Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Буруновой С.В, Мироновой Н.В, при секретаре Николаенкове Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью гостиница "Иремель" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими нормативных правовых актов в части, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А, объяснения представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - ФИО6, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru/. до начала наступления налогового периода.
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru/ до начала наступления налогового периода.
Под пунктом 2442 Перечня на 2022 и под пунктом 3130 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Общество с ограниченной ответственностью гостиница "Иремель", являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, находящегося в нежилом здании с кадастровым номером N, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия нормативных правовых актов в части включения в пункт 2442 Перечня на 2022 год и в части включения пункта 3130 Перечня на 2023 год здания с кадастровым номером N. В обоснование требований указано, что здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Нежилое здание фактически используется под гостиницу, незначительная часть помещений (менее 20%) сданы в аренду под торговую деятельность. Включение здания в Перечень на 2022 год и в Перечень на 2023 год нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 августа 2023 года исковые требования административного истца удовлетворены.
Признан недействующим пункт 2442 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603, со дня его принятия.
Признан недействующим пункт 3130 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473, со дня его принятия.
С Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу ООО гостиница "Иремель" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 000 рублей.
Возложена обязанность сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru/.
Административным ответчиком - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подана апелляционная жалоба на решение Верховного Суда Республики Башкортостан, в которой оно просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Административный ответчик указывает, что соответствие спорного здания критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации подтверждают акты обследования фактического использования здания от 4 октября 2021 года и от 31 мая 2022 года.
Кроме того, использование более 20% площади от общей площади здания для размещения объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания подтверждается представленными в материалы дела договорами аренды нежилых помещений.
Административным истцом представлены возражения на апелляционную жалобу административного ответчика, в которых он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - ФИО6, участвующая в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, апелляционную жалобу поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение суда подлежит отмене, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций), постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Исходя из статьи 3, подпункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 372 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ.
В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Статьей 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-З "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).
При этом, как определено абзацами четвертым и пятым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, включению в перечень подлежали нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечали хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечни на 2022 и 2023 годы подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными правовыми нормами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером N, имеет назначение "нежилое", наименование "здание бытового обслуживания", площадь 2 626 кв.м, расположено по адресу: "адрес", включено в пункт 2442 Перечня на 2022 год и пункт 3130 Перечня на 2023 год.
ООО Гостиница "Иремель" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, находящегося в спорном нежилом здании, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером N площадью 2 626 кв.м. расположено на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования - "под гостиницу Иремель".
Анализируя данный вид разрешенного использования земельного участка, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что он, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, прямо не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Следовательно, здание по указанному основанию в Перечни на 2022-2023 годы включено быть не могло.
Как следует из представленных в материалы дела сведений Единого государственного реестра недвижимости в состав здания с кадастровым номером N на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов входили следующие объекты недвижимости:
- помещение с кадастровым номером N (снят с учета 6 декабря 2022 года) назначение "нежилое", вид разрешенного использования - сведения отсутствуют, наименование "помещение", площадь 656, 1 кв.м.;
- помещение с кадастровым номером N назначение "нежилое", вид разрешенного использования - сведения отсутствуют, наименование "помещение", площадь 2 018, 6 кв.м.;
- помещение с кадастровым номером N назначение "нежилое", вид разрешенного использования - сведения отсутствуют, наименование "помещение", площадь 98, 7 кв.м.;
- помещение с кадастровым номером N назначение "нежилое", вид разрешенного использования - сведения отсутствуют, наименование "помещение", площадь 469, 7 кв.м.;
- помещение с кадастровым номером N назначение "нежилое", вид разрешенного использования - сведения отсутствуют, наименование "помещение", площадь 19, 7 кв.м.;
- помещение с кадастровым номером N назначение "нежилое", вид разрешенного использования - сведения отсутствуют, наименование "помещение", площадь 52 кв.м.
