Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Буруновой С.В, Калугина Д.М, при ведении протокола секретарем Николаенковым Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц связи административное дело по административному исковому заявлению Э.Л.З. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907, с момента принятия, по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ 15 декабря 2020 года, определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
В пункт N Перечня на 2021 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее также здание/объект недвижимости с кадастровым номером 02:55:010707:382, спорное здание/объект недвижимости).
Административный истец Э.Л.З. (далее также - административный истец), обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта N Перечня на 2021 год, указав в обоснование требований, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером N; данное здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем необоснованно включено в Перечень на 2021 год; здание не является административно-деловым центром или торговым центром. Включение здания в Перечень нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2023 года административное исковое заявление Э.Л.З. удовлетворено; признан недействующим со дня принятия приказ Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан N 1907 от 15 декабря 2020 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" со дня его принятия в части включения в пункт N объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан возложена обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан www.mziorb.ru.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее также Министерство) просит решение Верховного суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2023 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, указав, что земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимости предполагает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание правомерно включено в оспариваемые Перечни, поскольку назначение помещений "кабинет" следует расценивать равноценно назначению "офис"; судом первой инстанции необоснованно не принят в качестве надлежащего доказательства акт обследования спорного объекта недвижимости.
Административным истцом и прокурором, участвующим в деле в суде первой инстанции, представлены возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагают, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N, которое включено в пункт N Перечня на 2021 год.
При таких обстоятельствах, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан, поскольку права административного истца в связи с включением спорного здания в оспариваемые Перечни нарушаются, в связи с чем, он обладает правом на оспаривание нормативных правовых актов в указанной части.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ)).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N307-ФЗ).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
Суд первой инстанции, проанализировав приведенные положения федерального законодательства во взаимосвязи с нормами регионального законодательства, пришел к правильному выводу, что приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1917 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан на издание обжалуемого нормативного правового акта не оспаривалась.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в пункт 831 Перечня на 2021 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого в 2021 году налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 1393, 2 кв.м, назначение "нежилое", наименование "нежилое здание", расположенное по адресу: "адрес", поставленного на государственный кадастровый учет 31 октября 2018 года, собственником которого с 31 октября 2018 года является административный истец.
Из ответа филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан от 24 августа 2023 года N N, следует, что по состоянию на 15 декабря 2020 года нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 1393, 2 кв.м, имело назначение "нежилое", наименование "нежилое здание". В отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N заявлений о государственном кадастровом учете изменений назначения, наименования объекта недвижимости не поступало; спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером N.
Земельный участок с кадастровым номером N, имеет площадь 3266 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации торговых помещений и кафе, расположен по адресу: "адрес".
7 декабря 2022 года в отношении земельного участка с кадастровым номером внесены изменения в сведения об адресе земельного участка с кадастровым номером N на "адрес".
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ следует, что для отнесения объекта недвижимости к административно-деловым центрам или торговым центрам (комплексам) разрешенное использование земельного участка, на котором он расположен, должно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположено спорное нежилое здание, соответствует виду разрешенного использования земельных участков, предусматривающих возможность размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов, вместе с тем, суд первой инстанции исходя из того, что земельный участок находится в пользовании административного истца в отсутствии договорных отношений, договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора заключен между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и А.Р.Т, пришел к выводу, что административный истец ограничен в возможности изменения разрешенного использования земельного участка, в связи с чем, исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, спорное здание не могло быть включено в Перечень на 2021 год исключительно из вида разрешенного использования земельного участка, то есть независимо от предназначения и фактического использования здания.
Судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, соглашается с выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно договору аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора N N от 12 апреля 2013 года, заключенному между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и А.Р.Т. на срок до 7 ноября 2022 года, А.Р.Т. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N. По договору аренды арендатор принимает в аренду совместно с другими собственниками (пользователями) части здания, сооружения, указанный земельный участок для эксплуатации торговых помещений и кафе. Соарендаторы используют участок на условиях данного Договора с момента заключения Соглашения о присоединении к Договору, если иное не предусмотрено Соглашением (пункты 1.1, 1.2 Договора) (т.2 л.д.14-21).
В ответе управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа Уфа Республики Башкортостан указано, что государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером N не разграничена (т.1 л.д.155).
Согласно информации, предоставленной филиалом ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан, сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "для эксплуатации торговых помещений и кафе" были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 7 ноября 2012 года N 2602, поступившего в филиал учреждения в порядке информационного взаимодействия с сопроводительным письмом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 10 декабря 2012 года N РЯ-12/23393. Таким образом, сведения о виде разрешенного использования указанного земельного участка были внесены в ЕГРН в соответствии с актом органа государственной власти, подтверждающим установленное разрешенное использование земельного участка (пункт 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 год N 42 (утратил силу с 01.01.2017г.)). С 2012 года арендатор указанного земельного участка не обращался с заявлением о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельного участка.
