Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ходус Ю.А, судей Мироновой Н.В, Буруновой С.В, при секретаре судебного заседания Николаенкове Д.А.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ахметшиной Флюры Асхатовны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими в части нормативных правовых актов, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" опубликованным на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Пунктом 3229 Перечня на 2019 год, пунктом 755 Перечня на 2021 год, пунктом 1377 Перечня на 2022 год и пунктом 1815 Перечня на 2023 года, в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, 2021 год, 2022 год и 2023 год, было включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Ахметшина Флюра Асхатовна, являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером: 02 N, входящего в состав здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В обоснование требований указано, что спорное здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, ввиду чего, оспариваемые пункты Перечня к Постановлению Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N, Перечня к Приказу Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N, Перечня к приказу Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ, Перечня к приказу Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N нарушают права административного истца как собственника помещения и налогоплательщика.
Административный истец просит признать недействующими с момента принятия пункт 3229 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановления Правительства Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 755 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 1377 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 1815 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного приказом Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования Ахметшиной Флюры Асхатовны удовлетворены. Суд постановил:
- признать недействующим пункт 3229 постановления Правительства Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" со дня его принятия;
- признать недействующим пункт 755 приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" со дня его принятия;
- признать недействующим пункт 1377 приказа Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" со дня его принятия;
- признать недействующим пункт 1815 приказа Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" со дня его принятия;
- сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/, https://npa.bashkortostan.ru/;
- взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу Ахметшиной Флюры Асхатовны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 900 руб;
- взыскать с Правительства Республики Башкортостан в пользу Ахметшиной Флюры Асхатовны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
С решением Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ не согласился административный ответчик - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, предъявив апелляционную жалобу, в которой содержится требование об отмене упомянутого решения суда с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерство указало, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором находится спорный объект недвижимости с кадастровым номером N40 имеет наименование - "нежилое", назначение "административно-складские здания", расположен на земельном участке с видом разрешенного использования "занимаемый производственной базой". Согласно акту обследования спорного объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ здание используется под административную деятельность Уфагорсвет, под торговую деятельность - компанией по продаже кондитерских изделий, что так же подтверждается актами обследования от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Данные о расположении компаний Уфагорсвет и оптовой компании по продаже кондитерских изделий так же подтверждаются данными 2ГИС.
Каждое из указанных оснований в силу ст. 378.2 НК РФ является самостоятельным основанием для включения здания в Перечни на 2019, 2021-2023 годы.
На апелляционную жалобу Правительства Республики Башкортостан Прокуратурой Республики Башкортостан поданы возражения, о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности судебного решения.
В судебное заседание представитель административного истца - не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки в судебное заседание не сообщил.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение заместителя начальника отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьями 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" и статьей 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", с ДД.ММ.ГГГГ введен налог на имущество физических лиц и налог на имущество организаций, соответственно исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения и исходя из кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пунктов 1 и 3 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О налоге на имущество организаций" (в редакции действующей по состоянию на даты утверждения оспариваемых Перечней на 2019, 2021, 2022, 2023 года) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2 000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, утверждены Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, а также установлено, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является уполномоченным органом, осуществляющее функции по формированию и уточнению перечня, направлению перечня и изменений в него в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по "адрес", а также размещению его на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; проведению мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и (или) помещений; рассмотрению обращений заявителей по вопросам включения зданий (строений, сооружений) и (или) помещений в перечень или исключения зданий (строений, сооружений) и (или) помещений из перечня; утверждению перечня и внесению в него изменений.
Названным Порядком определения вида фактического использования зданий определены условия включения зданий (строений, сооружений) в Перечни на 2019, 2021, 2022, 2023 годы.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" опубликованным на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О Правительстве Республики Башкортостан", Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О налоге на имущество организаций", Постановление Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал правильный вывод о несоответствии оспариваемых норм федеральному и региональному законодательству, обоснованно констатировав, что спорный объект недвижимости не отвечает признакам, содержащимся в статье 378.2 НК РФ.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Ахметшина Ф.А, являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, в составе спорного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативных правовых актов в части включения в вышеуказанные пункты здания с кадастровым номером N.
Из материалов дела следует, что административный истец Ахметшина Ф.А, является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного в здании с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
В пункт 3229 Перечня на 2019 год, пункт 755 Перечня на 2021 год, пункт 1377 Перечня на 2022 год, пункт 1815 Перечня на 2023 год было включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 1321, 7 кв.м, наименование: административно-складское здание, назначение: нежилое, расположенное по адресу: "адрес".
