г. Нижний Новгород
19 декабря 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Батялова В.А, при секретаре Шаманиной Н.Ю, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по частной жалобе Миргалаулова А.М. на определение Пермского краевого суда от 16 августа 2023 года о прекращении производства по административному делу по административному исковому заявлению Миргалаулова А.М. о признании не действующим решения Думы Краснокамского городского округа от 30 марта 2022 г. N 22 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа"
УСТАНОВИЛ:
Миргалаулов А.М. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Думы Краснокамского городского округа от 30 марта 2022 г. N 22 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа".
В обоснование заявленных требований указано на то, что оспариваемым решением исключены из схемы размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа, принадлежащие административному истцу рекламные конструкции, расположенные по адресам: "адрес" "адрес" Заявитель полагает, что решение Думы Краснокамского городского округа от 30 марта 2022 г. N 22 не является мотивированным и обоснованным, свидетельствует о дискриминационных условий на рынке рекламы в Краснокамском городском округе и противоречит положениям Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением Пермского краевого суда от 16 августа 2023 года производство по данному административному делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе Миргалаулов А.М. просил отменить данное определение, ссылаясь на то, что суд неверно установилобстоятельства, имеющие существенное значение, неправильно применил нормы процессуального права.
Думой Краснокамского городского округа, а также прокуратурой Пермского края по доводам частной жалобы поданы возражения.
Прокурор Куренков Е.А. полагал необходимым определение Пермского краевого суда от 16 августа 2023 года частично отменить, в отмененной части дело направить на новое рассмотрение.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения прокурора, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 130 и частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Прекращая производство по настоящему административному делу, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение Думы Краснокамского городского округа от 30 марта 2022 года N 22 "Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа" являлось предметом рассмотрения по административному делу N 3а-425/2022 по административному исковому заявлению Миргалаулова А.М. к Думе Краснокамского городского округа Пермского края об оспаривании решения Думы Краснокамского городского округа от 30 марта 2022 года N 22 "Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа".
С указанными выводами согласиться нельзя.
Как следует из материалов административного дела N 3а-425/2022, решением Думы Краснокамского городского округа от 30 марта 2022 года N22 утверждена Схема размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа (далее также Решение N22, Схема) и признаны утратившими силу решения Краснокамской городской Думы Пермского края: - об утверждении ранее действовавшей Схемы размещения рекламных конструкций; - о внесении изменений в ранее действовавшую Схему рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа.
Названное решение опубликовано в официальном печатном издании "Официальные материалы органов местного самоуправления Краснокамского городского округа газеты "Краснокамская звезда" от 1 апреля 2022 года N7.
Миргалаулов А.М. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом изменения административных исковых требований, просил признать не действующим Решение Думы Краснокамского городского округа от 30 марта 2022 года N22 "Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в оспариваемую Схему не включена принадлежащая ему рекламная конструкция, включенная в ранее действовавшую Схему рекламных конструкций, что не соответствует положениям Федерального закона от 13 марта 2006 года N38-ФЗ "О рекламе".
Решением Пермского краевого суда от 12 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 октября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Миргалаулова А.М. об оспаривании решения Думы Краснокамского городского округа от 30 марта 2022 года N22 "Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа", отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 2 мая 2023 г. решение Пермского краевого суда от 12 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 октября 2022 года об отказе в удовлетворении административных исковых требований Миргалаулова А.М. о признании недействующим решения Думы Краснокамского городского округа от 30 марта 2022 года N 22 "Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа" места расположения рекламной конструкции по адресу: "адрес"), кадастровый номер земельного участка N оставлены без изменения, кассационная жалоба Миргалаулова А.М. - без удовлетворения. В остальной части решение Пермского краевого суда от 12 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 октября 2022 года отменены, производство по административному делу прекращено.
По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N131-ФЗ), другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 3 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ).
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 года N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон от 13 марта 2006 года N38-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 4 марта 1997 года N4-П, рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации. В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
Вопросы наружной рекламы и установки рекламных конструкций урегулированы статьей 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N38-ФЗ, которая содержит нормы о полномочиях органов местного самоуправления в названной области общественных отношений, в частности к ним относятся такие полномочия как выдавать разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и предписаний о демонтаже в случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения (часть 9), определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов (пункт 4 части 15), принимать решения об аннулировании разрешения (часть 18).
