Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Буруновой С.В, Калугина Д.М, при секретаре Николаенкове Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам о признании нормативного правового акта недействующим, по апелляционной жалобе акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А, объяснения представителя административного истца ООО "Оборонэнерго" - Ч, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам - Ф, представителя заинтересованного лица ООО "Башкирские распределительные сети" - Л, просивших решение суда первой инстанции оставить без изменения, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам 24 ноября 2022 года принято постановление N584 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 22 декабря 2020 года N778 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан".
Данный документ опубликован на официальном сайте Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам https://tariff.bashkortostan.ru/documents/all.
АО "Оборонэнерго" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам о признании вышеуказанного нормативного правового акта недействующим.
В обоснование требований АО "Оборонэнерго" в лице филиала "Уральский" (далее - АО "Оборонэнерго", Общество) указало, что Общество является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии и эксплуатирующей объекты электросетевого хозяйства, в том числе на территории Республики Башкортостан в зоне деятельности филиала "Уральский".
Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам (далее - Госкомитет РБ по тарифам, Государственный комитет, регулятор) принято постановление "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 22 декабря 2020 года N778 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан" от 24 ноября 2022 года N584, которым установлены:
- необходимая валовая выручка (далее - НВВ) АО "Оборонэнерго" филиала "Уральский" на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годы (без учета оплаты потерь), в том числе на 2023 год в размере 17 912, 52 тыс. руб.;
- индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в том числе индивидуальный тариф (с разбивкой по полугодиям) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между АО "Оборонэнерго" филиал "Уральский" и ООО "Башкирские распределительные электрические сети" на 2023 год;
- постановление "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Башкортостан" от 25 ноября 2022 года N684.
В результате принятых Государственными комитетом решений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии нарушаются права и законные интересы АО "Оборонэнерго" при осуществлении экономической деятельности на территории Республики Башкортостан, поскольку Общество вынуждено нести расходы по обслуживанию электрических сетей и оборудования, не учтенные (не компенсируемые) установленным тарифом.
Регулятором для расчета фонда оплаты труда (расходов на оплату труда) размер ежемесячного премирования, предусмотренного в Обществе, принят в размере 50%. Тогда как, в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2022 - 2024 годы, утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России", Общественной организацией "Всероссийский Электропрофсоюз" 20 апреля 2022 года, расходы (средства), направляемые на оплату труда, должны быть рассчитаны в размере не менее 75% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда, с учетом сумм доплат и надбавок, связанных с режимом и условиями труда.
При установлении размера расходов административным ответчиком не приняты во внимание локальные нормативные акты Общества и подтверждающие размер затрат документы и расчетные материалы, которые приобщены к предложениям об установлении цен (тарифов).
Вследствие нарушения принципов регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике административному истцу был установлен экономически необоснованный объем финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности, тем самым не обеспечена экономическая обоснованность затрат в установленном тарифе на 2023 год.
Затраты по статье "выплаты социального характера" на 2023 год утверждены Государственным комитетом без учета положений вышеуказанного Отраслевого тарифного соглашения и подтверждающих фактические выплаты, документов.
Определение затрат, исходя из плановых расходов, утвержденных на предыдущий период регулирования (2022 год) с учетом их индексации (без расчета их экономически обоснованного размера, анализа и проверки фактических показателей регулируемой организации (истца), по сути, свидетельствует о применении метода индексации, а не метода экономически обоснованных расходов.
Определенный Государственным комитетом административному истцу на 2023 год расчет затрат на уплату страховых взносов, которые производны от размера расходов на оплату труда, также не может быть признан верным.
Оспариваемый нормативный акт, по мнению административного истца, принят с нарушением нормативно-правовых актов Российской Федерации имеющих большую юридическую силу и не соответствует действующему законодательству.
Таким образом, нарушение административным ответчиком императивных правил повлекло установление для административного истца НВВ на содержание электрических сетей, индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год в экономически необоснованном, заниженном размере, что повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установленный оспариваемым постановлением индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям применяется при расчетах между AO "Оборонэнерго" и заинтересованным лицом ООО "Башкирские распределительные сети", при этом административный истец является получателем платы за оказанные услуги по передаче электрической энергии.