Исходя из технического паспорта на здание бытового обслуживания, расположенного по адресу: "адрес", составленному по состоянию на 22 октября 2001 года, здание состоит из литеры А с наименованием "здание бытового обслуживания" и фактическим использованием "гостиница", имеет площадь 2 626 кв.м, входящие в его состав помещения имеют назначение: помещения на 1 этаже - АО "Баштур", бытовое помещение, сушуар, парикмахерск.зал (14, 4 кв.м.), бойлерная, склад, коридор, эл.щитовая, туалет, венткамера, холл, тамбур, кладовая, администратор, прачечная, малый зал (57, 0 кв.м.), склад овощн, кухня, мясной цех, склад, зал (254, 4 кв.м.), моечная, каб.бухгалтера, умывальная, бухгалтерия, каб. директора, раздевалка, душевая, фойе, рюмочная Марго, кабинет, бытов.помещ, лест.клетка, бар (5, 8 кв.м.), кабина (зал) (10, 5 кв.м.), кабина (зал) (13, 4 кв.м.); на 2 этаже - кабинет директора, туалет, умывальная, кладовая, коридор, слесарная ком, комната, ванная, бельевая, комн.горничн, лестн.клетка; на 3 этаже - коридор, туалет, комната, умывальная, раздевалка, лестн.клетка, ванная, каб.бухгалтера, комн.дежурн. по гост, лестн.клетка; на 4 этаже - коридор, туалет, комната, ванная, кладовая, умывальная, лестн.клетка, прачечная ком, комн.горничн, лестн.клетка.
Как верно установлено судом первой инстанции, площадь помещений, подпадающих под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 355, 5 кв.м, что менее 20% от общей площади здания (13, 53%).
В соответствии с техническим паспортом на часть нежилого здания по адресу: "адрес", с кадастровым номером N по состоянию на 29 июля 2004 года (на техническом паспорта имеется удостоверенная начальником участка ФИО7 перечеркнутая запись о погашении), часть здания состоит из литеры А Гостиницы, используемой по назначению, площадью 2 018, 6 кв.м. Согласно экспликации к техническому паспорту помещения Гостиницы имеют следующее назначение: на 1 этаже - кабинет, бытовое, сушуар, бойлерная, парикмахерский зал (14, 4 кв.м.), кухня, бытовое помещение, коридор, эл.щитовая, туалет, касса (2, 7 кв.м.), склад, камера хранения, холл, тамбур, кладовая, администратор, парилка, игровой зал, раздевалка, торговый зал (23, 7 кв.м.), бытовое помещение, слесарная комната, комната; на 2 этаже - кабинет директора, умывальная комната, кладовая, коридор, слесарная комната, комната, туалет, буфет (27, 2 кв.м.), кухня, кладовка, комната горничной, лестничная клетка; на 3 этаже - коридор, туалет, комната, умывальная, кладовая, раздевалка, лестничная клетка, ванная, кабинет бухгалтера, комн.дежурн. по гост.; на 4 этаже - коридор, туалет, комната, ванная, кладовая, умывальная, лестничная клетка, прачечная комната, комната горничной.
Суд первой инстанции также правомерно пришел к выводу, что с учетом площади помещений, подпадающих под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации согласно приведенному техническому паспорту по состоянию на 22 октября 2001 года составляет 408, 4 кв.м. + 2, 7 кв.м. (касса) + 23, 7 кв.м. (торговый зал (скорее всего образован из кабин (залов) площадью 10, 5 и 13, 4 кв.м, учтенных по техническому паспорту 2001 года + 27, 2 кв.м. (буфет) равна 462 кв.м, что составляет 17, 59% от площади здания (2 626 кв.м.), то есть менее 20% от общей площади спорного объекта недвижимости.
Согласно техническому паспорту по состоянию на 23 сентября 2009 года на встроенные нежилые помещения на 1 этаже 4-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 23 сентября 2009 года, литер А - встроенное нежилое помещение, фактическое использование гостиница, имеют следующие помещения: холл, кабинет, бытовое помещение, банкомат, парикмахерская (18, 6 кв.м.), бойлерная, кафе (55, 4 кв.м.), лифт, коридор, подсобное помещение, моечная, кухня (12, 2 кв.м.), кухня (3, 6 кв.м.), кухня (2, 3 кв.м.), туалет, умывальная, электрощитовая, гардеробная, раздевалка, склад, санузел, парикмахерская (23, 7 кв.м.).