В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе, регулирующим отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N38-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Муниципальное образование Краснокамский городской округ Пермского края, в соответствии со статьей 1 Устава Краснокамского городского округа Пермского края, принятого решением Думы Краснокамского городского округа от 15 ноября 2018 года N45 (далее также Устав), наделен статусом городского округа, в соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ и пунктом 31 части 1 Статьи 13 Устава вправе решать вопросы местного значения городского округа, к которым относится, в том числе утверждение схемы размещения рекламных конструкций.
Согласно части 1 статьи 43 и частям 1, 2, 3 статьи 44 Устава Дума Краснокамского городского округа (далее также Дума) является представительным органом местного самоуправления, осуществляет нормотворческую деятельность, в соответствии с законодательством принимает решения.
Во исполнение предоставленных полномочий решениями Думы утверждены Положение о Думе Краснокамского городского округа (решение от 19 сентября 2018 года N16), Регламент Думы Краснокамского городского округа (решение от 20 сентября 2018 года N17), Положение о постоянных комиссиях Думы Краснокамского городского округа (решение от 27 сентября 2018 года N19), Положение о порядке подготовки и внесения проектов нормативных правовых актов на рассмотрение Краснокамской городской Думы (решение от 27 марта 2019 года N46).
Согласно части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частью 6 статьи 39, частью 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.
Из пункта 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу, в случае если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Из материалов настоящего административного дела следует, что Миргалаулов А.М. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Думы Краснокамского городского округа от 30 марта 2022 г. N 22 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа, в обоснование которого указал, что он - Миргалаулов А.М, является собственником рекламных конструкций по адресам: "адрес"", на земельном участке с кадастровым номером N; "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N; "адрес".
30.03.2022 г. Думой Краснокамского городского округа принято решение N22 "Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа", которым в частности было признаны утратившими силу: решение Краснокамской городской Думы Пермского края от 24 апреля 2019 г. N 66 "Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа"; решение Думы Краснокамского городского округа Пермского края от 27 ноября 2019 г. N 168 "О внесении изменений в Схему размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа, утвержденную решением Краснокамской городской Думы от 24.04.2019 N 66"; решение Думы Краснокамского городского округа Пермского края от 30 сентября 2020 г. N 72 "О внесении изменений в Схему размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа, утвержденную решением Краснокамской городской Думы от 24.04.2019 N 66". Этим же решением была утверждена новая схема размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа.
Таким решением, принадлежащие административному истцу рекламные конструкции по адресам "адрес"); "адрес" - были исключены из схемы.
При этом административным истцом поставлен вопрос о законности решения Думы Краснокамского городского округа от 30 марта 2022 г. N 22 "Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа" в целом, что создает неопределенность при реализации прав неопределенного круга лиц, на которых распространяется установленное им правовое регулирование, на его оспаривание.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прекратил производство по делу, при этом не учел, что из анализа вышеприведенного административного дела N 3а-425/2022 следует, что нарушение своих прав административный истец - Мергалаулов А.М. связывает с тем, что в Схему не включено место расположения рекламной конструкции по адресу: "адрес" кадастровый номер участка N
Таким образом, права и законные интересы административного истца затронуты только в данной части, а именно в части не включения в Схему указанного места расположения рекламной конструкции: "адрес"
Административное исковое требование об оспаривании решения об исключении из схемы принадлежащей административному истцу рекламной конструкции, расположенной по адресу: "адрес" при рассмотрении административного дела N 3а-425/2022 не заявлялось, данным производством не охватывалось.
Суд апелляционной инстанции, на основании изложенного, приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм процессуального права, повлиявшее на исход дела, без устранения которого невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов, что служит основанием для отмены судебного акта в части прекращения производства по административному делу по административному исковому требованию о признании не действующим решения Думы Краснокамского городского округа от 30 марта 2022 г. N 22 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа" об исключении из схемы размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа, принадлежащие административному истцу рекламные конструкции, расположенные по адресу: "адрес" и направления дела в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции для рассмотрения по существу. В остальной части определение Пермского краевого суда от 16 августа 2023 года подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 315, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, определил:
определение Пермского краевого суда от 16 августа 2023 года в части прекращения производства по административному делу по административному исковому требованию о признании не действующим решения Думы Краснокамского городского округа от 30 марта 2022 г. N 22 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа" об исключении из схемы размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского городского округа, принадлежащие административному истцу рекламные конструкции, расположенные по адресу: "адрес" отменить.
Направить административное дело в указанной части в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В остальной части определение Пермского краевого суда от 16 августа 2023 года оставить без изменения, частную жалобу Миргалаулова А.М. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 декабря 2023 года.
Судья В.А. Батялов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.