Из материалов дела следует, что с административным истцом не заключалось соглашение о присоединении к договору аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора N М39-13 от 12 апреля 2013 года.
Сведения о других лицах, заключивших соглашения о присоединении к договору аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора N N от 12 апреля 2013 года, в материалы дела публично-правовой компанией "Роскадастр" и другими лицами, участвующими в деле, не представлены.
Ранее Э.Л.З. обращалась в Советский районный суд города Уфы с административным иском к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа Уфа Республики Башкортостан, администрации городского округа Уфа Республики Башкортостан, о признании незаконными действий об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (дело N N). Решением суда от 14 декабря 2016 года в удовлетворении административного иска было отказано.
Из решения суда от 14 декабря 2016 года следует, что оспариваемый отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории мотивирован тем, что испрашиваемый участок предоставлен в аренду со множественностью лиц для эксплуатации торговых помещений и кафе, согласие арендатора на раздел земельного участка не представлено.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом если в статусе собственника земельного участка, на котором расположен налогооблагаемый объект недвижимости, налогоплательщик не лишен законной возможности инициировать указанное изменение, с тем чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости, то арендующий землю налогоплательщик в такой возможности ограничен. Органы государственной власти исходят, в частности, из того, что пункт 17 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет запрет на изменение вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного в аренду по результатам торгов. Они полагают, что в отсутствие аналогичного ограничения для земельных участков, предоставленных в аренду без проведения торгов, вопрос об изменении вида разрешенного использования таких участков законодательно не урегулирован (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 9 июля 2018 года N ОГ-Д23-7048).
В этом смысле для здания (строения, сооружения) вероятность стать "торговым центром" в налогообложении имущества организаций зависит в первую очередь от решений уполномоченных органов в сфере градостроительного зонирования, предназначенного прежде всего определять условия комплексного развития именно территорий в границах населенных пунктов, т.е. значительных по площади земельных массивов, а также от формирования в их составе земельных участков с разным видом или видами разрешенного использования, допускаемыми градостроительными регламентами для соответствующей территориальной зоны. Определение налоговой базы и размер налога зависят при этом от сугубо градостроительных и землеустроительных решений, причем не только от набора видов разрешенного использования земельных участков, но и от их местоположения, обусловленного в том числе предпочтениями в архитектурно-градостроительных и землеустроительных решениях.
Применительно к настоящему административному делу, учитывая, что земельный участок находится в пользовании административного истца в отсутствии договорных отношений, договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора заключен между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и А.Р.Т, то административный истец ограничен в возможности изменения разрешенного использования земельного участка, в связи с чем, исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, спорное здание не могло быть включено в Перечень на 2021 год исключительно из вида разрешенного использования земельного участка, то есть независимо от предназначения и фактического использования здания.
Согласно техническому паспорту, составленному Уфимским городским филиалом государственного унитарного предприятия Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на 25 сентября 2006 года, на нежилые помещения 1, 2 этажей отдельно стоящего 2-х этажного нежилого строения, отдельно стоящих нежилых строений и пристроев к ним, инвентарный номер 15865, общей площадью 1 936, 6 кв. м, объект недвижимости состоит из литеры А (наименование - нежилые помещения 1, 2 этажей, фактическое использование - бытовое обслуживание населения), литеры Б (наименование - гараж, фактическое использование - гараж), литеры Б1 (наименование - ритуальный цех, фактическое использование -ритуальный цех), литеры Б2 (наименование - склад, фактическое использование - склад), литеры Б3 (наименование - склад, фактическое использование - склад), литеры Б4 (наименование - склад, фактическое использование - склад), литеры Б5(наименование - склад, фактическое использование - склад), литеры Д (наименование - гараж, фактическое использование - гараж) и включает в себя помещения имеющие следующее назначение: тамбур, коридор, лест.клетка, кладовая, приемный салон, швейный цех, закройный цех, подсобное, кабинет, торговый зал, склад-участок запуска, гараж, сварочный цех, склад, подсобное, сушилка, сан.узел, бытовая, бокс, ремонтный участок, ритуальный цех, производственная, скал, всего 1936, 6 кв.м.
