Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Буруновой С.В, Мироновой Н.В, при ведении протокола помощником судьи Мурзаевой К.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.С.Г. о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 31 июля 2023 года
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", опубликованным на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 4 декабря 2020 года, в сетевом издании "Нижегородская правда" http://www.pravda-nn.ru 7 декабря 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
В пункт N раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2021 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект недвижимости с кадастровым номером N, общей площадью 695, 8 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" (далее также помещение/объект недвижимости с кадастровым номером N, спорное помещение/объект недвижимости).
Административный истец К.С.Г. обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия пункта N раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2021 год, в обоснование которого указал, что является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", которое включено в оспариваемый Перечень. Полагает, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками не обладает. Включение здания в указанные Перечни незаконно возлагает на истца обязанность оплаты налога на имущество в повышенном размере.
Решением Нижегородского областного суда от 31 июля 2023 года административное исковое заявление К.С.Г. удовлетворено; признан недействующим со дня принятия пункт N раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N326-13-1631667/20; на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области возложена обязанность разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее также Министерство) просит решение Нижегородского областного суда от 31 июля 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерство указало, что судом неправомерно сделан вывод о том, объект с кадастровым номером N не подлежит включению в Перечень ввиду несоответствия критериям, установленным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку спорный объект недвижимости фактически используется в качестве объекта торговли; судом первой инстанции применены нормативно-правовые акты, которые не действовали на момент принятия оспариваемого Перечня; судом первой инстанции не дана оценка зданию, в котором расположен спорный объект недвижимости.
Административным истцом и прокурором, участвующим в деле в суде первой инстанции, представлены возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагают, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 ст.15, пункт 1 ст. 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 0211.2013 N307-ФЗ).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N 140-З NО применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложенияN установлено, что с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Как указано выше, спорный объект недвижимости с кадастровым номером N включен в пункт N раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2021 год.
Объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности административному истцу К.С.Г. (право собственности зарегистрировано 3 сентября 2003 года).
При таких обстоятельствах административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативным правовым актом, поскольку затрагиваются его права в связи с включением спорного помещения в оспариваемый Перечень, в связи с чем обладает правом на оспаривание нормативного правового акта в указанной части.
Суд первой инстанции, проанализировав положения Конституции Российской Федерации, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года N8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года N129-З "О Правительстве Нижегородской области", постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года N183 "Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанных нормативных правовых актов не оспаривалась.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в пункт N раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2021 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 695, 8 кв.м, наименование: помещение, назначение: нежилое, расположенное по адресу: "адрес".
Спорный объект недвижимости расположен в нежилом здании с кадастровым номером N, площадью 990, 1 кв.м, наименование: строение, назначение: нежилое, по адресу: "адрес", сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости отсутствуют.
Наименование здания - "строение", назначение - "нежилое", не свидетельствует о том, что данное здание относится к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и также не может быть признано безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в силу следующего.
Из ответа филиала ППК "Роскадастр" по Нижегородской области от 30 ноября 2023 года, поступившего по запросу суда апелляционной инстанции, следует, что нежилое здание с кадастровым номером N поставлено на государственный кадастровый учет 20 мая 2009 года и имел наименование: столовая, назначение: торговля и общественное питание, площадь 990, 1 кв.м.;
5 июля 2011 года назначение нежилого здания с кадастровым номером N изменено на "нежилое";
27 октября 2020 года наименование нежилого здания с кадастровым номером N изменено на "строение".
В состав здания с кадастровым номером N входят:
- нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 695, 8 кв.м, наименование: помещение, назначение: нежилое (спорный объект недвижимости);
- нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование: встроенное помещение, назначение: нежилое, площадью 655, 5 кв.м. Из ответа филиала ППК "Роскадастр" по Нижегородской области от 30 ноября 2023 года, поступившего по запросу суда апелляционной инстанции, следует, что нежилое помещение с кадастровым номером N постановлено на государственный кадастровый учет 20 мая 2009 года и имел наименование: встроенное помещение, назначение: торговля и общественное питание, площадь 655, 5 кв.м. 5 июля 2011 года назначение нежилого помещения с кадастровым номером N изменено на "нежилое";
- нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадью 503, 5 кв.м. Из ответа филиала ППК "Роскадастр" по Нижегородской области от 30 ноября 2023 года, поступившего по запросу суда апелляционной инстанции, следует, что наименование, назначение, площадь нежилого помещения с кадастровым номером N не изменялись;
- нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадью 152 кв.м. Из ответа филиала ППК "Роскадастр" по Нижегородской области от 30 ноября 2023 года, поступившего по запросу суда апелляционной инстанции, следует, что наименование, назначение, площадь нежилого помещения с кадастровым номером N не изменялись.
