Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Буруновой С.В, Мироновой Н.В, при ведении протокола секретарем Николаенковым Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Г.А.Р. к Правительству Удмуртской Республики, Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики о признании нормативных правовых актов недействующими в части, по апелляционной жалобе Правительства Удмуртской Республики, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики на решение Верховного суда Удмуртской Республики от 18 августа 2023 года
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения представителя административного истца Д.К.М, представителя административных ответчиков С.А.А, представителя заинтересованного лица бюджетного учреждения Удмуртской Республики "ЦКО БТИ" Золотухина А.И, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N528 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", опубликованном 6 ноября 2020 года на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru, 7 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года N615 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", опубликованном 11 ноября 2021 года на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru, 13 ноября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2022 года N 555 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год", опубликованном 17 октября 2022 года на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru, 20 октября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Под пунктом N Перечня на 2021 год, под пунктом N Перечня на 2022 год, под пунктом N Перечня на 2023 год включено помещение с кадастровым номером N, площадью 3 139, 5 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Под пунктом N Перечня на 2021 год, под пунктом N Перечня на 2022 год, под пунктом N Перечня на 2023 год включено здание с кадастровым номером N, расположенноем по адресу: "адрес".
ИП Г.А.Р. (далее также - административный истец) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным иском, в обоснование которого указал, что он является собственником объекта недвижимого имущества - помещения с кадастровым номером N, площадью 3 139, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", которое включено в пункт N Перечня на 2021 год, в пункт N Перечня на 2022 год, в пункт N Перечня на 2023 год. Объект недвижимого имущества с кадастровым номером N расположен в здании с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", которое включено в пункт N Перечня на 2021 год, в пункт N Перечня на 2022 год, в пункт N Перечня на 2023 год.
Административный истец полагает, что принадлежащий ему объект недвижимости - помещение с кадастровым номером N, а также здание с кадастровым номером N, в котором расположено принадлежащее ему помещение, не отвечают критериям, предусмотренным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание, ни сведения Единого государственного реестра недвижимости, ни документы технического учета, ни фактическое использование объектов недвижимого имущества не подтверждают соответствие спорного здания требованиям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем включение здания в Перечни на 2021, 2022, 2023 годы неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в повышенном размере.
Административный истец, с учетом заявления об увеличении административных исковых требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил суд признать недействующими с момента принятия пункты N Перечня на 2021 год, пункты N Перечня на 2022 год, пункты N Перечня на 2023 год.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 августа 2023 года административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Г.А.Р. удовлетворено;
признаны недействующими со дня принятия пункты N, N Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N 528 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 декабря 2020 года N 626 "О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N 528 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год";
признаны недействующими со дня принятия пункты N, N Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 09 ноября 2021 года N 615 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год";
признаны недействующими со дня принятия пункты N, N Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2022 года N 555 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год";
на Правительство Удмуртской Республики возложена обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
с Правительства Удмуртской Республики в пользу Г.А.Р. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 рублей.
в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Г.А.Р. к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики о признании нормативных правовых актов недействующими в части отказано.
В апелляционной жалобе Правительство Удмуртской Республики, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики просили решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 августа 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы, с учетом дополнений к ней, указано, что объект недвижимости с кадастровым номером N передан в аренду для использования в коммерческих целях и фактически используется для размещения объекта общественного питания; судом первой инстанции необоснованно не принят в качестве надлежащего доказательства Акт обследования фактического использования спорного объекта недвижимости; фактическое использование спорных объектов недвижимости в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, а именно в качестве объекта общественного питания - ресторана, подтверждается актом обследования о нахождении в помещении кафе Launge bar "Grafit", лицензией N N на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, информацией из открытых источников сети "Интернет", видом деятельности арендатора - "Подача напитков", ответом на судебный запрос самого ООО "Графит"; при этом помещение, используемое для ресторана, и помещение, в котором оказываются сопутствующие культурно-развлекательные услуги, объединены единой целью - удовлетворение потребностей в продукции общественного питания и, соответственно, являются услугами общественного питания в соответствии с ГОСТ 31985-2013.