Согласно техническому паспорту, составленному Уфимским городским филиалом государственного унитарного предприятия Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на 25 сентября 2006 года, на отдельно стоящие нежилые строения и пристрои к ним, инвентарный номер 15865, общей площадью 3 919, 9 кв. м, объект недвижимости состоит из литеры А (наименование - комбинат бытового обслуживания, фактическое использование - бытовое обслуживание населения), литеры Б (наименование - гараж, фактическое использование - гараж), литеры Б1 (наименование - ритуальный цех, фактическое использование -ритуальный цех), литеры Б2 (наименование - склад, фактическое использование - склад), литеры Б3 (наименование - склад, фактическое использование - склад), литеры Б4 (наименование - склад, фактическое использование - склад), литеры Б5(наименование - склад, фактическое использование - склад), литеры Д (наименование - гараж, фактическое использование - гараж) и включает в себя помещения имеющие следующее назначение: тамбур, коридор, подсобное, холл, кабинет, мастерская, лест.клетка, бытовая, кладовая, основное, сан.узел, кухня, зал обслуживания, швейный цех, закройный цех, торговый зал, комната отдыха, касса, склад, склад-участок запуска, узел управления, типография, гараж, сварочный цех, сушилка, бокс, ремонтный участок, ритуальный цех, приемная заказов, производственная, скал, всего 3919, 9 кв.м.
Согласно техническому паспорту, составленному Уфимским городским филиалом государственного унитарного предприятия Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на 19 января 2009 года на нежилые помещения на 2-ом этаже 2х этажного нежилого строения, инвентарный номер 15865, общей площадью 1 470, 7 кв. м, объект недвижимости состоит из литеры А (наименование - нежилые помещения на 2-ом этаже нежилого 2-х этажного здания, фактическое использование - бытовое обслуживание населения) и включает в себя помещения имеющие следующее назначение: примерочная, приемный салон, коридор, швейный цех, закройный цех, подсобное, кабинет, торговый зал, кладовая, сан.узел, склад-участок запуска, лест.клетка, всего 470, 7 кв.м.
Согласно техническому паспорту, составленному Уфимским городским филиалом государственного унитарного предприятия Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на 10 ноября 2009 года на нежилые помещения цокольного этажа, инвентарный номер 15865, общей площадью 648, 8 кв. м, объект недвижимости состоит из литеры Б (наименование - гараж, фактическое использование - гараж) и включает в себя помещения имеющие следующее назначение: гараж, сварочный цех, склад, подсобное, сушилка, сан.узел, бытовая, бокс, ремонтный участок, ритуальный цех, приемная заказов, коридор, кладовая, тамбур, всего 648, 8 кв.м.
Согласно техническому паспорту, составленному Уфимским городским филиалом государственного унитарного предприятия Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на 10 ноября 2009 года на одноэтажный нежилой пристрой, пристроенный к одноэтажному нежилому строению, инвентарный номер 15865, общей площадью 79, 3 кв. м, объект недвижимости состоит из литеры Б1 (наименование - ритуальный цех, фактическое использование - ритуальный цех) и включает в себя помещения имеющие следующее назначение: тамбур, производственная, всего 79, 3 кв.м.
Согласно техническому паспорту, составленному государственным бюджетным учреждением Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" Участок города Уфы по состоянию на 14 января 2022 года, на отдельно стоящее одноэтажное нежилое здание, спорный объект недвижимости имеет общую площадь 1358, 1 кв.м, состоит из литеры Б (наименование - гараж, фактическое использование - гараж), литеры Б2 (наименование - пристрой, фактическое использование - склад), литеры Б3 (наименование - склад, фактическое использование - склад), литеры Б6 (наименование - пристрой, фактическое использование - склад), литеры Б7 (наименование - пристрой, фактическое использование - административное, складское), литеры Б8 (наименование - пристрой, фактическое использование - склад) и включает в себя помещения имеющие следующее назначение: гараж, подсобное помещение, сушилка, сан.узел, бытовая, бокс, склад, коридор, комната приема пищи, офис (33, 9 кв.м.), всего 1358, 1 кв.м.
Суд апелляционной инстанции, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что все представленные в материалы дела технические паспорта на объекты недвижимости по адресу "адрес", выданные в 2006 и 2009 годах, не могут являться относимыми доказательствами, поскольку спорное здание с кадастровым номером N, имеет площадь 1 393, 2 кв. м, количество этажей 2, в том числе подземных 1, расположено на земельном участке с кадастровым номером N, зарегистрировано в ЕГРН и ему присвоен кадастровый номер 31 октября 2018 года на основании обращения административного истца от 26 октября 2018 года и декларации на данное здание, то есть после составления указанных технических паспортов.
Представленный административным истцом технический паспорт по состоянию на 14 января 2022 года также не является относимым доказательством, поскольку составлен после утверждения Перечня на 2021 год.
В техническом плане, на основании которого внесены сведения в ЕГРН в отношении здания с кадастровым номером N, назначение, разрешенное использование или наименование нежилых помещений не указаны.
Таким образом, из содержащихся в представленной технической документации сведений не следует, что в спорном здании имеются помещения, предназначенные исключительно для использования в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, общей площадью не менее 20% от общей площади спорного объекта недвижимости.
