Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Калугина Д.М, Мироновой Н.В, при секретаре Николаенкове Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Башгипроагропром" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим в части Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Калугина Д.М, заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 13 декабря 2022 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год), в который под пунктом 865 в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее по тексту также спорное здание, спорный объект недвижимости).
Открытое акционерное общество "Башгипроагропром" (далее - Общество, ОАО "Башгипроагропром"), собственник нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного в вышеуказанном здании, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного пункта Перечня, обосновывая свою позицию тем, что здание не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здание не является административно-деловым центром или торговым центром. Включение здания в Перечень на 2023 год нарушает права Общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2023 года признан недействующим с момента принятия пункт 865 Перечня на 2023 год.
Возложена обязанность на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
В апелляционной жалобе Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на его незаконность и необоснованность, вынесенное с неправильным применением норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы полагает, что здание не может быть исключено из Перечня, так как соответствует установленным требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в ходе обследования было установлено, что спорное здание используется под административную деятельность, общественное питание и бытовое обслуживание.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, с 2013 года административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное в спорном здании. Спорное здание было включено в Перечень на 2023 год под пунктом 865.
При таких обстоятельствах, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан, поскольку права административного истца в связи с включением спорного здания в оспариваемый Перечень нарушаются, в связи с чем, Общество обладает правом на обжалование нормативного правового акта в указанной части.
Суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N43-з "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций), пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Административным истцом компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на издание обжалуемого нормативного правового акта не оспаривалась.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции указал, что вид разрешенного использования земельного участка прямо не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, не свидетельствуют о размещении помещений, предусмотренных в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом, отвергнув акт осмотра, поскольку не позволяет установить в на каких площадях расположены объекты общественного питания, бытового обслуживания и административного назначения, в связи с чем пришел к выводу, что оснований для включения его в Перечень не имелось.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается ввиду следующего.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В силу положений пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Так, в Республике Башкортостан к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, отнесены (статья 2.1. Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N43-з "О налоге на имущество организаций"), в частности:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв. метров, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Судом первой инстанции было установлено, а также материалами дела подтверждается, что спорный объект недвижимости имеет назначение "нежилое", наименование "Административное здание", площадь 2512, 8 кв.м, которая соответствует требованию пункта 1 части 1 статьи 2.1. Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N43-з "О налоге на имущество организаций" к площади административно-делового и (или) торгового центра.
При этом, судебная коллегия отмечает, что наименование здания "Административное здание" не является определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для включения объекта недвижимости в перечень является назначение, разрешенное использование или наименование помещений, расположенных в здании (строении, сооружении), а не самого здания (строения, сооружения). Подобная правовая позиция нашла свое отражение в многочисленных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Спорное здание на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта было расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под производственное здание института". Указанный земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности Обществу (1/2 доли), Ю.Л. (11293/25128 доли), физическому лицу (1271/25128 доли).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Анализируя указанный вид разрешенного использования земельного участка, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что земельный участок, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо не предполагает размещения на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, поскольку данный вид разрешенного использования не соответствует кодам классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N540, и Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, относится к иным группам видов разрешенного использования земельных участков, в связи с чем спорное здание по указанному основанию в Перечень включено быть не могло.
Таким образом, для решения вопроса об отнесении спорного объекта недвижимости, размещенного на вышеназванном земельном участке, к объектам, перечисленным в статье 378.2 НК РФ, требуется установление иных предусмотренных для этого законом оснований с учетом фактического использования такого объекта недвижимости, или сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации), указывающих на размещение в здании помещений офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания.
Как было установлено судом первой инстанции, у спорного объекта недвижимости была установлена связь с объектами недвижимости (помещениями) с кадастровыми номерами N.
Указанные помещения имеют следующие характеристики:
- объект недвижимости с кадастровым номером N - назначение помещения - Нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 373, 6 кв.м, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствует, - объект недвижимости с кадастровым номером N - назначение помещения - Нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 373, 4 кв.м, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствует, - объект недвижимости с кадастровым номером N - назначение помещения - Нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 19, 2 кв.м, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствует, - объект недвижимости с кадастровым номером N - назначение помещения - Нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 406, 8 кв.м, зарегистрировано право аренды за Обществом с ограниченной ответственностью "Башгипроагропром", - объект недвижимости с кадастровым номером N - назначение помещения - Нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 43, 6 кв.м, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствует, - объект недвижимости с кадастровым номером N - назначение помещения - Нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 10, 9 кв.м, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствует, - объект недвижимости с кадастровым номером N - назначение помещения - Нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 22, 9 кв.м, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствует, - объект недвижимости с кадастровым номером N - назначение помещения - Нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 22, 3 кв.м, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствует, - объект недвижимости с кадастровым номером N - назначение помещения - Нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 307 кв.м, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствует, - объект недвижимости с кадастровым номером N - назначение помещения - Нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 198, 5 кв.м,
сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствует, - объект недвижимости с кадастровым номером N - назначение помещения - Нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 361, 5 кв.м, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствует, - объект недвижимости с кадастровым номером N - назначение помещения - Нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 389, 5 кв.м, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствует, - объект недвижимости с кадастровым номером N - назначение помещения - Нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 13, 1 кв.м, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствует, - объект недвижимости с кадастровым номером N - назначение помещения - Нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 18, 6 кв.м, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствует, - объект недвижимости с кадастровым номером N - назначение помещения - Нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 32, 7 кв.м, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствует, - объект недвижимости с кадастровым номером N - назначение помещения - Нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 19, 8 кв.м, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствует.
Вид разрешенного использования указанных помещений отсутствует.
Таким образом, исходя из сведений из Единого государственного реестра недвижимости о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений в спорном здании, не следует, что помещения предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания.