Изменение размера НВВ хотя бы одной сетевой организации, влечет за собой изменение (пересмотр) установленного ранее единого (котлового) тарифа на передачу электрической энергии, а, соответственно, и индивидуального тарифа.
На основании изложенного административный истец просил суд признать недействующим со дня принятия пункт 1 Постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 24 ноября 2022 года N584 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 22 декабря 2020 года N778 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан" в части:
- установления необходимой валовой выручки АО "Оборонэнерго" филиал "Уральский" без учета оплаты потерь на 2023 год (строка 1 Приложения N1 к постановлению N584 от 24 ноября 2022 года), - установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (с разбивкой по полугодиям) для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго" филиал "Уральский" и ООО "Башкирские распределительные сети" на 2023 год (строка 1 Приложения N2 к Постановлению N584 от 24 ноября 2022 года);
обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам в течение месяца со дня вступления в судебного акта в законную силу устранить нарушения законодательства в области электроэнергетики путем принятия замещающих нормативно-правовых актов, путем принятия заменяющего акта.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 августа 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административного истца AO "Оборонэнерго" содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению административного истца, не может быть признан правомерным подход суда в установлении процента премирования по аналогии с другими территориальными сетевыми организациями, поскольку это не соответствует законодательству в области тарифного регулирования, не обеспечивает баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также справедливость утвержденных тарифов. Кроме того, ограничение размера премирования для других регулируемых ТСО на уровне 50% ответчиком документально не обосновано. То есть, судом показатель ежемесячного премирования в размере 50% принят как обоснованный только, исходя из пояснений ответчика.
При разрешении разногласий по статье затрат "подконтрольные расходы из прибыли (выплаты социального характера)", административный истец полагает, что суд также сделал неверный вывод об отсутствии методики расчета планируемого объема выплат социального характера из прибыли, в связи с чем, посчитал правомерной позицию ответчика об индексации утвержденных ранее регулятором плановых затрат по данной статье расходов на 2021 год, для установления (утверждения) плановой величины расходов на 2023 год, то есть, без учета положений Основ ценообразования N 1178, положений ОТС, локального нормативного акта Общества, подтверждающих фактические выплаты.
Относительно статьи затрат "отчисления на социальные нужды" заявитель жалобы отмечает, что она является производной от статьи "расходы на оплату труда" (базой для расчета отчислений на социальные нужды является размер расходов на оплату труда). Административный истец полагает, что судом при вынесении оспариваемого решения, в нарушение норм материального права, а также в противоречие имеющимся доказательствам в материалах дела неправомерно принята позиция регулирующего органа в части расчета затрат по статье "расходы на оплату труда", величина расходов по статье "отчисления на социальные нужды" должна подлежать пересмотру.
Общество считает неправомерным вывод суда о возможности учета регулятором затрат истца (в случае их экономического обоснования) при ежегодной корректировке долгосрочных тарифов в соответствии с абз.10 п.7 Основ ценообразования N 1178, поскольку к вопросу определения базового уровня подконтрольных расходов п.7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике N 1178 не применим, на протяжении всего долгосрочного периода подконтрольные расходы только индексируются. По мнению истца, размер расходов на оплату труда (ФОТ) должен определяться в соответствии с п.26 Основ ценообразования N 1178 на экономически обоснованном уровне, как и расходы, связанные с выплатами социального характера, как входящие в состав подконтрольных расходов.
Судом в оспариваемом решении не дана оценка доводам административного истца о несоблюдении Комитетом требований Правил регулирования N 1178, регламентирующих процедуру установления тарифов, а также противоречивости данных, изложенных в Экспертном заключении по установлению (корректировке) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей филиала "Уральский" акционерного общества "Оборонэнерго" на очередной период регулирования 2023-2025 годы, экспертное заключение в адрес административного истца не направлялось.