Сторонами не оспаривается, что здание с кадастровым номером N, в котором расположен спорный объект недвижимости, расположен на земельном участке с кадастровым номером N.
Из ответа филиала ППК "Роскадастр" по Нижегородской области от 20 апреля 2023 года следует, что земельный участок с кадастровым номером N имеет следующие характеристики: площадь 567 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под нежилое здание.
Разрешенное использование земельного участка, с которым законодатель связывает возможность включения в Перечень объекта недвижимости, по смыслу положений подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являясь характеристикой правового режима земельного участка, определяется в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Вид разрешенного использования земельного участка - "под нежилое здание" - не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенный на этом земельном участке объект недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, здание с кадастровым номером N по указанному основанию в Перечень на 2021 год включению не подлежало.
При таком положении здание с кадастровым номером N и входящее в его состав нежилое помещение с кадастровым номером N могли быть включены в оспариваемый Перечень, если наименование, назначение или разрешенное использование входящих в их состав помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади названных объектов недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривало размещение объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, либо при установлении их фактического использования в указанных целях.
Из технического паспорта, поступившего по запросу суда апелляционной инстанции, на нежилое строение по адресу: "адрес" составленного Нижегородским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по состоянию на 16 марта 2009 года, следует, что здание состоит из литеры А (назначение: нежилое, использование: по назначению) и включает помещения, имеющие следующее назначение: коридор, склад, эл.щитовая, санузел, холодил. камера, зал, лестница, служебное пом, туалет, тамбур, теплоузел, лестн.клетка, раздевалка, умывальник, цех, подъемник, произв. помещение, моечная, столовая, кладовая, гардероб, кабинет, лестничная клетка, приемная, венткамера, комната отдыха, всего 1346, 9 кв.м.
Сведения технического паспорта на нежилое строение по состоянию на 16 марта 2009 года не могут быть приняты ввиду несоответствия площади объекта недвижимости сведениям Единого государственного реестра недвижимости.
Из технического паспорта, поступившего по запросу суда апелляционной инстанции, на нежилое помещение по адресу: "адрес" (нежилое помещение с кадастровым номером N) составленного Нижегородским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по состоянию на 16 марта 2009 года, следует, что помещение расположено в литере А здания и включает помещения, имеющие следующее назначение: тамбур, лест.клетка, коридор, раздевалка, умывальник, туалет, цех, склад, эл.щитовая, санузел, хол.камера, произ.помещение, моечная, столовая (105, 8 кв.м. + 61, 1 кв.м.), гардероб, тепл.узел, кладовая, подъемник, всего 503, 5 кв.м.
Из технического паспорта, поступившего по запросу суда апелляционной инстанции, на нежилое помещение по адресу: "адрес" (нежилое помещение с кадастровым номером N) составленного Нижегородским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по состоянию на 16 марта 2009 года, следует, что помещение расположено в литере А здания и включает помещения, имеющие следующее назначение: лест.клетка, зал, коридор, служ.помещение, туалет, всего 152, 0 кв.м.
В материалы дела также представлен технический план помещения с кадастровым номером N, подготовленный кадастровым инженером М.П.С. в результате выполнения кадастровым работ в связи с изменением площади помещения с кадастровым номером N 1 ноября 2017 года, в составе которого имеется план объекта недвижимости с экспликацией к поэтажному плану помещения п2.
Из экспликации следует, что помещение с кадастровым номером N расположено на 2 и 3 этажах здания по адресу: "адрес" и включает помещения, имеющие следующее назначение: лест.клетка, помещение, кладовая, коридор, санузел, цех, всего 695, 8 кв.м.
