Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Рогожиной Е.В, при секретаре ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ООО "Мега 1" (ООО "Ингка Сентерс Рус Проперти А") к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части, по апелляционной жалобе ООО "Мега 1" (ООО "Ингка Сентерс Рус Проперти А") на решение Самарского областного суда от 5 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснения представителя административного истца ФИО6, представителя административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области ФИО7, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, опубликованном на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru 22 октября 2021 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 22 октября 2021 года определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, опубликованном на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru 9 ноября 2022 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 9 ноября 2022 года определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год).
Административный истец ООО "Мега 1" (до переименования ООО "Ингка Сентерс Рус Проперти А", сведения о переименовании внесены в ЕГРЮЛ 3 ноября 2023 года) обратилось в Самарский областной суд с административным иском, в обоснование которого указало, что является собственником сооружений с кадастровыми номерами "данные изъяты" по адресу: "адрес", 24 км "адрес" N.
Указанные сооружения с кадастровыми номерами "данные изъяты" включены в пункты 61, 19210, 19211 Приложения N 1 Перечня на 2022 год и в пункты 60, 18960, 18961 Приложения N 1 Перечня на 2023 год.
Административный истец полагает, что указанные сооружения не подпадают под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, необоснованное включение объектов в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, в связи с чем просил суд признать недействующими со дня принятия указанные пункты Перченей.
Решением Самарского областного суда от 5 сентября 2023 года административное исковое заявление ООО "Ингка Сентерс Рус Проперти А" об оспаривании нормативных правовых актов в части - оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просил решение Самарского областного суда от 5 сентября 2023 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Писков И.А, доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Зубова Е.В, против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. полагал, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
22 октября 2021 года министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год".
8 ноября 2022 года министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 2077"Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год".
Суд, проанализировав положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
В пункты 61, 19210, 19211 Перечня на 2022 год Приложения N 1 и в пункты 60, 18960, 18961 Перечня на 2023 год Приложения N 1 включены объекты недвижимости - сооружения с кадастровыми номерами 63 "данные изъяты" по адресу: "адрес", 24 км, принадлежащие на праве собственности административному истцу.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), ответам публично-правовой компании "Роскадастр" указанные объекты недвижимости имеют следующие характеристики:
- сооружение с кадастровым номером "данные изъяты", назначение: нежилое, наименование: Рекламная башня "ИКЕА" 30 м семейного торгового центра "МЕГА-Самара", виды разрешенного использования отсутствуют, основные характеристики: высота 30 м;
- сооружение с кадастровым номером "данные изъяты", назначение: нежилое, наименование: Рекламная башня "МЕГА" 45 м семейного торгового центра "МЕГА-Самара", виды разрешенного использования отсутствуют, основные характеристики: площадь застройки 19 кв. м, высота 45 м;
- сооружение с кадастровым номером "данные изъяты", назначение: нежилое, наименование: автостоянка семейного торгового центра "МЕГА-Самара", включая проезды, виды разрешенного использования отсутствуют, основные характеристики: площадь застройки 91 060 кв. м.
В соответствии с техническими паспортами на сооружения, выполненными Самарским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по состоянию на 20 июля 2011 года, сооружения не имеют в своем составе иных объектов.
Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что мероприятия по фактическому обследованию объектов недвижимости перед включением их в Перечни на 2022, 2023 годы не проводились.
Из материалов дела следует, что сооружение, кадастровый N, Рекламная башня "ИКЕА" 30 м по состоянию на 22 октября 2021 года и 8 ноября 2022 года располагалось на земельном участке с кадастровым номером 63 "данные изъяты", вид разрешенного использования: "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", принадлежащем административному истцу на праве собственности, дата регистрации права 30 октября 2017 года (т.1 л.д.201).
Сооружение, кадастровый N, Рекламная башня "МЕГА" 45 м по состоянию на 22 октября 2021 года и 8 ноября 2022 года располагалось на двух земельных участках:
земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", вид разрешенного использования: "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", и принадлежащего административному истцу на праве собственности, дата регистрации права 5 февраля 2021 года (т.1 л.д.202);
земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", вид разрешенного использования: "для строительства семейного торгового центра "МЕГА-Самара".
