Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А.
судей Рогожиной Е.В, Бушминой А.Е.
при секретаре Юриной Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 о признании частично недействующими Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021, 2022 и 2023 годы, по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Нижегородского областного суда от 13 сентября 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, объяснения представителей административного истца ФИО2 до перерыва в судебном заседании - ФИО11, после перерыва в судебном заседании - ФИО9, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО8, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года N Сл-326-25615/18 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года N Сл-326-25615/18.
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года N Сл-326-25615/18 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 27 ноября 2018 года.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года N 326-13-369863/19 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года N326-13-369863/19.
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года N 326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 30 ноября 2019 года.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20.
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 04 декабря 2020 года.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21.
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 14 декабря 2021 года.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года N 326-13-826786/22 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года N 326-13-826786/22.
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года N 326-13-826786/22 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 25 ноября 2022 года.
Так, в пункты N, N, N, N, N Перечней на 2019-2023 годы соответственно включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером N адрес объекта: "адрес".
ФИО2 обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими названных выше пунктов Перечней на 2019-2023 годы, указав, что является собственником объекта недвижимости, которое не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение в названные пункты Перечней объектов недвижимости неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Нижегородского областного суда от 13 сентября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФИО2 ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта. Просит по делу принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным ответчиком представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца ФИО2 до перерыва в судебном заседании - ФИО11, после перерыва в судебном заседании - ФИО9 доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым административные исковые требования удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав дополнительные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и считает его верным.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принадлежащее административному истцу нежилое здание, на момент определения оспариваемых Перечней объектов недвижимого имущества, обладало признаками объекта торговли (магазин), поскольку оно располагалось на земельном участке, вид разрешенного использования которого допускает размещение на нем объектов торговли.
Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда правильным, основанным на правильном применении норм материального права, по следующим основаниям.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 1 статьи 401, пункта 1, 2 статьи 402, пункта 7 статьи 378.2, пункта 4 статьи 12, пункта 2 статьи 399, пункта 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 05 ноября 2014 года N140-3 "О применении с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года N8-3 "О нормативных правовых актах Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года N129-3 "О Правительстве Нижегородской области", постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года N61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года N635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения", постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года N183 "Об утверждении положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 05 ноября 2014 года N140-3 "О Применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду нормативных правовых актов, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.
По указанным основаниям решение суда первой инстанции не оспаривается.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (статья 3 НК РФ).
Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 399 НК РФ).
Исходя из статьи 3, подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к объектам налогообложения относит расположенное в пределах муниципального образования наряду с другими объектами недвижимости иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 пункта 1).
Статьей 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п.3 т.402 НК РФ).
В Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N140-3 "О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения".
Статьей 1 данного Закона Нижегородской области установлено, что в соответствии с главой 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 НК РФ, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
Согласно под. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В п.п. 3, 4, 4.1, 5 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).
Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 ст. 378.2 НК РФ установлено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 4.1 данной статьи в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Нормой п. 5 настоящей статьи установлено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального законодательства в перечни подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание, которое отвечает хотя бы одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником объекта недвижимости: нежилого здания, кадастровый N, общая площадь 1 052, 2 кв. м, адрес объекта: "адрес".
В Перечни объектов недвижимого имущества на 2019-2023 годы включен названный выше объект: нежилое здание с кадастровым номером N (пункты N, N, N, N, N).
Таким образом, ФИО2 является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми приказами министерства имущественных и земельных отношений "адрес".
Согласно сведениям из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области спорный объект недвижимости имеет наименование "здание", назначение "нежилое".
Спорный объект недвижимости располагался на земельном участке с кадастровым номером N, сведения о котором внесены в ЕГРН 10 марта 2009 года с категорией земель: "земли населенных пунктов", видом разрешенного использования: "под здание магазина" и площадью 320+/-6 кв. м.
19 апреля 2023 года на основании обращения ФИО2 от 28.02.2023 года N 01-20675ври. вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N изменен с "под здание магазина" на "дошкольное, начальное и среднее общее образование".
