Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А.
судей
Бушминой А.Е, Рогожиной Е.В, при секретаре
ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими нормативных правовых актов в части, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 7 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 28 декабря 2017 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 26 декабря 2018 года на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 24 декабря 2019 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованном 15 декабря 2020 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованном 15 декабря 2021 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованном 13 декабря 2022 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, утвержден перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Административный истец Бруй В.П. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным иском, в обоснование которого указал, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты", входящего в состав нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу: "адрес", которое включено в пункт 1410 Перечня на 2018 год, пункт 2093 Перечня на 2019 год, пункт 2595 Перечня на 2020 год, пункт 864 Перечня на 2021 год, пункт 1453 Перечня на 2022 год, пункт 1151 Перечня на 2023 год.
Административный истец полагает, что данное здание не соответствуют критериям, предъявляемым статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем оспариваемые пункты Перечней противоречат действующему законодательству и нарушают права административного истца, возлагая обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Административный истец просил суд признать недействующими со дня принятия пункт 1410 Перечня на 2018 год, пункт 2093 Перечня на 2019 год, пункт 2595 Перечня на 2020 год, пункт 864 Перечня на 2021 год, пункт 1453 Перечня на 2022 год, пункт 1151 Перечня на 2023 год.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 7 сентября 2023 года административное исковое заявление Бруй В.П. удовлетворено.
Признаны не действующими со дня принятия:
- пункт 1410 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732;
- пункт 2093 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636;
- пункт 2595 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810;
- пункт 864 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907;
- пункт 1453 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603;
- пункт 1151 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подало апелляционную жалобу, в которой просило указанное решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Прокурор, участвующий в деле, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д. в заключении полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам (статьи 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьями 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-з "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пунктов 1, 3, 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" к отдельным объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2 000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1 000 кв. м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" (далее Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233) установлено, что в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций".
Из приведенных положений федерального и регионального законодательства следует, что в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными правовыми нормами.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержден Перечень на 2018 год.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержден Перечень на 2019 год.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержден Перечень на 2020 год.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержден Перечень на 2021 год.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержден Перечень на 2022 год.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержден перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год.
Суд, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 14, 372, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233, сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Из материалов дела следует, что в пункт 1410 Перечня на 2018 год, пункт 2093 Перечня на 2019 год, пункт 2595 Перечня на 2020 год, пункт 864 Перечня на 2021 год, пункт 1453 Перечня на 2022 год, пункт 1151 Перечня на 2023 год включено здание с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 2 043, 5 кв. м, назначение - нежилое, наименование - нежилое строение, по адресу: "адрес".
В состав нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" входят нежилые помещения, имеющие назначение - нежилое, наименование - помещения, с кадастровыми номерами:
"данные изъяты" площадью 1 777, 3 кв. м, собственники в долях юридические и физические лица, "данные изъяты", площадью 231, 1 кв. м, собственник ФИО1
Из ответа филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Республике Башкортостан следует, что по состоянию на 27 декабря 2017 года, 24 декабря 2018 года, 24 декабря 2019 года, 15 декабря 2020 года, 15 декабря 2021 года, 13 декабря 2022 года у объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" была установлена связь с земельным участком с кадастровым номером 02 "данные изъяты", с видом разрешенного использования "магазины, бытовое обслуживание, деловое управление, склады, обслуживание автотранспорта" (т.1 л.д.146).
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" на основании договора аренды земельного участка от 22 ноября 2017 года N 915-17 и дополнительных соглашений о присоединении к нему, находится в аренде у Мангутовой Э.Ф, Галеева Ф.А, Бруй В.П.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с 22 сентября 2017 года изменен с "магазины, деловое управление" на "магазины, бытовое обслуживание, деловое управление, склады, обслуживание автотранспорта" по заявлению Мангутовой Э.Ф, Галеева Ф.А, Бруй В.П, Краевой Э.Б, ООО МНПП "Нейрон", ООО "Фасад+", ООО "Башуралтехсервис".