Согласно техническому паспорту на встроенные нежилые помещения на 2 этаже 4-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 23 сентября 2009 года, литер А - встроенное нежилое помещение, фактическое использование гостиница, имеют следующие помещения: лестничная клетка, коридор, комната, санузел, кладовая, прачечная, кабинет завхоза, умывальная.
Согласно техническому паспорту на встроенные нежилые помещения на 3 этаже 4-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 23 сентября 2009 года, литер А - встроенное нежилое помещение, фактическое использование гостиница, имеют следующие помещения: лестничная клетка, коридор, косметический кабинет (17 кв.м.), комната, санузел, коридор, кладовая, комната дежурного по гостинице, туалет, умывальная, слесарная.
Согласно техническому паспорту на встроенные нежилые помещения на 4 этаже 4-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 23 сентября 2009 года, литер А - встроенное нежилое помещение, фактическое использование гостиница, имеют следующие помещения: лестничная клетка, коридор, комната, санузел, комната горничной, кладовая, гардеробная, умывальная, туалет.
Поскольку термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", помещения с назначением "кабинет" правомерно не учтены судом первой инстанции в качестве офисных помещений.
Согласно экспликации к техническому паспорту на нежилое помещение на 1-ом этаже 4-х этажного нежилого здания, составленному по состоянию на 6 мая 2011 года нему помещения данного объекта недвижимости имеют назначение: коридор, склад, малый зал (39, 3 кв.м.), кухня, цех холодной закуски, овощной цех, мясной цех, рыбный цех, мойка, зал (254, 4 кв.м.), гардеробная, туалет, бухгалтерия, коридор, умывальная, туалет, малый зал (50, 2 кв.м.), санузел, склад, фойе, офис (19, 7 кв.м.), кабинка, гардеробная, входная группа.
Однако с учетом площади помещений, подпадающих под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, общая площадь помещений по техническим паспортам от 23 сентября 2009 года, отвечающих требованиям указанной статьи (520, 1 кв.м.), не превышает 20% от общей площади здания, установленной в ЕГРН 2 626 кв.м. (19, 8%).
Представленная в материалы дела техническая документация на объекты недвижимости, составленная после 1 января 2023 года правомерно не принята судом первой инстанции во внимание, поскольку в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством, и в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные выписки из ЕГРН и техническую документацию, пришел к верному выводу, что сведения о наименовании и назначении спорного нежилого здания и помещений в нем, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации) не предусматривают размещение административно-делового и/или торгового центра (комплекса), офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, исходя из критериев, поименованных в пунктах 1, 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
Относительно представленных в материалы дела актов обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и (или) помещения на 4 октября 2021 года и 31 мая 2022 года судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, согласно которым представленные акты обследования не соответствуют требованиям Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 и Методики определения вида фактического использования зданий, являющейся приложением к Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, поскольку не содержат сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площади помещений общего пользования.
На основании изложенного, акты обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и (или) помещения на 4 октября 2021 года и 31 мая 2022 года не могут подтверждать наличие законных оснований для включения спорного объекта в оспариваемые Перечни, поскольку не соответствуют требованиям порядка.