Заинтересованным лицом бюджетным учреждением Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в которых просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции - отменить.
Административным истцом и прокурором, участвующим в деле в суде первой инстанции, представлены возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель административных ответчиков Правительства Удмуртской Республики, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики С.А.А, участвующий в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал.
Представитель заинтересованного лица бюджетного учреждения Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества" - З.А.И, участвующий в судебном заседании апелляционной инстанции посредством использования систем видеоконференц-связи, поддержал апелляционную жалобу административных ответчиков и изложенное в письменном отзыве.
Представитель административного истца ИП Г.А.Р. - Д.К.М, участвующий в судебном заседании апелляционной инстанции посредством использования систем видеоконференц-связи, поддержав изложенное в письменных возражениях на апелляционную жалобу, просил решение Верховного суда Удмуртской Республики от 18 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. полагал необходимым в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, административный истец являлся собственником объекта недвижимости - помещения с кадастровым номером N, которое включено в пункт N Перечня на 2021 год, в пункт N Перечня на 2022 год, в пункт N Перечня на 2023 год.
Помещение с кадастровым номером N расположено в здании с кадастровым номером N, которое включено в пункт N Перечня на 2021 год, в пункт N Перечня на 2022 год, в пункт N Перечня на 2023 год.
При таких обстоятельствах, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми постановлениями Правительства Удмуртской Республики, поскольку права административного истца в связи с включением спорного здания и помещения в оспариваемые Перечни нарушаются, в связи с чем, он обладает правом на оспаривание нормативных правовых актов в указанной части.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 и 2 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.11.2013 N307-ФЗ).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 года N 63-РЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Удмуртской Республики.
Налог на имущество физических лиц на территории города Ижевска урегулирован Решением Городской Думы города Ижевска от 20 ноября 2014 года N 658 "О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования "Город Ижевск", в соответствии с которым этот налог в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Суд первой инстанции, проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами положений статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 12 и 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года N 84-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики", согласно которым Правительство Удмуртской Республики является высшим исполнительным органом государственной власти, пришел к правильному выводу, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N528, постановление Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года N615, постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2022 года N555 являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий Правительства Удмуртской Республики, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в пункт N Перечня на 2021 год, в пункт N Перечня на 2022 год, в пункт N Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого в 2021-2023 годы налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 3139, 5 кв.м, назначение: нежилое, наименование: помещение, расположенное по адресу: "адрес", собственником которого с 13 февраля 2020 года по 26 января 2023 года являлся административный истец. Данное помещение снято с кадастрового учета 26 января 2023 года.
Наименование помещения с кадастровым номером N - "помещение", назначение - "нежилое", не свидетельствует о том, что данное помещение относится к офисным помещениям, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и также не может быть признано безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в пункт N Перечня на 2021 год, в пункт N Перечня на 2022 год, в пункт N Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого в 2021-2023 годы налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 3543, 9 кв.м, назначение: нежилое, наименование: здание АТС, расположенное по адресу: "адрес".
Площадь объекта недвижимости с кадастровым номером N была изменена 27 октября 2022 года в связи с проведением в нежилом здании работ по перепланировке в соответствии с техническим заключением по перепланировке нежилых помещений здания по адресу: "адрес", подготовленным саморегулируемой организацией ассоциация МЕЖРЕГИОНПРОЕКТ ООО "Строй Проект-Бюро" на 3543, 9 кв.м.
Наименование здания с кадастровым номером N - "здание АТС", назначение - "нежилое", не свидетельствует о том, что данное здание относится к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и также не может быть признано безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования на момент принятия оспариваемых Перечней: коммунальное обслуживание (код 3.1.) - Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности предоставления услуг связи, Предпринимательство (код 4.0.).