Суд пришел к выводу, что указанный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровыми номером "данные изъяты", на котором расположено спорное нежилое здание, из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке исключительно офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно перечисленных объектов, в связи с чем не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Из ответа филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Республике Башкортостан от 6 декабря 2023 года следует, что сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - здании с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 2 043, 5 кв. м, назначение - нежилое, наименование - нежилое строение, по адресу: Республика Башкортостан, г. "данные изъяты" были внесены в Единый государственный реестра недвижимости (далее ЕГРН) 18 апреля 2011 года на основании технического паспорта, подготовленного Уфимским городским филиалом ГУП "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан" по состоянию на 17 августа 2010 года.
Согласно указанному техническому паспорту, подготовленному Уфимским городским филиалом ГУП "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан" по состоянию на 17 августа 2010 года на отдельно стоящее 4-этажное нежилое здание, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, район Кировский, "адрес", нежилое здание состоит из литеры А - Нежилое строение (фактическое использование - торгово-сервисное) общей площадью 2 043, 5 кв. м, согласно экспликации к поэтажному плану состоит из помещений, имеющих назначение: торгово-складское (78, 7 кв. м), торговое (239, 7 кв. м), автосервис (71, 1 кв. м), подсобное, лестничная клетка, красный уголок, санузел, коридор, оружейная, кабинет, холл, склад. Всего площадь торгово-складских, торговых помещений и автосервиса: 78, 7 + 239, 7 + 71, 1 = 389, 5кв. м, что составляет 19, 06 % от общей площади здания 2 043, 5 кв. м. На данном техническом паспорте отсутствуют отметки о его погашении.
Согласно техническому паспорту, подготовленному Уфимским городским филиалом ГУП "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан" по состоянию на 29 ноября 2011 года на отдельно стоящее 4-этажное нежилое здание, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, район Кировский, ул. Менделеева, д. 23, корп. 2, нежилое здание состоит из литеры А - Нежилое строение (фактическое использование - торгово-сервисное), литеры а и литеры а1 Холодные пристройки (фактическое использование - вспомогательное) общей площадью 2 035, 8 кв. м, согласно экспликации к поэтажному плану состоит из помещений, имеющих назначение: склад, бытовая, автосервис (68, 9 кв. м), санузел, раздевалка, серверная, комната охраны, лестничная клетка, коридор, холл, кабинет, цех, зал приема клиентов (33.1 кв. м), кладовая, санузел, кроме того, в техническом паспорте имеется отметка о том, что общая площадь здания изменилась с 2 045, 5 кв. м до 1 895, 6 кв. м в результате возведения литеры а (3, 4 кв. м) и литеры а1 (1 кв. м) и внутренней перепланировки. Всего площадь автосервиса и зала приема клиентов: 68, 9 + 33, 1 = 102 кв. м, что составляет 5, 3 % от общей площади здания 1 895, 6 кв. м. В разделе 5 данного технического паспорта указано, что технический паспорт от 17 августа 2010 года аннулирован. Также в разделе 1 и на поэтажных планах указано, что на возведение пристроек литер а, а1, перепланировку помещений разрешение не предъявлено, данные записи зачеркнуты без указания даты и лица внесшего такие исправления.
Поскольку в техническом паспорте по состоянию на 29 ноября 2011 года указано на отсутствие разрешения на возведение пристроек литеры а, а1 и на перепланировку помещений, сведения о законности таких пристроек и перепланировки в суд по настоящему делу не представлены, в ЕГРН сведения о таких пристройках и перепланировке также отсутствуют, в ЕГРН имеются сведения о площади здания исходя из сведений, содержащихся в техническом паспорте по состоянию на 17 августа 2010 года, сведения о погашении технического паспорта по состоянию на 17 августа 2010 года в публично-правовой компании "Роскадастр" отсутствуют, то судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела подлежат применению сведения, содержащиеся в техническом паспорте по состоянию на 17 августа 2010 года, как единственном документе на основании которого сведения о данном здании внесены в ЕГРН и содержатся в ЕГРН по настоящее время.