Прокуратурой Республики Башкортостан, Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам, ООО "Башкирэнерго" представлены возражения, в которых они просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителя административного истца ООО "Оборонэнерго" - Ч. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, административное исковое заявление удовлетворить.
Представитель административного ответчика Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам - Ф. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель заинтересованного лица ООО "Башкирские распределительные сети" - Л. просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора Куренкова Е.А, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования), и Методические указания по расчёту тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные Приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
В силу пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов наделены полномочиями по установлению цен (тарифов), указанных в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, тарифы взаиморасчётов между сетевыми организациями устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ, пункт 63 Основ ценообразования).
Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам является органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги), а также региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Республики Башкортостан. Полномочия Государственного комитета закреплены в Положении о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденном постановлением Правительства Республики Башкортостан от 05 сентября 2013 года N404 (далее - Положение).
Согласно пункту 4.1 Положения Государственный комитет в пределах своей компетенции устанавливает цены (тарифы) в том числе в сфере электроэнергетики.
Решение по делу об установлении тарифов принимается на заседании Правления Государственного комитета, осуществляющего свои полномочия в соответствии с Положением о Правлении Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, утвержденного приказом Государственного комитета от 20 января 2016 года N2. В состав Правления без права передачи полномочий иным лицам входят работники Государственного комитета в количестве не более 7 человек и один представитель антимонопольного органа. Представитель антимонопольного органа входит в состав Правления с правом совещательного голоса (не принимает участия в голосовании).
Заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании. Решения Правления принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения Государственного комитета.
Протокол заседания Правления Государственного комитета (далее - протокол) является неотъемлемой частью решения об установлении тарифов и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования. В целях информационной открытости протоколы заседания Правления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам совместно с принятыми постановлениями публикуются на официальном сайте https://tariff.bashkortostan.ru для ознакомления всеми заинтересованными лицами в свободном доступе.
Судом первой инстанции установлено, что вопрос о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, оказываемые АО "Оборонэнерго" рассматривался на заседании Правления Госкомитета 24 ноября 2022 года - протокол заседания Правления Госкомитета РБ по тарифам N99. Процедура принятия нормативного правового акта об установлении тарифов соблюдена надлежащим образом, заседание Правления являлось легитимным.
Оспариваемое постановление Госкомитета РБ по тарифам N584 опубликовано на официальном сайте Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам https://tariff.bashkortostan.ru/documents/all и размещено на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан www.npa.bashkortostan.ru.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое постановление принято Госкомитетом РБ по тарифам в пределах, установленных полномочий, с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования. По данному основанию решение суда первой инстанции не оспаривается.
Положениями пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ к основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике отнесено достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ при государственном регулировании цен (тарифов) должны быть соблюдены основные принципы, в том числе: определение экономической обоснованности планируемых (расчётных) себестоимости и прибыли при расчёте и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учёт результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); обязательный раздельный учёт организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объёма продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчётного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, оценка их экономической обоснованности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта (пункты 16 - 31 Основ ценообразования).
При установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчётов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта.
В соответствии с пунктами 5, 8 Методических указаний N 98-э тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний (далее - долгосрочные тарифы), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчёта тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Исходя из пункта 11 Методических указаний N 98-э, уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) применяется для определения необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей и устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ООО "Башкирэнерго" является сетевой организацией, эксплуатирует электрические сети, расположенные на территории Республики Башкортостан, и оказывает услуги по передаче электроэнергии потребителям услуг в отношении их точек поставки электрической энергии, которые технологически присоединены к электрическим сетям.
В случаях, когда точки поставки потребителей услуг технологически присоединены к электрическим сетям иных (смежных с ООО "Башкирэнерго") сетевых организаций, ООО "Башкирэнерго" заключает договоры оказания услуги по передаче электроэнергии с такими смежными сетевыми организациями, выступая в этих отношениях в качестве потребителя услуг, оказываемых смежной сетевой организацией. Оказывая услуги по передаче электрической энергии, ООО "Башкирэнерго" получает за них плату, определяемую на основании единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии от всех потребителей услуг по передаче электроэнергии. Одной из таких смежных сетевых организаций является АО "Оборонэнерго" в отношении которого оспариваемым постановлением установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с ООО "Башкирэнерго".