Сведения об изменении категории земель и площади земельного участка с кадастровым номером N в юридически значимый период в ЕГРН отсутствуют.
Из указанного следует, что объект недвижимости с кадастровым номером N на момент издания оспариваемых Перечней на 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 года, располагался на земельном участке с кадастровым номером N, который имел вид разрешенного использования "под здание магазина".
Филиалом ППК "Роскадастр" по Нижегородской области представлены документы реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером N, в том числе, кадастровый план земельного участка с кадастровым номером N, согласно которому объект учета имеет наименование: землевладение (землепользование), общая площадь 320+/-6 кв. м, разрешенное использование: "под здание магазина", категория земель: "земли населенных пунктов", фактическое использование "под здание магазина".
Из описания земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", следует, что земельный участок с кадастровым номером N имеет наименование: землевладение (землепользование), площадь 320+/-6 кв. м, разрешенное использование: "под здание магазина", категория земель: "земли населенных пунктов", фактическое использование: "под здание магазина".
В соответствии с Актом определения кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала: N от 10 марта 2009 года, земельный участок с кадастровым номером N имеет категорию земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "под здание магазина", общая площадь 320 кв. м.
Из вышеизложенного следует, что земельный участок с кадастровым номером N был предоставлен для размещения объекта торговли - магазина, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "под здание магазина" определен исходя из назначения объекта недвижимости, расположенном на нем.
Из ответа Администрации города Нижнего Новгорода (Департамент градостроительного развития и архитектуры) от 30 августа 2023 года N ИСХ-07-06-449556/23 следует, что по сведениям, содержащимся в автоматизированной системе градостроительной информации администрации города Нижнего Новгорода, земельный участок по "адрес", площадью 320 кв.м, распоряжением администрации города Нижнего Новгорода от 26 октября 1999 года N1896-р предоставлен в аренду на 49 лет ФИО1 под зданием магазина. В отношении земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет - кадастровый N.
Судебной коллегией установлено, что право пользования земельным участком с кадастровым номером N у ФИО2 возникло с 29.05.2018 года в связи с ее обращением в Министерство имущественных и земельных отношений о передаче ей прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 02532/08 от 31.01.2000 года. Земельный участок площадь 320 кв. м был предоставлен на основании распоряжения исполняющего обязанности Главы администрации города Нижнего Новгорода от 26 октября 1999 года N1896-Р (пункт 1.1 Договора). Пунктом 1.3 Договора установлено, что участок предоставляется "под здание магазина".
Таким образом, предоставление земельного участка с кадастровым номером N в аренду носило целевое назначение - под объект торговли (магазин).
Судебная коллегия, исследовав представленные представителем административного истца заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка от 18.04.2019 года и 20.10.2020 года, отклоняет их, как ненадлежащие доказательства, поскольку заявления направлены в адрес несуществующего Министерства, по неверному адресу, кроме того, судебной коллегией при оценке данных доказательств был направлен запрос в адрес Министерства имущественных и земельных отношений и получен ответ, что вид разрешенного использования земельного участка был изменен в апреле 2023 года по единственному обращению административного истца.
Иных обращений в адрес правообладателя о смене вида разрешенного использования земельного участка от ФИО2 не поступало, вид разрешенного использования в 2023 году был изменен на основании первичного обращения ФИО2, что свидетельствует о том, что административному истцу препятствий в смене вида разрешенного использования не чинилось.
Уведомление об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от 22 декабря 2022 года N КУВД-001/2022-56833510/1 не могут расцениваться как действия препятствующие смене вида разрешенного использования земельного участка, поскольку филиал ППК "Роскадастр" по Нижегородской области не является правообладателем земельного участка с кадастровым номером N
Из письма Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 декабря 2018 года NИсх-326-58642/18, направленное в адрес ФИО2 следует, что расчет арендной платы за земельный участок производился исходя из целевого назначения - торговое. Указанное свидетельствует о том, что ФИО2 знала о целевом назначении земельного участка, однако до апреля 2023 года к правообладателю о смене вида разрешенного использования не обращалась.