Также судебная коллегия отмечает, что площадь помещений, которые в соответствии с техническими паспортами от 17 августа 2010 года и от 29 ноября 2011 года могут быть отнесены к объектам торговли и бытового обслуживания составляет менее 20 % от общей площади здания.
При этом, как правильно указал суд, термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", поэтому назначение помещения "кабинет" нельзя расценить как предусматривающее размещение офиса для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В подтверждение фактического использования здания с кадастровым номером "данные изъяты" в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик представил акты обследования фактического использования спорного объекта недвижимости по состоянию на 19 июля 2019 года, 3 сентября 2020 года, 21 июня 2021 года, 9 июня 2022 года (т.1 л.д.168-197), между тем, акты обследования здания на дату утверждения Перечней на 2018 и 2019 годы не представлены.
Проверив представленные административным ответчиком акты обследования по состоянию на 19 июля 2019 года, 3 сентября 2020 года, 21 июня 2021 года, 9 июня 2022 года, суд пришел к выводу, что они составлены с нарушением Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 (далее - Порядок).
В соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий, являющейся приложением к Порядку, комиссией на основании документов технического учета (инвентаризации) и (или) сведений о таком учете (инвентаризации), сведений из ЕГРН и (или) результатов фактических обследований подлежат определению: а) общая площадь здания (строения, сооружения), б) общая сумма полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов); в) площадь помещений общего пользования (пункты 2.1, 2.2 Методики).
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях).
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости комиссией по обследованию в срок не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой приказом уполномоченного органа, с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости (пункт 2.2 Порядка).
В случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости возникли обстоятельства, препятствующие доступу комиссии по обследованию в обследуемый объект, и имеется информация, свидетельствующая об использовании данного объекта для размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу комиссии по обследованию в обследуемый объект (пункт 2.5 Порядка).
Суд указал, что представленные акты обследования и приложенные к ним фотографии не соответствуют требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов, поскольку не содержат сведений, фиксирующих фактическое использование здания и помещений в нем в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в актах отсутствуют сведения об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования.
Согласно акту обследования от 21 июня 2021 года мероприятия по обследованию здания проведены без доступа комиссии в здание исследования технической документации на объект. Процентное соотношение площадей спорного здания, используемых для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в акте отсутствует, причина невозможности проникновения в здание не указана.
В акте обследования от 19 июля 2019 года указано, что обследование произведено с частичным доступом в здание, однако на фотографиях, приложенных к акту, изображен лишь фасад здания, фотографии внутренних помещений, подтверждающих их использование в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, отсутствуют. Не представлены такие фотографии также к актам от 03 сентября 2020 года, 21 июня 2021 года, 09 июня 2022 года.
В акте от 09 июня 2022 года указано, что обследование проведено с доступом в здание, указаны организации, занимающие помещения в спорном здании. Однако площадь помещений, расположенных в здании и используемых указанными организациями под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, в акте не указана. На приложенных к акту фотоматериалах помещений не зафиксирована осуществляемая в них деятельность, в частности, такие неотъемлемые элементы, сопутствующие размещению офисов и процессам осуществления торговой деятельности, оказания бытовых услуг, как централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки, зоны для потребителей, кассовые аппараты, прейскуранты цен и т.д.
В актах обследования по состоянию на 21 июня 2021 года и 3 сентября 2020 года указано, что выводы о размещении в спорном здании объектов бытовой, торговой и административной деятельности сделаны на основании сведений с информационного сайта "http://2gis.ru". Из приложений к акту обследования по состоянию на 19 июля 2019 года также следует, что вывод о соответствии спорного здания требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации сделан исходя из данных с сайта "http://2gis.ru".
Вместе с тем, сведения из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не отнесены пунктом 1.10 Порядка к числу данных, которые могут быть использованы в целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости.