Наличие в нежилом здании с кадастровым номером N (площадью 990, 1 кв.м.) помещений с назначением "столовая" площадью 105, 8 кв.м, 61, 1 кв.м. не свидетельствует о соблюдении требований Налогового кодекса Российской Федерации в части наличия не менее 20 процентов помещений, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, поскольку площадь указанных помещений составляет менее 20 % от общей площади здания с кадастровым номером N (16, 86%).
Термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", в силу чего помещения с назначением "кабинет" правомерно не учтены судом первой инстанции в качестве офисных помещений.
Иной технической документации (документов технического учета (инвентаризации)), содержащей сведения о наименовании, разрешенном использовании и назначении помещений, входящих в спорные нежилые помещения, а также в здание, в котором они расположены, в материалах административного дела не имеется.
Из анализа приведенной выше документации следует, что документы технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости с кадастровым номером N, а также здания с кадастровым номером N, в котором он расположен, не подтверждают наличие помещений площадью не менее 20% общей площади названных объектов недвижимости, имеющих назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорный объект недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости в Перечень на 2021 год включению также не подлежал.
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 N 635 (в редакции от 30.11.2019, действующей на момент принятия Перечня на 2021 год) утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, согласно которому для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, используются:
- сведения Единого государственного реестра недвижимости;
- документы технического учета (инвентаризации);
- акты обследования объектов недвижимого имущества;
- решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - межведомственная комиссия);
- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;
- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из ответа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области следует, что мероприятия по определения вида фактического использования в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, а также здания с кадастровым номером N не проводились.
Вместе с тем, в материалы дела представлены договор аренды помещений в спорном объекте недвижимости:
- договор аренды нежилого помещения от 1 ноября 2020 года, заключенный между ИП К.С.Г. (арендодатель) и ИП К.О.В. (арендатор), помещений площадью 695, 8 кв.м. Согласно условиям договора аренды помещения передаются для производства и пошива одежды. Срок аренды с 1 ноября 2020 года по 30 сентября 2020 года, с последующей пролонгацией договора.
Согласно ответу Межрайонной ИФНС России N22 по Нижегородской области от 14 июня 2023 года N13-26/006228 по адресу: "адрес" зарегистрирована контрольно-кассовая техника К.О.В. (место установки контрольно-кассовой техники (2 ККТ): интернет магазин galion-shop.ru).
Вместе с тем, в информации Межрайонной ИФНС России N22 по Нижегородской области о зарегистрированной контрольно-кассовой технике отсутствуют сведения о виде деятельности налогоплательщиков, о фактическом использовании ими помещений в юридически значимый период и их площадях, при том, что без указанных сведений не представляется возможным сделать вывод о превышении или не превышении применительно к положениям статьи 378.2 НК РФ площади занимаемых ими помещений 20 процентов общей площади здания.
Отсутствуют такие сведения и в материалах дела, равно как отсутствуют и доказательства того, что указанная информация имелась в распоряжении уполномоченного органа и учитывалась им при подготовке и проведении мероприятий по определению вида фактического использования здания.
Из анализа представленных договора аренды, действовавшего на дату применения оспариваемого нормативного правового акта, не следует, что не менее 20 общей площади здания либо спорных помещений фактически используются под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, сведения из открытых источников - сети "Интернет" и Единого государственного реестра юридических лиц - в настоящем деле не подтверждают соответствие спорного объекта недвижимости и здания, в котором он расположен, критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, поскольку не позволяют определить процент площади, фактически используемой в целях предусмотренных названной статьей, равно как и наличие помещений площадью не менее 20% общей площади названных объектов недвижимости, фактически используемых в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что доказательств фактического использования не менее 20 процентов от общей площади здания под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.
Административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилого помещения с кадастровыми номерами 52:18:0070247:2426 и здания с кадастровым номером 52:18:0070247:96, в котором оно расположено, условиям, установленным в статье 378.2 НК РФ.
Вместе с тем здание с кадастровым номером 52:18:0070247:96в Перечень на 2021 год не включено.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, пункт N раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N326-13-1631667/20 подлежит признанию не действующим.
Определяя момент, с которого оспариваемый Перечень должен быть признан недействующим, применив пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно признал пункт 21820 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2021 год не действующими с момента принятия нормативного правового акта.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 31 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.