22 декабря 2020 года Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам принято постановление N778 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан".
В соответствии с подпунктом 26 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2053) территориальная сетевая организация имеет право обратиться в исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с заявлением о пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов с 2023 года не позднее 5 дней со дня вступления в силу настоящего постановления. Пересмотр указанного базового уровня операционных (подконтрольных) расходов территориальной сетевой организации осуществляется исполнительным органом субъекта Российской Федерации не позднее 12 дней со дня вступления в силу настоящего постановления. Указанный пересмотр осуществляется без учета положений абзацев четвертого - девятого пункта 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N1178 (далее - Основы ценообразования).
Судом первой инстанции установлено, что 18 ноября 2022 года в Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам обратился филиал "Уральский" АО "Оборонэнерго" с заявлением о пересмотре базового уровня подконтрольных расходов с 2023 года, в части расходов на оплату труда и выплат социального характера с учетом изменения размера Минимальной месячной тарифной ставки (ММТС) рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала в электроэнергетике, установленной Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2022 - 2024 годы, утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России", Общественной организацией "Всероссийский Электропрофсоюз" 20 апреля 2022 года (далее - Соглашение) на период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2023 года.
На основании протокола заседания Правления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 24 ноября 2022 года N99 принято оспариваемое постановление "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 22 декабря 2020 года N778 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан" от 24 ноября 2022 года N584, которым установлены: НВВ АО "Оборонэнерго" филиала "Уральский" на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годы (без учета оплаты потерь), в том числе на 2023 год, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в том числе индивидуальный тариф (с разбивкой по полугодиям) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между АО "Оборонэнерго" филиал "Уральский" и ООО "Башкирские распределительные электрические сети" на 2023 год, Постановление "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Башкортостан" от 25 ноября 2022 года N684.
Оспаривая вышеуказанные нормативные правовые акты, административный истец указывает на нарушение его прав и законных интересов ввиду установления Государственным комитетом необходимой валовой выручки ниже экономически обоснованного размера по статье расходов на оплату труда, а также по статье расходов "выплаты социального характера" на 2023 год.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам выполнены все требования действующего законодательства в сфере тарифного регулирования в электроэнергетике, в том числе Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в области государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанным выводом по следующим основаниям.
Согласно пункту 11 Методических указаний N98-э, уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) применяется для определения необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей и устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных затрат.
Пункт 12 Методических указаний устанавливает, что при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат: 1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования; 2) ремонт основных средств, определяемый на основе пунктом 25 Основ ценообразования; 3) оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования; 4) другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N1178).
Согласно материалам дела при определении расходов по статье "Затраты на оплату труда" ежемесячная премия персонала филиала "Уральский" АО "Оборонэнерго" на 2023 год определена административным ответчиком в размере 50%.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что что АО "Оборонэнерго" является участником Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2022 - 2024 годы, утвержденного 20 апреля 2022 года (пункт 7 Приложения N1 Соглашения).
В соответствии с пунктом 1.9. Соглашения Организации осуществляют регулирование социально-трудовых отношений в порядке и на условиях, предусмотренных коллективными договорами, локальными нормативными актами Организаций в течение срока их действия.
Положения Соглашения применяются в Организациях при заключении коллективных договоров, трудовых договоров с работниками, принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, а также при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Содержание коллективных договоров, заключаемых в Организациях, не может ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, настоящим Соглашением.
Согласно пункту 8.2. вышеуказанного Соглашения Положения раздела 8 используются при формировании тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также на соответствующие услуги, оказываемые Организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Сумма расходов, обусловленных наличием трудовых отношений, включаемых в необходимую валовую выручку, учитываемая в тарифах (ценах) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также на соответствующие услуги, оказываемые Организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, не может быть ниже суммы, определенной в соответствии с настоящим разделом с учетом прогнозного индекса потребительских цен. При этом работодатель обязан включать в тарифную заявку все расходы на оплату труда и иные расходы, обусловленные наличием трудовых отношений, в том числе расходы на произведение выплат компенсационного характера.
