от общей площади всего здания (1 357 кв. м).
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суд первой инстанции, поскольку согласно указанной экспликации помещения цокольного этажа общей площадью 332, 5 кв. м по назначению состоит из помещений общественного питания площадью 297, 8 кв. м, в том числе основной площади общественного питания 214, 3 кв. м (четыре кухни, три обеденных зала) и вспомогательной площади общественного питания 83, 5 кв. м (шесть коридоров, моечная, три туалета, гардероб), а также вспомогательных помещений коммунально-бытового обслуживания площадью 34, 7 кв. м (электрощитовая, котельная, узел учета воды).
Из поэтажного плана цокольного этажа следует, что вход в ресторан осуществляется через коридоры (помещение N 20 и N 5а), рядом с центральным входом расположен гардероб (помещение N 21). Вход в туалеты для посетителей осуществляется из коридора (помещение N 19), в который можно пройти только из обеденного зала (помещение N 16) или из коридора (помещение N 20). Вход в два других обеденных зала (помещения N 6 и N 15) возможен только из обеденного зала (помещение N 16). Во все остальные помещения цокольного этажа возможно пройти только через коридоры (помещения N 20, N19, N 5а), а также через обеденный зал (помещение N 16).
Таким образом, исходя из документов технического учета -технического паспорта ГП НО "Нижтехинвентаризация" (Арзамасский филиал) по состоянию на 27 января 2010 года нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты" предусматривает размещение объектов общественного питания общей площадью 297, 8 кв. м (основная площадь общественного питания 214, 3 кв. м, вспомогательная площадь общественного питания 83, 5 кв. м), то есть 21, 9 % от общей площади здания 1 357 кв. м, что является самостоятельным основанием для включения данного здания в Перечни на 2021 год и на 2022 год.
Ссылка административного истца в административном исковом заявлении на ранее принятое решение по административному делу N 3а-993/2020 о признании частично недействующими Перечней за иные налоговые периоды не имеет правового значения в рамках рассматриваемого дела, поскольку нормы права применяются судом к определенным обстоятельствам, установленным по делу, с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
Кроме того при рассмотрении административного дела N 3а-993/2020 технический паспорт, подготовленный Арзамасским филиалом ГП НО "Нижтехинвентаризация" по состоянию на 27 января 2010 года, а также какие-либо иные документы технического учета (инвентаризации) предметом судебной оценки не являлись, в то время как судебной коллегией при рассмотрении настоящего дела установлено, что исходя из документов технического учета - технического паспорта, подготовленного Арзамасским филиалом ГП НО "Нижтехинвентаризация" по состоянию на 27 января 2010 года спорное нежилое здание предусматривает размещение объектов общественного питания общей площадью 297, 8 кв. м (21, 9 % от общей площади здания), что является самостоятельным основанием для включения данного здания в Перечни на 2021 год и на 2022 год.
Доводы возражений административного истца на апелляционное представление о том, что электрощитовая, котельная, узел учета воды являются инженерными коммуникациями, коридоры расположены за пределами ресторана и являются помещениями общего пользования (помещения N14, N 19, N 20, N 5а, N 10а), гардероб (помещение N 21) является помещением отеля для его гостей, расположен за пределами ресторана, не могут служить основанием для отмены решения суда, так как вспомогательные помещений коммунально-бытового обслуживания площадью 34, 7 кв. м (электрощитовая, котельная, узел учета воды) при определении общей площади объекта общественного питания не учитываются, а коридоры (помещения N14, N 19, N 20, N 5а, N 10а) и гардероб (помещение N 21) согласно техническому паспорту относятся к вспомогательной площади общественного питания.
Согласно информации, предоставленной Министерством промышленности, торговли и предпринимательства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N Сл-327-198108/20, от ДД.ММ.ГГГГ N Сл-326-52379/21 по адресу: "адрес", выдана лицензия ООО "Респекталь" на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, место нахождения объекта (т.1 л. д.178, 179). Для получения такой лицензии ООО "Респекталь" представило в Министерство промышленности, торговли и предпринимательства "адрес" заявление, в котором указало объект общественного питания - ресторан "Реавиль", договор аренды N от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение к нему от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.58, 72оборот - 73, 74).
Само по себе то обстоятельство, что ресторан расположен в здании гостиницы, не может являться основанием для не включения здания в Перечни, поскольку из материалов дела, объяснений представителя административного истца, позиции по делу заинтересованного лица администрации городского округа "адрес" (т.1 л.д.226-227) следует, что ресторан обслуживает не только гостей гостиницы, но и лиц, которые в ней не проживают, что свидетельствует о том, что данный ресторан является общедоступным.
Согласно открытым источникам сети "Интернет" (Яндекс Карты, 2 ГИС) в указанном здании располагается ресторане "Реавиль", в котором работает три зала, предлагаются услуги по проведению банкетов, свадеб и других торжеств, содержатся отзывы посетителей (т.1 л.д.166-172).
Кроме того, как правильно установлено судом первой инстанции, по договору аренды N01/12 от 5 июня 2012 года, дополнительным соглашениям к нему от 8 июня 2017 года, от 10 июня 2022 года арендатору ООО "Респекталь" передано в аренду для размещения пункта общественного питания - ресторана нежилое помещение на цокольном этаже нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 332, 5 кв. м, что составляет 24, 5 % от общей площади здания.
Как указано выше, административный истец представил в суд дополнительное соглашение N 1 от 10 апреля 2018 года к указанному договору аренды, согласно которому пункт 1.3 договора аренды изменен, площадь передаваемого в аренду помещения уменьшена с 332, 5 кв. м до 205 кв. м.
Отклоняя доводы представителя административного истца об использовании в соответствии с дополнительным соглашением N1 от 10 апреля 2018 года к договору аренды в целях размещения объектов общественного питания площади 205 кв. м (15, 1% от общей площади здания), суд указал, что поскольку дополнительное соглашение от 10 апреля 2018 года не зарегистрировано в органах Роскадастра, то такое дополнительное соглашение не может быть признано допустимым доказательством по делу.
В тоже время суд первой инстанции указал, что то обстоятельство, что часть спорного здания сдается в аренду и используется под размещение объекта общественного питания, повлечь отказ в удовлетворении административного иска не может, поскольку данная доля не превышает 20% от общей площади объекта недвижимого имущества.
Таким образом, суд первой инстанции необоснованно не учел наличие зарегистрированного договора аренды N01/12 от 5 июня 2012 года, согласно которому на даты принятия оспариваемых Перечней на 2021 и 2022 года сдано в аренду для размещения пункта общественного питания - ресторана помещение площадью 332, 5 кв. м, что составляет 24, 5 % от общей площади здания.
Представленное административным истца в суд дополнительное соглашение N 1 от 10 апреля 2018 года к указанному договору аренды, согласно которому пункт 1.3 договора аренды изменен, площадь передаваемого в аренду помещения уменьшена с 332, 5 кв. м до 205 кв. м, не может быть принято во внимание, поскольку в силу пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом, однако государственная регистрация данного дополнительного соглашения произведена лишь 14 июля 2023 года (т.1 л.д.66, т.3 л.д.64-66, 94-99, 129-136), то есть после принятия оспариваемых Перечней на 2021 год и 2022 год.
Поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, то судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижегородского областного суда от 1 июня 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Рябининой Екатерины Вадимовны о признании недействующими со дня принятия:
- пункта 817 раздела "городской округ Арзамас" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20;
- пункта 1050 раздела "городской округ Арзамас" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.