Более того, сами по себе указанные в пункте 1.10 Порядка данные не могут служить подтверждением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, так как они могут быть использованы лишь в целях подготовки к проведению соответствующих мероприятий, результатом которых в любом случае является акт, составленный по форме, утвержденной уполномоченным органом (пункты 1.2, 1.8, 1.9, 2.2 Порядка).
Именно в акте должна быть надлежащим образом зафиксирована, раскрыта и подтверждена иными полученными в ходе обследования доказательствами имеющаяся в распоряжении уполномоченного органа информация из источников, указанных в пункте 1.10 Порядка, что позволило бы считать правомерным включение объекта недвижимости в перечень исходя из критерия его фактического использования. Однако применительно к обстоятельствам настоящего дела акты названным критериям не отвечают. Зарегистрированных договоров аренды по выпискам из ЕГРН не имеется.
Из объяснения представителя истца следует, что для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, используется 242, 8 кв. м, что составляет менее 12 % от общей площади здания.
Судом проанализированы договора аренды, действующие в различные периоды, и установлено, что площадь помещений, сдаваемых в аренду под офисы, составляет 171, 9 кв. м, что составляет 8, 4% от общей площади здания.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административными ответчиками не представлено доказательств фактического использования спорного здания для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения не менее 20 % от общей площади здания на даты принятия оспариваемых Перечней, кроме того, с учетом вида разрешенного использования земельного участка и назначения, разрешенного использования или наименований помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, и документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, суд пришел к выводу, что спорное здание не отвечало критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признал оспариваемые пункты Перечней на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 недействующими со дня принятия.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что здание с кадастровым номером "данные изъяты" фактически используется одновременно как административно-деловой и торговый центр судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в оспариваемые Перечни.
Вместе с тем административный ответчик не представил относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие указанного здания критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения здания в оспариваемые Перечни.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" имеет вид разрешенного использования "магазины, бытовое обслуживание, деловое управление, склады, обслуживание автотранспорта", что по мнению административного ответчика соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает необоснованными, поскольку суд пришел к верному выводу, что указанный вид разрешенного использования земельного участка из его буквального прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке исключительно офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно перечисленных объектов. В том числе вид разрешенного использования допускает использование данного земельного участка в целях делового управления, складов, обслуживания автотранспорта, в связи с чем не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, и для включения в Перечни.
В апелляционной жалобе административный ответчик указал, что согласно акту обследования фактического использования здания от 19 июля 2019 года спорный объект недвижимости является административным зданием, согласно акту обследования фактического использования здания от 3 сентября 2020 года, в спорном здании находятся объекты бытовой и торговой деятельности: авторизированный сервисный центр "АРТМобилком", энергосервисная компания "Мегаполис", компания "Изотерм", компания "Башуралтехсервис", детский лагерь "Восход", строительная компания "Основа", компания "Авис-Бухучет", медицинское научно-производственное предприятие "Нейрон", компания "Этри", Усть-Катавский гранитный карьер, транспортная компания "Аллагуват", микрокредитная компания "Башфинанс", компания инновационных технологий, магазин-склад "Башгалант", компания "Турбо-Римар", торговый дом "Айман", оборудование для энергосбережения "Геокон", изготовление мебели на заказ "Дизайн мебель", что также подтверждаются актами от 21 июня 2021 года и от 9 сентября 2022 года.
Судебная коллегия данные доводы апелляционной жалобы находит несостоятельными, поскольку, как указано выше, акты обследования по состоянию на 19 июля 2019 года, 3 сентября 2020 года, 21 июня 2021 года, 9 июня 2022 года составлены с нарушением Порядка, в том числе без доступа в здание, и не позволяют сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов, соответственно Акты не позволяют определить фактическую площадь, используемую для размещения помещений, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и что их общая площадь превышает 20 % от общей площади здания.
Судебная коллегия приходит к выводу, что данные Акты, без проведения мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости, не позволяют сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и что их общая площадь превышает 20 % от общей площади здания в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также судебная коллегия отмечает, что акты обследования здания на дату утверждения Перечней на 2018 и 2019 годы не представлены.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 7 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.