В соответствии с пунктом 8.4. Соглашения расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются, исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности) с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, размера ММТС, среднего тарифного коэффициента по Организации и состоят в том числе из:
8.4.2. Средств, направляемых на премирование работников, доплат, надбавок и других выплат в составе средств на оплату труда, которые состоят в том числе из:
8.4.2.3. Премий за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности - в размере не менее 75 (семидесяти пяти) процентов тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда, с учетом сумм доплат и надбавок, связанных с режимом и условиями труда.
Согласно пункту 8.8. Соглашения конкретный перечень расходов из числа предусмотренных разделом 8 Соглашения и конкретные размеры данных расходов устанавливаются коллективным договором и (или) локальными нормативными актами Организации.
Приказом генерального директора АО "Оборонэнерго" от 09 декабря 2020 года N423 утверждено Положение о премировании работников АО "Оборонэнерго", в соответствии с которым определяется порядок и условия выплаты премий.
В соответствии с пунктом 4.1.Положения N423 ежемесячное премирование работников Общества производится по результатам индивидуальной работы, персональной эффективности, работы структурных подразделений и Общества в целом, с учетом оценки непосредственным и (или) вышестоящим руководителем.
Согласно пункту 4.2. Положения N423 максимальный размер премиального фонда структурного подразделения за отчетный период составляет не более 75% от суммы должностных окладов работников Общества с учетом доплат и надбавок, за исключением надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Таким образом, определение расходов по статье "Затраты на оплату труда" в виде ежемесячной премии персонала филиала "Уральский" АО "Оборонэнерго" на 2023 год в размере 50% противоречит вышеуказанным нормам права, отраслевому тарифному соглашению и локальным актам административного истца, в связи с чем не могут быть признаны экономически обоснованными.
Действительно в пунктах 4.8, 4.9, 4.10, 4.14, 4.16. Положения N 423 определены случаи, при которых ежемесячная премия не начисляется или начисляется не в полном размере. В соответствии с пунктом 4.12. Положения N 423 окончательное решение о премировании работников Филиала принимает директор Филиала Общества. Ответственное структурное подразделение Филиала, к компетенции которого относится материальное стимулирование работников, организует подготовку приказа о премировании по итогам работы за отчетный период представляет его на утверждение директору Филиала Общества. Приказ является основанием для начисления и выплаты премии за отчетный период.
Согласно пункту 4.16. Положения N423 в зависимости от результатов деятельности Общества, а также финансового состояния Общества по итогам работы за месяц, генеральный директор может принять решение о не начислении или начислении не в полном размере ежемесячной премии всем Работникам Общества.
Вместе с тем вышеуказанные пункты Положения лишь регулируют процедуру начисления премии и не определяют ее размер, при этом случаи не начисления премии или начисления ее не в полном размере, носят вероятностный характер, в связи с чем не могут быть учтены при расчете конкретного размера премирования, которое необходимо заложить в основу нормативного правового акта.
Кроме того, выводы суда первой инстанции о том, что определить фактический процент ежемесячной премии по представленным обосновывающим документам в тарифном деле не представляется возможным ввиду того, что приказы о премировании по итогам работы за отчетный период в тарифном деле отсутствуют не обосновывает вывод тарифного органа об установлении указанных затрат в размере 50%.
Ссылка административного ответчика и вывод суда первой инстанции на то, что ежемесячная премия для иных территориальных сетевых организаций в Республике Башкортостан не превышает 50% и на отрицательные результаты деятельности Общества в Республике Башкортостан за последние 3 года не основана на нормах права.
Также судебная коллегия учитывает, что экономическое обоснование расходов по статье "Затраты на оплату труда" в части ежемесячной премии персонала филиала "Уральский" АО "Оборонэнерго" на 2023 год в размере 50% в материалах тарифного дела отсутствуют. Расчеты, представленные в рамках рассмотрения дела, не могут быть приняты во внимание, поскольку не проложены в основу принятого нормативного правового акта.