Согласно техническому паспорту на Административное здание, составленному ГУП "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан" по состоянию на 8 мая 2007 г. и поступившему на запрос суда первой инстанции, спорное здание имеет наименование (назначение) "Административное здание", фактическое использование - по назначению, площадь 2512, 8 кв.м и состоит из литера А.
Согласно экспликации к поэтажному плану на Административное здание состоит из следующих помещений: "тамбур", "склад", "архив", "коридор", "электрощитовая", "тепловой узел", "подсобное помещение", "венткамера", "водомерный узел", "мастерская", "холл", "проходная", "комната", "лестничная клетка", "обеденный зал", "раздаточная", "кухня", "кабинет", "комната ксерокопирования", "переплетная", "комната резки бумаги", "бокс для автомашин", "холл-коридор", "кладовая", "приемная", "комната отдыха", "санузел", "касса", "АТС", "актовый зал", "лаборатория", "моечная", "машинное отделение".
Судебная коллегия, анализируя указанную экспликацию к поэтажному плану, отмечает, что площадь помещений, наименование которых предусматривает размещение объектов, подпадающих под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе общественного питания, составляет 77, 9 кв.м ("обеденный зал" (30, 6 кв.м), "раздаточная" (10, 8 кв.м), "кухня" (2, 6 кв.м, 2, 3 кв.м), "приемная" (16, 4 кв.м), "касса" (2, 1 кв.м), "моечная" (6, 4 кв.м, 6, 7 кв.м)), составляет - 3, 1 % от общей площади здания - 2512, 8 кв.м.
Как верно констатировано судом первой инстанции, наименование помещения "кабинет" нельзя расценить как предусматривающее размещение офиса для целей статьи 378.2 НК РФ, поскольку термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
Доводы апелляционной жалобы о необходимости учета при подсчете площадь помещений с наименованием "кабинет" судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку исходя из пункта 1.2. Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", офис - это здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов, при этом, материалы дела не свидетельствуют об использовании всех помещений, имеющих назначение "кабинет", в качестве офисов, в связи с чем площадь помещения, имеющего назначение "кабинет", не имеет правового значения.
Судебная коллегия отмечает, что помещение с назначением "склад" не может быть отнесено к объектам торговли, поскольку в силу пункта 33 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N582-ст, под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.
При этом, судом первой инстанции был оценен представленный административным истцом технический паспорт на нежилые помещения 4-го, 5-го, 6-го и технического этажей 6-ти этажного нежилого здания по состоянию на 08 мая 2007 года, из которого также не следует, что площадь помещений, которые предусматривают размещение объектов, подпадающих под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет более 20 % от общей площади здания.
Принимая во внимание, что площадь помещений, подпадающих под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не превышает 20% от площади здания, то суд первой инстанции пришел к верному выводу, что спорное здание в Перечень включено быть не могло, исходя из сведений, содержащихся в документах технического учета, так и в Едином государственном реестре недвижимости.
Как следует из позиции административного ответчика, здание включено в Перечень на основании акта обследования.
Согласно пункту 2.1. Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются:
визуальный осмотр объекта недвижимости;
фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях).
Согласно представленному административным ответчиком акту обследования фактического использования спорного здания, составленного по состоянию на 14 июня 2022 года, нежилое здание используется более чем на 20 % от общей площади здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (делового, административного или коммерческого назначения), объектов общественного питания, бытового обслуживания и торговых объектов. По результатам проведенного обследования установлено, что здание соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ (пункт 6 акта). При этом, административный ответчик определить процентное соотношение по видам деятельности не предоставляется возможным ввиду отсутствия технической документации на весь объект. Указано, что в здании ведется административная деятельность, под бытовое обслуживание, для размещения объектов общественного питания, а также под деятельность, не соответствующая критериям статьи 378.1 НК РФ. Представлено 10 фотографий и выписки из ЕГРН.
Анализируя данный акт обследования, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что он не соответствует вышеприведенным требованиям Порядка, поскольку содержащиеся в акте фотографии здания не позволяют достоверно определить фактическое использование более 20 процентов его площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания и объектов общественного питания. Имеющиеся фотографии фасада здания не содержат привязки к конкретным помещениям, на них не запечатлены признаки, позволяющие отнести помещения в здании к офисным, торговым, общественному питанию и бытовому обслуживанию, отсутствует фиксация информационных стендов с реквизитами организации, осуществляющей, исходя из содержания акта, деятельность в указанном здании, что не дает возможности определить вид фактического использования спорного здания.
Кроме того, в нарушение Порядка определения вида фактического использования зданий, выводы в акте об использовании здания в качестве офиса, объекта бытового обслуживания и общественного питания основан не на проведении соответствующих замеров площади помещений используемых под указанные цели, а только исходя из визуального осмотра объекта недвижимости.
Исходя из представленного ППК "Роскадастр" договора аренды, содержащегося в материалах реестрового дела и заключенного между административным истцом и "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ, административный истец передал в аренду помещение с кадастровым номером N площадью 406, 8 кв.м для размещения офиса и осуществления им коммерческой деятельностью. Принимая во внимание, что указанный договор аренды на момент принятия оспариваемого Перечня продолжал действовать, то площадь помещения сдаваемого в аренду под офис составляет 16, 18 % от общей площади здания, что так же не может свидетельствовать об использовании здания более 20 процентов его площади для размещения офисов.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что спорный объект недвижимого имущества соответствовал критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпадал под порядок налогообложения на основании кадастровой стоимости объекта, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан относимых и допустимых доказательств с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечень, не представлено, не содержится их и в апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что здание не отвечало признакам объекта недвижимости, в отношении которого налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, оно не подлежало включению в Перечень на 2023 год.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.