Вышеуказанное здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N
Земельный участок с кадастровым номером N в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, имеет вид разрешенного использования "занимаемый производственной базой", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости N N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-29).
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, административный истец Ахметшина Ф.А. является пользователем указанного земельного участка на основании Дополнительного соглашения о присоединении к договору аренды земельного участка N М-21 от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа на запрос N-Исх/10472@ от ДД.ММ.ГГГГ филиала ППК "Роскадастр" по "адрес", следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ связь спорного здания с кадастровым номером N с каким-либо земельным участком отсутствовала.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости с кадастровым номером N располагался на земельном участке с кадастровым номером N видом разрешенного использования "Занимаемый производственной базой" (л.д. 88).
Из материалов дела следует, что на юридически значимые даты - на даты утверждения оспариваемых в части Перечня на 2019 год (постановление Правительства Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ), у спорного объекта связь с каким-либо земельным участком отсутствовала.
На дату утверждения оспариваемых в части Перечней на 2021, 2022, 2023 годы (приказ от ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ) объект недвижимости с кадастровым номером N располагался на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "Занимаемый производственной базой".
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Из положений пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны, и градостроительные регламенты.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п.1.2.5.);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п.1.2.7.);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п.1.2.9.).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412 в соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Вышеуказанными приказами земельный участок с кадастровым N с видом разрешенного использования "Занимаемый производственной базой", не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Судебная коллегия, проанализировав вышеуказанные нормы, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, а также позицию административного истца, пришла к выводу, что виды разрешенного использования земельного участка, безусловно, не предусматривают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. С выводами суда первой инстанции о том, что спорное здание не подлежало включению в Перечни на 2019, 2021-2023 годы, по указанному основанию, суд апелляционной инстанции соглашается.
Судебной коллегией также установлено, что по состоянию на юридически значимые даты (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии со сведениями, имеющимися в Едином государственном реестре объектов недвижимости здание с кадастровым номером N имеет вид объекта "здание", назначение "нежилое", наименование "административно-складское здание" (ответ филиала ППК Роскадастр по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-Исх/10472@ - л.д. 88).
Таким образом, для включения в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с документами технического учета - техническим паспортом, составленным ГУП "Центр учета, инвентаризации и оценки РБ" Уфимский филиал по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на комплекс нежилых строений (лит. А, В и части лит. Б) расположенных по адресу: "адрес", с инвентаризационным номером 500002, здание имеет площадь 3 105, 5 кв.м. (л.д. 91-98).
В соответствии с экспликацией к техническому плану, указанное здание имеет 2 этажа и цоколь, в нем расположены помещения, которые имеют следующие назначения:
1 этаж лит. А: "кабинет" (7), "коридор" (2), "склад", "тамбур", "туалет" (3), "красный уголок", "лестничная клетка", "душевая" (4), "холл";
2 этаж лит. А: "кабинет" (8), "туалет", "комната отдыха", "архив", "коридор" (2), "архив", "лестничная клетка".
Цоколь лит. А: "склад" (6), "туалет", "коридор", "гараж", "цех". "адрес" литера А составляет 1321, 7 кв. м.
1 этаж лит. Б: "мастерская" (6), "гараж" (6), "склад" (5), 1 этаж лит. В: "склад".
Помещения, подпадающие под критерии ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствуют. При этом судебная коллегия учитывает, что наличие помещений с наименованием "кабинет" не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
Судебная коллегия приходит к выводу, что документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание подлежало включению в оспариваемые Перечни исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный законодатель, устанавливая с ДД.ММ.ГГГГ особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, при принятии решения о включении в Перечень объекта по его фактическому использованию как административно-делового центра, помещения в котором фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или торговым центром (комплексом), помещения в котором используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания должен иметься акт обследования фактического использования объекта недвижимости, проведенного в отношении спорного нежилого здания до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий, при условии, что содержание Акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, и (или) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
Согласно акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) или нежилого помещения с кадастровым номером N, составленному по состоянию от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что согласно информационному сайту 2 ГИС здание, расположенное по адресу: "адрес", используется под административную деятельность: Уфагорсвет, Оптовая компания по продаже кондитерских изделий. По результатам поведенного обследования комиссией сделан вывод о том, что объект соответствует критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ (л.д. 127-132).