Относительно статьи затрат "Выплаты социального характера из прибыли" установлено, что в соответствии с разделом 6 Соглашения и с приказом генерального директора АО "Оборонэнерго" от 28 октября 2020 года N332 "Об утверждении и введении в действие Положения о выплатах социального характера в АО "Оборонэнерго" (далее - Приказ N 332) определены социальные льготы, гарантии и компенсации работникам электроэнергетики.
Согласно пункту 6.1. работодатели обеспечивают предоставление работникам следующих льгот, гарантий и компенсаций в порядке и на условиях, определяемых непосредственно в Организациях. Непосредственно в АО "Оборонэнерго" таким порядком является Приказ N 332.
В соответствии с пунктом 3.3. Приказа N 332 единовременная выплата работнику в случае смерти близких родственников осуществляется на основании: заявления работника; копий документов, подтверждающих степень родства с умершим родственником; копии свидетельства о смерти родственника; копий документов, подтверждающих усыновление, опекунство или попечительство.
В силу пункта 3.5. Приказа N332 единовременная материальная помощь работнику при рождении ребенка или усыновлении осуществляется на основании: заявления и копии свидетельства о рождении (усыновления) ребенка.
В соответствии с пунктом 3.6. Приказа N332 единовременная материальная помощь работнику при первом вступлении в брак осуществляется на основании: заявления и копии свидетельства о вступлении в брак, а также копии иных документов, подтверждающих факт вступления в брак впервые.
На основании пункта 3.7. Приказа N332 работнику, проработавшему в Обществе не менее 1 года с даты начала последнего трудового договора с АО "Оборонэнерго" и достигшему возраста 50, 55, 60, 65, 70 лет, может производиться единовременная выплата.
Согласно пункту 3.8. Приказа N 332 работникам Общества могут производиться единовременные выплаты в связи с праздничными днями: 23 февраля, 8 марта, и 22 декабря, в размерах и порядке, определенными приказом генерального директора по Обществу, при условии отсутствия нарушений трудовой дисциплины и дисциплинарных взысканий.
В соответствии с пунктом 3.9. Приказа N 332 работникам Общества производится единовременная выплата к ежегодному оплачиваемому отпуску на основании заявления о предоставлении единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску. Также, одним из условий произведения единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску является: стаж работы в Обществе на дату ухода работника в очередной оплачиваемый отпуск составляет не менее 11 месяцев. Стаж работы в Обществе учитывается с даты заключения последнего трудового договора работника с работодателем.
Судом первой инстанции установлено, что документы, перечисленные в пунктах 3.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9 Приказа N332, в тарифном деле отсутствуют, кроме того, отсутствует порядок и условия единовременных выплат ко дню знаний работникам, заявленных Организацией в тарифном деле, и в Соглашении и Приказе N 332.
Таким образом, судом первой инстанции сделан вывод, что в связи отсутствием методики расчета планируемого объема выплат социального характера из прибыли, Госкомитетом РБ по тарифам было верно определено оставить без изменений объем затрат, утвержденный на 2021 год, который ежегодно индексируется в соответствии с Основами ценообразования и Приказа Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N98-э "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки".
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом исхрдя из следующего.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (пункт 17 Основ).
Согласно пункту 19 Основ расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя в том числе и прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с разделом 6 Соглашения и приказом генерального директора АО "Оборонэнерго" от 28 октября 2020 года N332 "Об утверждении и введении в действие Положения о выплатах социального характера в АО "Оборонэнерго" определены социальные льготы, гарантии и компенсации работникам электроэнергетики.
Согласно материалам дела в заявлении о пересмотре базового уровня подконтрольных расходов (письмо от 17.11.2022 года N УРЛ/030/3638) административным истцом заявлены выплаты социального характера в размере 526, 44 тыс. руб. с приложением расчета, произведенного на основании штатного расписания с учетом положений отраслевого тарифного соглашения, приказов о выплатах социального характера, приказов о единовременных выплатах сотрудникам за 2021, 2022 год.