Уведомление об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от 22 декабря 2022 года N КУВД-001/2022-56833510/1 не могут расцениваться как действия препятствующие смене вида разрешенного использования земельного участка, поскольку филиал ППК "Роскадастр" по "адрес" не является правообладателем земельного участка с кадастровым номером N
Иные обращения ФИО2 в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области, ИФНС N22 по Нижегородской области связаны с предоставлением разъяснений относительно порядка определения кадастровой стоимости и начисления налога на объект недвижимости.
Из письма Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 декабря 2018 года NИсх-326-58642/18, направленное в адрес ФИО2 следует, что расчет арендной платы за земельный участок производился исходя из целевого назначения - торговое. Указанное свидетельствует о том, что ФИО2 знала о целевом назначении земельного участка, однако до апреля 2023 года к правообладателю о смене вида разрешенного использования не обращалась.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них.
При этом федеральный законодатель установил, что в целях названной статьи отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается административно-деловым или торговым центром при наличии одного из условий, определенных в пунктах 3 и 4 соответственно.
Одним из таких критериев является расположение на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 3 и подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ соответственно).
Суд первой инстанции, так же проанализировал техническую документацию Технический план здания, составленный по состоянию на 20 ноября 2014 года, Технический план здания, составленный по состоянию на 14 января 2015 года, Технический план здания, составленный по состоянию на 26 января 2015 года, в состав которого входят Технический паспорт на здание, составленный по состоянию на 17 марта 1999 года, Технический паспорт на здание, составленный по состоянию на 05 декабря 2008 года, указал, что согласно документам технического учета, объект учета имеет назначение: "нежилое", наименование: "здание", количество этаже 2, в том числе подземных 1, состоит из помещений с наименованием: тамбур, торговый зал, мини-пекарня, коридор, кухня, кабинет заведующей, умывальник, лестничная клетка, склады, холодильник, кладовая, туалет.
Судебная коллегия не принимает во внимание технические паспорта по состоянию на 1999 и 2008 годы, находящиеся в материалах реестрового дела, поскольку спорный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет в 2014 году, и имеет иную площадь, отличную от площади, указанную в этих технических паспортах.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что по документам технического учета не представляется возможным отнести спорный объект недвижимости к объектам, подпадающим под признаки ст. 378.2 НК РФ.
Фактического обследования здания в юридически значимый период не производилось.
Договор аренды N5/1 от 1.10.2018 года с ООО "Артес" заключен для предоставления помещения площадью 414, 7 кв. м с целевым назначением фитнес-студия.
Анализируя представленные в материалы доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором размещено упомянутое здание, предусматривает размещение торговых объектов (магазинов), оно в целях налогообложения относится к торговым центрам, следовательно, спорное нежилое здание подлежало отнесению к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с чем, обосновано включено в оспариваемые Перечни на 2019-2023 годы. При этом суд учел, что в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по своей цели и смыслу включаются такие здания, которые используются (могут быть использованы) для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. То есть, это такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что применительно к обстоятельствам настоящего дела, спорный объект недвижимости, исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, поскольку с экономической точки зрения может использоваться по его функциональному назначению (магазин) и приносить самостоятельный доход.
Согласно п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений п.п. 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как было ранее указано, судом первой инстанции установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости на момент его включения в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019-2023 годы, не проводились.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, считает, что выводы суда подтверждены обстоятельствами дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что спорное здание фактически не используется в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, правового значения для проверки соответствия оспариваемых пунктов Перечней не имеет, поскольку указанная норма, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не требует наличие одновременно всех условий, предусмотренных в ней как основание для включения объекта налогообложения в Перечни, достаточно его соответствия хотя бы одному из перечисленных в ней условий.
Оснований для иной оценки доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
В целом доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 13 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.