Из ответа филиала ППК "Роскадастр" по Удмуртской Республике от 14 апреля 2023 года N05исх-0160/23 следует, что земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на государственный кадастровый учет 23 декабря 2005 года с видом разрешенного использования: обслуживание существующей АТС-20, 21, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования земельного участка изменен 13 сентября 2018 года на основании распоряжения первого заместителя главы администрации города Ижевска от 20 июля 2018 года N896 "Об установлении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Петрова, 27 "а" в Устиновском районе" на "коммунальное обслуживание (код 3.1.) - Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности предоставления услуг связи, Предпринимательство (код 4.0.)".
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вид разрешенного использования земельного участка: "коммунальное обслуживание (код 3.1.) - Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности предоставления услуг связи, Предпринимательство (код 4.0.)" не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенный на этом земельном участке объект недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ.
Следовательно, спорные объекты недвижимости по указанному основанию в Перечни на 2021 год, на 2022 год, на 2023 год включению не подлежали.
При таком положении здание с кадастровым номером N и входящее в его состав нежилое помещение с кадастровым номером N могли быть включены в оспариваемые Перечни, если наименование, назначение или разрешенное использование входящих в их состав помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади названных объектов недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривало размещение объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, либо при установлении их фактического использования в указанных целях.
В состав здания с кадастровым номером N входят:
- нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование: нежилое помещение, назначение нежилое помещение, площадью 84, 2 кв.м, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют;
- нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование: помещение, назначение нежилое помещение, площадью 301, 6 кв.м, собственником которого является ПАО "Ростелеком";
- нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование: помещение, назначение нежилое, площадью 3139, 5 кв.м, собственником которого являлся ИП Г.А.Р, помещение снято с кадастрового учета 26.01.2023;
- нежилые помещения с кадастровыми номерами N (площадью 516, 8 кв.м), N (площадью 861, 5 кв.м), N (площадью 834, 2 кв.м), N (площадью 844, 7 кв.м.), наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, поставлены на кадастровый учет 26.01.2023, собственником которых является Г.А.Р.
Помещения с кадастровыми номерами N (площадью 516, 8 кв.м), N (площадью 861, 5 кв.м), N (площадью 834, 2 кв.м), N (площадью 844, 7 кв.м.) образованы в результате раздела помещения с кадастровым номером N
Из технического паспорта, составленного государственным унитарным предприятием Удмуртской Республики "Удмурттехинвентаризация" по состоянию на 26 августа 2008 года на нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет общую площадью 3985, 9 кв.м, состоит из литеры А (наименование: здание АТС, подвал, машинное отделение), литеры Пр (пристрой, подвал) и включает в себя помещения имеющие следующее назначение: лестничная клетка, склад, коридор, венткамера, зал кондиционеров, вентиляционная, эл.щитовая, тамбур, кладовка, шкаф, туалет, умывальная, комната приема пищи, душевая, нагреватель, сауна, кабинет, мастерская, выпрямительная, аккумуляторная, кислотная, дистиляторная, мантерская, бытовка, КИА, автозал, КРОСС, пультовая, комната отдыха, холл, машинное отделение, базовая станция, комната для укрыва, тепловой пункт, кабельная шахта, кладовая, компрессорная, комната кабельщиков, водомерный узел, подсобная, лестница, гараж, помещение, коридор, ТП, серверная, душ, раздевалка, бильярдная, актовый зал, гардероб, тепловой пункт, отдел связи, ОУС, игровой зал, всего 3985, 9 кв.м.
Из технического паспорта, составленного бюджетным учреждением Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества" по состоянию на 15 августа 2018 года на нежилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет общую площадью 3139, 5 кв.м, состоит из литеры А и включает в себя помещения имеющие следующее назначение: лестничная клетка, склад, коридор, венткамера, зал кондиционеров, вентиляционная, эл.щитовая, тамбур, кладовка, шкаф, туалет, умывальная, комната приема пищи, душевая, нагреватель, сауна, кабинет, учебный класс, мастерская, выпрямительная, аккумуляторная, кислотная, дистиляторная, архив, мантерская, бытовка, КИА, автозал, КРОСС, пультовая, комната отдыха, холл, машинное отделение, базовая станция, всего 3139, 5 кв.м.