Представленные в материалы дела акты обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и (или) помещения от 17 января 2023 года и от 8 февраля 2023 года также не могут являться допустимыми доказательствами, подтверждающими использование спорного здания и расположенных в нем помещений в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ, поскольку осмотр фактического использования здания произведен после принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Вместе с тем, на юридически значимые периоды (даты утверждения Перечней на 2022, 2023 годы) в отношении объектов недвижимости, расположенных в спорном здании представлены следующие договоры аренды:
- договор аренды нежилого помещения от 29 сентября 2020 года, заключенный между ООО Гостиница "Иремель" и ИП ФИО8, согласно которому в аренду передано нежилое помещение площадью 2 018, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", в целях размещения офиса, кафе и представления гостиничных услуг;
- договор субаренды нежилого помещения N10/2 от 1августа 2022 года, заключенный между ИП ФИО8 и ИП ФИО9, согласно которому в субаренду передано нежилое помещение площадью 54, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", в целях размещения общепита - кафе "Алтын-Тау";
- договор аренды нежилого помещения от 18 октября 2021 года, заключенный между ФИО12 и ООО "СЛОН", согласно которому в аренду передано нежилое помещение площадью 98, 7 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", в целях размещения общепита - суши-бар;
- договор аренды нежилого помещения от 21 мая 2018 года, заключенный между ФИО12 и ООО "СЛОН", согласно которому в аренду передано нежилое помещение площадью 52 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", в целях размещения общепита - суши-бар;
- договор аренды нежилого помещения от 10 апреля 2023 года, заключенный между ФИО12 и ООО "СЛОН", согласно которому в аренду передано нежилое помещение площадью 52 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", в целях размещения общепита - суши-бар;
- договор аренды нежилого помещения N МгнФ/17482/18 от 16 апреля 2018 года, заключенный между ИП ФИО11 и АО "ТАНДЕР", согласно которому в аренду передано нежилое помещение площадью 471, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", номер на этаже 80, в целях организации розничной торговли продовольственными товарами, а также сопутствующими смешанными группами товаров, в том числе алкогольной и спиртосодержащей продукцией, с возможностью размещения административных, складских и подсобных помещений, оказания услуг.
Удовлетворяя исковые требования административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что фактическое использование здания в целях предусмотренных статьей 378.2 НК РФ представленными договорами аренды не подтверждается, поскольку исходя из условий вышеуказанных договоров аренды для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания используется менее 20% от общей площади спорного здания.
Однако указанный вывод суда первой инстанции не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из условий договора аренды N МгнФ/17482/18 от 16 апреля 2018 года, заключенный между ИП ФИО11 и АО "ТАНДЕР" арендатору за плату во временное владение и пользование предоставляется нежилое помещение площадью 471, 8 кв.м, расположенное в спорном здании, номер на этаже 80, для организации розничной торговли продовольственными товарами, а также сопутствующими смешанными группами товаров, в том числе алкогольной и спиртосодержащей продукцией, с возможностью размещения административных, складских и подсобных помещений, оказания услуг.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности АО "ТАНДЕР" является торговля розничная, преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (47.11).
Более того, как следует из ответа Управления федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан на запрос суда первой инстанции в информационных ресурсах ФНС России содержатся сведения, что на юридический значимы период времени на АО "ТАНДЕР" и ООО "СЛОН" зарегистрирована контрольно-кассовая техника по адресу: "адрес".
Поскольку по условиям договора помещение предоставлено, в том числе под административные и складские цели, связанные с торговой деятельностью продовольственными товарами, а также сопутствующими смешанными группами товаров, в том числе алкогольной и спиртосодержащей продукцией, судебная коллегия приходит к выводу, что указанные обстоятельства прямо свидетельствует о ведении торговой деятельности АО "ТАНДЕР" на всей площади (471, 8 кв.м.), указанной в договоре аренды.
Таким образом, площадь помещений, расположенных в спорном здании и используемых для торговой деятельности и размещения объектов общественного питания включает в себя: 54, 3 кв.м. (кафе "Алтын-Тау") + 98, 7 кв.м. (суши-бар ООО "СЛОН") + 52 кв.м. (суши-бар ООО "СЛОН") + 471, 8 кв.м. (АО "ТАНДЕР" магазин "Магнит") = 676, 8 кв.м, что составляет 25, 7% от общей площади спорного нежилого здания, а следовательно соответствует критериям установленным статьей 378.2 НК РФ.
Вопреки выводам обжалуемого решения, судебная коллегия не усмотрела каких-либо неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, которые по правилам статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации надлежит толковать в пользу административного истца.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось, решение суда как принятое при неправильном толковании норм материального права является незаконным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска о признании недействующими пункта 2442 Перечня на 2022 и пункта 3130 Перечня на 2023 год.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 августа 2023 года отменить, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - удовлетворить.
Принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью гостиница "Иремель" о признании недействующими приказа Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 в части включения в пункт 2442 объекта недвижимости с кадастровым номером N, приказа Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473 в части включения в пункт 3130 объекта недвижимости с кадастровым номером N - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.