Сооружение, кадастровый N, автостоянка семейного торгового центра "МЕГА-Самара", включая проезды, по состоянию на 22 октября 2021 года и 8 ноября 2022 года располагалась на четырех земельных участках: на вышеуказанных земельных участках с кадастровыми номерами "данные изъяты", а также на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0336002:30, вид разрешенного использования: "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", принадлежащем административному истцу на праве собственности, дата регистрации права 30 октября 2017 года (т.1 л.д.200).
Документы технического учета не позволяют отнести сорные сооружения к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Мероприятия по фактическому обследованию объектов недвижимости перед включением их в перечни на 2022, 2023 годы не проводились.
Вместе с тем, суд пришел к выводу, что сооружения обоснованно включены в Перечни по виду разрешенного использования земельных участков, на которых они располагались на момент принятия Перечней, поскольку в силу подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для целей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций с учетом кадастровой стоимости имущества торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов.
Также суд сослался на Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, которым определены, в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков как "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" (пункт 4.2). К описанию вида разрешенного использования данных земельных участков относятся: "Размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5 000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5, 4.6, 4.8 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра".
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о законности включения указанных сооружений в оспариваемые Перечни по виду разрешенного использования земельных участков, на которых они располагались на момент принятия Перечней (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, судом неправильно применены нормы материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Понятие торгового объекта дано в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года N 582-ст, согласно которым торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В соответствии с пунктом 53 ГОСТ Р 51303-2013 торговый центр - совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный или специализированный ассортимент товаров и универсальный ассортимент услуг, расположенных на определенной территории в зданиях или строениях, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.
Обновленный с 1 октября 2023 года Национальный стандарт с терминами и определениями в сфере торговли (ГОСТ Р 51303-2023) содержит аналогичные понятия.
Сооружения являются объектами недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет и права на которые подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в зависимости от вида объекта недвижимости установлен различный состав сведений ЕГРН о характеристиках объектов недвижимости, в частности в отношении сооружений указывается основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее значение (пункт 10 части 4).
Согласно подпункт 23 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В силу пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам относятся, в том числе автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Спорные объекты, согласно выпискам из ЕГРН и техническим паспортам, являются сооружениями, и хотя данные сооружения и расположены на земельных участках с видом разрешенного использования: "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", однако в силу своих конструктивных физических особенностей не могут являться торговыми объектами, поскольку не могут быть оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Из технического паспорта и фотографии сооружения с кадастровым номером "данные изъяты", наименование: Рекламная башня "ИКЕА" 30 м семейного торгового центра "МЕГА-Самара", следует, что данное сооружение имеет такие основные характеристики, как высота 30 м, площадь застройки 9 кв. м, представляет собой рекламную башню, в которой невозможно разместить торговый объект или использовать в качестве торгового объекта.
Из технического паспорта и фотографии сооружения с кадастровым номером "данные изъяты", наименование: Рекламная башня "МЕГА" 45 м семейного торгового центра "МЕГА-Самара", следует, что данное сооружение имеет такие основные характеристики, как высота 45 м, площадь застройки 19 кв. м, представляет собой рекламную башню, в которой также невозможно разместить торговый объект или использовать в качестве торгового объекта.
Из технического паспорта и фотографии сооружения с кадастровым номером "данные изъяты", наименование: автостоянка семейного торгового центра "МЕГА-Самара", включая проезды, следует, что данное сооружение имеет такие основные характеристики, как площадь застройки 91 060 кв. м. При этом судебная коллегия отмечает, что данный объект представляет собой не только автостоянку, но и проезды, то есть автодороги, что исключает использование такого сооружения в качестве торгового объекта или для размещения торгового объекта.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что спорные объекты не подпадают под определение торгового центра, данное в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Поскольку судом выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, судом неправильно применены нормы материального права, то судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, судебная коллегия в соответствии с пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признает оспариваемые пункты Перечней недействующими со дня их принятия.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Самарского областного суда от 5 сентября 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление ООО "Мега 1" (ООО "Ингка Сентерс Рус Проперти А") удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- пункты 61, 19210, 19211 Приложения N 1 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год";
- пункты 60, 18960, 18961 Приложения N 1 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год".
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.