Технический паспорт объекта недвижимости, составленный по состоянию на 15 августа 2018 года, не может быть принят во внимание как документ технического учета (инвентаризации), поскольку в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учёта объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством, и в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
При этом помещения с назначением "сауна", площадью 6, 6 кв.м, "бильярдная", площадью 56, 5 кв.м, которые могли бы быть использованы для размещения объектов торговли, общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, составляет 63, 1 кв.м или 1, 8 % от общей площади здания.
Термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", в силу чего помещения с назначением "кабинет" правомерно не учтены судом первой инстанции в качестве офисных помещений.
Технический паспорт, составленный по состоянию на 26 августа 2008 года, может быть учтен только в качестве документа технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости в части предназначения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания в отношении Перечней на 2021 год, на 2022 год, поскольку из материалов кадастрового дела, представленных в материалы дела по запросу суда первой инстанции следует, что в здании была проведена перепланировка связанная с изменением площади и этажности здания, в связи с чем площадь объекта была изменена.
Иных документов технического учета (инвентаризации), содержащих сведения о наименовании и назначении помещений, входящих в здание с кадастровым номером N, а также помещения с кадастровым номером N, в материалах административного дела не имеется.
Из анализа приведенной выше документации следует, что документы технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости с кадастровым номером N, а также здания с кадастровым номером N, в котором оно расположено, не подтверждают наличие помещений площадью не менее 20% общей площади здания, имеющих назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, спорное здание с кадастровым номером N, а также входящее в его состав помещение с кадастровым номером N, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости в части предназначения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в Перечни на 2021 год, на 2022 год, на 2023 год включению также не подлежали.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный законодатель, устанавливая с 01 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношении в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, обязав устанавливать вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечень спорного объекта недвижимости по его фактическому использованию является правомерным при условии, если обследование проводилось в строгом соответствии с региональными правилами и акты содержат конкретные сведения, подтверждающие использование конкретных помещений для размещения объектов торгового назначения и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного здания.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу указанных норм определение перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих включению и проведение обследования таких объектов должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, т.е. в данном случае до 01.01.2021, до 01.01.2022 и до 01.01.2023 соответственно.
Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года N 270 (далее - Положение).
В соответствии с вышеназванным Положением о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в форме:
1) межведомственного взаимодействия Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (далее - Министерство) с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Удмуртской Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики;
2) запросов Министерством сведений и документов, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости;
3) обследований объектов недвижимости (далее - обследование).
Обследование проводится комиссией, в состав которой могут быть включены представители: Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики; Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики; Министерства экономики Удмуртской Республики; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (по согласованию); администрации муниципального района (городского округа), образованного на территории Удмуртской Республики, на территории которого проводится обследование (по согласованию) (п. 16 названного Положения).
В ходе проведения обследования проводятся фото- и (или) видеосъемка и необходимые измерения в целях фиксации фактического использования объекта недвижимости (п. 20 названного Положения).
По результатам обследования, планового обследования в срок не более 5 рабочих дней со дня окончания проведения обследования, планового обследования составляется акт обследования фактического использования объекта недвижимости по форме, утвержденной Министерством (п. 24 названного Положения).
В подтверждение вида фактического использования спорного объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N административным ответчиком представлен акт обследования от 25 сентября 2020 года.
Из акта о фактическом использовании здания, составленного по состоянию на 21 сентября 2020 года (далее - акт от 21.09.2020), следует, что:
- доля фактической площади объекта недвижимости, используемой для осуществления деятельности объектов общественного питания составляет 22%; мероприятие проведено с доступом комиссии в здание;
- согласно пункту 3 акта в ходе обследования установлено, что объектом является нежилое здание, 3 этаж которого используется на основании договора аренды N4-1/120 от 1 февраля 2020 года ООО "ГРАФИТ" для размещения Loundge bar "Grafit", помещения 1 этажа здания демонтируются, помещения 2 этажа здания не используются.