В акте обследования фактического использования здания (строения, сооружения) или нежилого помещения с кадастровым номером N, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, проведенного без доступа комиссии в здание, установлено, что согласно информационному сайту 2ГИС и фактическому осмотру, здание используется под административную деятельность Уфагорсвет, Оптовая компания по продаже кондитерских изделий, Оптовая компания ИП Ахметшина Ф.А... Комиссией сделан вывод о несоответствии объекта недвижимости критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ (л.д. 133-138).
В акте обследования фактического использования здания (строения, сооружения) или нежилого помещения с кадастровым номером N, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, проведенного без доступа комиссии в здание, установлено, что согласно информационному сайту 2ГИС и фактическому осмотру, здание используется следующими организациями в целях административно-коммерческой деятельности: Уфагорсвет, Оптовая компания по продаже кондитерских изделий. Территория, на которой расположен ОКС закрыта, действует пропускная система, доступ ограничен.
Комиссией сделан вывод о том, что здание является административно-коммерческим, соответствует критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ, - здание является административно-коммерческим (л.д. 116-126).
Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о том, что спорный объект был включен в оспариваемые пункты Перечней по виду его фактичекского использования, о чем свидетельствуют акты обследования, ввиду того, что вышеназванные акты обследования, составленные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, не сдержат необходимой информации, так как не установлена доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения объектов административной деятельности, объектов торговли. Отсутствует процентное соотношение площадей спорного здания, используемых под объекты общественного питания и иные цели. Акты не содержат сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования, процентное соотношение вышеуказанных площадей. Также к актам обследования не приложены фотоматериалы, необходимым образом подтверждающие информацию, свидетельствующую об использовании данного объекта для размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
В актах обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ указано, что мероприятия проведены без доступа комиссии в здание. При этом, в нарушение пункта 2.5 указанного Порядка в актах обследования не указаны обстоятельства, препятствовавшие доступу комиссии в здание.
Ссылка в актах обследования на сведения с информационного сайта "https://2gis.ru", которая содержится в актах обследования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии достоверных сведений и расчета соотношения площадей помещений, занимаемых организациями указанными в данных источниках с целью размещения объектов, подпадающих под признаки статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (для оценки выполнения 20-процентного критерия), а также при отсутствии достоверной информации о наличии организаций в спорных зданиях на начало налогового периода, спорный объект недвижимости не может быть отнесен к объектам налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость в 2019, 2021, 2022, 2023 годах.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что акты фактического обследования не могут быть приняты в качестве доказательства достоверно подтверждающего фактическое использование объекта недвижимости, поскольку не позволяет определить фактическую площадь, используемую для размещения помещений, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что акты обследования фактического использования здания от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в силу отсутствия в них юридически значимой информации не подтверждают факт коммерческого использования помещений в спорном здании. Более того, акты обследования составлены без доступа комиссии в спорное здание.
Из материалов дела следует, что в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N был заключен договор аренды.
Согласно представленного в материалах дела договора аренды объекта муниципального нежилого фонда от ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа Уфа Республики Башкортостан (арендодатель) и ООО "Аркада- Фудс" (арендатор) заключен договор, согласно п. 1.1. которого Арендатор принимает во временное владение и пользование следующие помещения муниципального нежилого фонда: цоколь площадью 284, 7 кв.м.: N, расположенные по адресу: "адрес", Литера А, для использования в целях - "производство, склады". Договор заключен на срок по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 163-166).
Таким образом, исходя из критерия фактического использования здание с кадастровым номером N в Перечни на 2019, 2021, 2022, 2023 годы включено также быть не могло.
При таких обстоятельствах, с учетом вида разрешенного использования земельного участка, сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанное здание не отвечало признакам объекта недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, здание не подлежало включению в Перечни на 2019, 2021, 2022, 2023 года.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд первой инстанции применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признал оспариваемые пункты Перечней на 2019, 2021, 2022, 2023 годы недействующими со дня принятия.
Полагая, что нежилое здание с кадастровым номером N, не соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, и в статье 2.1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О налоге на имущество организаций", административный истец Ахметшина Ф.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативного правового акта в части включения в пункт 3229 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ, в пункт 755 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ, в пункт 1377 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ, в пункт 1815 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного приказом Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ спорного объекта недвижимости, оплатив государственную пошлину в размере 1 200 рублей (чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 5).
Поскольку административное исковое заявление Ахметшиной Ф.А. было удовлетворено, в пользу административного истца обоснованно взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в вышеназванном размере.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции ("адрес") через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.