Административным ответчиком вышеуказанные расходы утверждены в размере 32, 57 тыс. руб.
При этом, материалы дела не содержат экономического обоснования снижения указанных расходов до утверждённой суммы.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что произвольное снижение суммы расходов, без соответствующего анализа приложенных административным истцом документов не может быть признан экономически обоснованным и нарушает баланс экономических интересов сторон правоотношений.
Вывод суда первой инстанции об обоснованности утвержденного административным ответчиком размера расходов по данной статье в связи отсутствием методики расчета планируемого объема выплат социального характера из прибыли, нельзя признать обоснованным.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
По общему правилу регулируемая организация, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, должна быть заинтересована в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления своей деятельности. В этой связи законодательством на нее возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.
В связи с этим на органе регулирования не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы.
Вместе с тем, в контексте конкретных обстоятельств каждого дела, в случае недостаточности тех или иных обосновывающих документов не исключается не только право, но и обязанность органа регулирования предложить регулируемой организации представить дополнительные материалы, что исходя из принципов достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих регулирующий вид деятельсности, а также практики оценки обосновывающих материалов, являлось бы предсказуемым для регулируемой организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
Такая обязанность административным ответчиком в данном случае в полном объеме исполнена не была, документы, подтверждающие расходы по статье расходов "выплаты социального характера", которые при надлежащем подходе регулирующего органа могли быть запрошены и в случае их представления - проанализированы, у административного истца не запрашивались, что не исключает возможности совершения этих действий в рамках принятия заменяющего нормативного правового акта.
Относительно статьи затрат "Отчисления на социальные нужды" в ходе судебного разбирательства установлено, что расчет планируемых затрат на отчисления на социальные нужды на 2023 год произведен с учетом фактического сложившегося размера тарифа страховых взносов за 2021 год и с учетом планируемых затрат на оплату труда.
Поскольку статья затрат "отчисления на социальные нужды" является производной от статьи затрат "расходы на оплату труда", признанной судебной коллегией экономически необоснованной, соответственно затраты, утвержденные по статье расходов "отчисления на социальные нужды" также является экономически необоснованной.
Вышеуказанные нарушения привели к установлению для административного истца ННВ в экономически необоснованном размере
Установленный оспариваемым постановлением индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям применяется при расчетах между административным истцом и заинтересованным лицом ООО "Башкирские распределительные сети".
В соответствии с п. 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004г N 20-э/2 расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Расчет единых на территории субъекта РФ тарифов на услуги по передаче электрической энергии (котловых тарифов) производится на основе НВВ, рассчитанной для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно информационному письму Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифа на услуги по передаче электрической энергии" в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее НВВ необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с названными Методическими указаниями.
Изменение размера НВВ хотя бы одной сетевой организации, влечет за собой изменение (пересмотр) установленного ранее единого (котлового) тарифа на передачу электрической энергии и индивидуального тарифа.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
С учётом того, что оспариваемые нормативные положения имеют ограниченный срок действия и признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ, суд апелляционной инстанции признает оспариваемые приказы недействующими в части с момента принятия.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 августа 2023 года отменить.
Административные исковые требования акционерного общества "Оборонэнерго" к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам о признании нормативного правового акта недействующим удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 1 Постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 24 ноября 2022 года N584 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 22 декабря 2020 года N778 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан" в части:
- установления необходимой валовой выручки АО "Оборонэнерго" филиал "Уральский" без учета оплаты потерь на 2023 год (строка 1 Приложения N1 к постановлению N584 от 24 ноября 2022 года), - установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (с разбивкой по полугодиям) для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго" филиал "Уральский" и ООО "Башкирские распределительные сети" на 2023 год (строка 1 Приложения N2 к Постановлению N584 от 24 ноября 2022 года).
Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам в течение месяца со дня вступления в судебного акта в законную силу устранить нарушения законодательства в области электроэнергетики путем принятия замещающих нормативно-правовых актов, путем принятия заменяющего акта.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.