Помещения 3 этажа N1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 площадью 758, 5 кв.м. используются под размещение Loundge bar "Grafit", из которых согласно акту обследования: помещения 1, 13 фактически используются как коридор, помещение 3 фактически используется как лестничная клетка, помещения 3-12 фактически используются как кухня, помещение 14 фактически используется как гардероб, помещение 15 фактически используется как санузел, помещения 16, 17 фактически используются как шкаф, помещение 18 фактически используются под зал для посетителей.
По итогам проведения обследования объект с кадастровым номером N признан используемым в целях размещения объекта общественного питания и соответствующим критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
Между тем, акт от 21.09.2020 не содержит сведений о проведении обследования в отношении всех помещений в здании с кадастровым номером N, фиксирующих фактическое использование здания и помещений в нем в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Вместе с тем из протокола судебного заседания от 18 августа 2023 года представителем бюджетного учреждения Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества" З.М.И, участвовавшим в обследовании 21 сентября 2020 года, даны пояснения, согласно которым помещения с наименованием "кухня" им отражены в акте со слов представителя собственника, помещения, указанные помещения комиссией не осматривались.
Данные пояснения были поддержаны представителем бюджетного учреждения Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества" З.М.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
При этом, судебная коллегия отмечает, что акт от 21.09.2020 не содержит сведений о том, что собственник объекта недвижимости либо его представитель участвовали при проведении обследования, а также о наличии препятствий для доступа Комиссии в помещения, поименованные в Акте как "кухня"; не отражены причины, по которым доступ к части помещений был ограничен.
Проанализировав представленный административным ответчиком акт обследования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данный акт не может быть принят в качестве доказательства, достоверно подтверждающего вид фактического использования спорного объекта недвижимости.
Не свидетельствуют о правомерности включения в Перечни представленные сведения из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Действительно, акты обследования в силу положений главы 6 КАС РФ не могут являться единственно возможными доказательствами по делу.
Вместе с тем, к числу таких доказательств могут быть отнесены лишь те материалы и сведения, возможность использования которых в качестве подтверждения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений предусмотрена соответствующим порядком, установленным высшим исполнительным органом государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации.
На территории Удмуртской Республики принят и действует Порядок, пунктом 6 которого предусмотрен перечень документов, которые Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики вправе запросить у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости, к их числу сведения из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не отнесены, доказательств использования таких сведений при проведении обследования здания, результатом которого явилось составление акта, материалы дела не содержат, а сами эти сведения фактическое использование спорного объекта недвижимости в юридически значимые периоды в предусмотренных статьей 378.2 НК РФ целях не подтверждают.
Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела акт от 21.09.2020 о законности оспариваемых норм, вопреки доводам административного ответчика, свидетельствовать не может.
Порядком к числу документов, которые подлежат оценке при определении вида фактического использования объектов недвижимости, отнесены договоры аренды объектов недвижимости.
Так, в материалах дела содержатся следующие доказательства наличия арендных отношений в отношении помещений в здании:
- договор аренды N4-1/20 от 01 февраля 2020 года, заключенный между ИП Г.А.Р. (арендодатель) и ИП Г.А.А.О (арендатор), согласно которому в аренду переданы нежилые помещения, площадью 870, 8 кв.м, этаж - 3, номера на поэтажном плане 120-142, расположенные в здании по адресу: "адрес". Помещения переданы в аренду для использования в коммерческих целях, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации. Дополнительным соглашением от 31 января 2023 года срок действия договора продлен на 3 года.
1 апреля 2020 года заключено соглашение о замене стороны в обязательстве по договору аренды N4-1/20 от 01 февраля 2020 года, согласно которому новым арендатором является ООО "Графит", а также в аренду дополнительно передаются нежилые помещения, площадью 28, 5 кв.м, этаж - 3, номера на поэтажном плане 146-148, расположенные в здании по адресу: "адрес", общая площадь арендуемых помещений составляет 899, 3 кв.м.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что из условий названного договора аренды не представляется возможным однозначно установить, что передаваемое в аренду помещение будет использоваться и использовалось в юридически значимые периоды времени арендатором исключительно в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Из материалов дела следует, что ООО "Графит" имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории Удмуртской Республики. Лицензия выдана на осуществление указанной деятельности по адресу: "адрес".
Из ответа Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики следует, что данные о торговом объекте, расположенном по адресу: "адрес" отсутствуют.
Из ответа Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике следует, что 15 июня 2020 года ООО "Графит" представило уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности по предоставлению услуг общественного питания по адресу: "адрес".
Ни из приведенного выше договора аренды с дополнительным соглашением к ним, ни из сведений Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики, Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике не следует, какие помещения и на какой площади используется ООО "Графит" в целях организации объекта общественного питания.
Согласно письму ООО "Графит", представленному по запросу суда апелляционной инстанции, ООО "Графит" арендует помещение площадью 899, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" для предоставления услуг по общественному питанию и культурно-развлекательным мероприятиям, а именно в качестве ресторана - 618, 6 кв.м, в качестве помещения для оказания культурно-развлекательных услуг, в том числе подсобные и складские помещения - 280, 7 кв.м.
Общая площадь помещений, фактически используемых в качестве объекта общественного питания - ресторана (618, 6 кв.м.), менее 20% как общей площади здания с кадастровым номером N (3543, 9 кв.м.), так и общей площади помещения с кадастровым номером N (3139, 5 кв.м.).
Вопреки доводам дополнений к апелляционной жалобе, ни из вышеприведенного письма ООО "Графит", ни из иных материалов дела, не усматривается совместное использование, т.е, как указано административным ответчиком, единой целью - удовлетворение потребностей в продукции общественного питания, помещений площадью 618, 6 кв.м, фактически используемых в деятельности ресторана, и помещений площадью 280, 7 кв.м, фактически используемых для оказания культурно-развлекательных услуг, в том числе под подсобные и складские помещения; в Акте от 21.09.2020 г. не отражено как использование помещений в спорных объектах недвижимости для оказания культурно-развлекательных услуг, так и их совместное использование с объектом общественного питания.
Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней, сведения из открытых источников - сети "Интернет" и Единого государственного реестра юридических лиц, а также наличие у арендатора лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории Удмуртской Республики в настоящем деле не подтверждают соответствие спорных объектов недвижимости критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, поскольку не позволяют определить процент площади, фактически используемой в целях предусмотренных названной статьей, равно как и наличие помещений площадью не менее 20% общей площади названных объектов недвижимости, фактически используемых в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что доказательств фактического использования не менее 20 процентов от общей площади здания под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.
Суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда, что административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие объектов с кадастровыми номерами N, N, условиям, установленным в статье 378.2 НК РФ.
В рамках настоящего административного спора судом установлено, что здание с кадастровым номером N и помещение с кадастровым номером N не обладают признаками, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, включение объектов с кадастровыми номерами N, N Перечни на 2021 - 2023 годы является необоснованным.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку оспариваемые положения противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, пункты N, N Перечня на 2021 год, пункты N, N Перечня на 2022 год, пункты N, N Перечня на 2023 год подлежат признанию не действующим.
Определяя момент, с которого оспариваемые Перечни должны быть признаны недействующими, применив пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно признал пункты N, N Перечня на 2021 год, пункты N, N Перечня на 2022 год, пункты N, N Перечня на 2023 год не действующими с момента принятия нормативного правового акта.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований предпринимателя Г.А.Р. к Правительству Удмуртской Республики, Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики о признании нормативных правовых актов недействующими в части, с чем согласилась судебная коллегия, судом в силу ч.1 ст. 111 КАС РФ обоснованно с административного ответчика взысканы понесенные административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 900 рублей.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного суда Удмуртской Республики от 18 августа 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Удмуртской Республики, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.