Техническая документация на здание с кадастровым номером N не подтверждает наличие в нём помещений площадью не менее 20% от общей площади спорного здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии в спорном здании помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания, назначение, разрешенное использование и наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, спорное здание в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости, исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений, в Перечень на 2021 год включению также не подлежало.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доказательств с достоверностью подтверждающих факт использования спорного объекта недвижимости исключительно под цели, указанные в ст.378.2 НК РФ, материалы дела не содержат.
Федеральный законодатель, устанавливая с 01 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношении в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, обязав устанавливать вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечень спорного здания по его фактическому использованию как объекта торгового назначения является правомерным при условии, если обследование проводилось в строгом соответствии с региональными правилами и акты содержат конкретные сведения, подтверждающие использование конкретных помещений для размещения объектов торгового назначения и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного здания.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу указанных норм определение перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих включению и проведение обследования таких объектов должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, т.е. в данном случае до 1 января 2021 года.
Административным истцом в материалы дела представлен акт обследования фактического использования спорного объекта недвижимости, составленного комиссией по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость по состоянию на 3 сентября 2020 года.
Из акта о фактическом использовании здания, составленного по состоянию на 3 сентября 2020 года (далее - акт от 03.09.2020), следует, что:
- доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет 100% от общей площади объекта недвижимости;
- согласно пункту 3 акта указано, что из сведений информационного сайта "https://2gis.ru/" и фактического осмотра следует, что в нежилом здании расположены объекты общественного питания, бытовой и торговой деятельности: трактир "Изба", компьютерный клуб "Компы", студия танцев "United Project Crew", студия красоты "Шесть рук", геологоразведочная компания "Башгеолцентр", "ТеплоГазСервис", "Заря", кредитные потребительские кооперативы "УралКредит", мастерская подарков "Жемчужина", организация внешнеэкономической деятельности "ЕРР Групп", бухгалтерский услуги "Бухгалтер и я", агентство недвижимости "Новострой", "Мастер на час", "Кирпичный рай", "Теплотехпром-сервис", ювелирная мастерская, туристические агентства "Талисман", "Фрея", "Моя планета", "Mega travel", "Tur club", юридическое агентство "Звезда"; определить процентное соотношение по вилам деятельности не представилось возможным, так как отсутствовала техническая документация на весь объект.
Проверив представленный акт от 03.09.2020, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данный документ составлен с нарушением Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 (далее - Порядок).
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях).
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости комиссией по обследованию в срок не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой приказом уполномоченного органа, с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости (пункт 2.2 Порядка).
В случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости возникли обстоятельства, препятствующие доступу комиссии по обследованию в обследуемый объект, и имеется информация, свидетельствующая об использовании данного объекта для размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу комиссии по обследованию в обследуемый объект, за исключением случаев, указанных в пункте 2.13 Порядка (пункт 2.5 Порядка).
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что акт от 03.09.2020 не соответствует вышеуказанных требованиям и не содержит сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования, процентное соотношение вышеуказанных площадей, не представлены достаточные фотоматериалы, которые являются неотъемлемой частью акта обследования.
В акте от 03.09.2020 не отражены критерии и признаки, свидетельствующие о расположении в здании офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания, объектов общественного питания; отсутствуют сведения о размере площади помещений, используемых в целях предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, и иная информация, подтверждающая размещение в спорном здании объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисов.
Содержание указанного акта обследования не позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
Проанализировав представленный акт обследования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данный акт не может быть принят в качестве доказательства, достоверно подтверждающего вид фактического использования спорного объекта недвижимости.
Вместе с тем, в материалы административного дела представлены договоры аренды помещений в спорном здании:
- договор аренды нежилого помещения N1 от 1 января 2020 года, заключенный между Э.Л.З. (арендодатель) и ООО "Антанта" (арендатор), согласно которому в аренду переданы помещения площадью 73, 2 кв.м. (по техническому паспорту: помещение N7 Литера Б8), расположенные в здании по адресу: "адрес"; целевым назначением помещения является склад; срок аренды 11 месяцев с момента принятия по акту приема-передачи; договор автоматически пролонгируется в случае если ни одна из сторон в течении 30 дней до истечении договора не заявит о намерении его расторгнуть;
- договор аренды нежилого помещения от 1 января 2020 года, заключенный между Э.Л.З. (арендодатель) и ИН Н.А.В. (арендатор), согласно которому в аренду переданы помещения площадью 214, 7 кв.м. (по техническому паспорту: помещение N1, 2 Литера Б3), расположенные в здании по адресу: "адрес"; целевым назначением помещения является склад; срок аренды 11 месяцев с момента принятия по акту приема-передачи; договор автоматически пролонгируется в случае если ни одна из сторон в течении 30 дней до истечении договора не заявит о намерении его расторгнуть.
Договоры аренды нежилых помещений не подтверждают фактического использования части помещений в здании не менее 20% общей площади здания для целей налогообложения, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, на момент начала каждого налогового периода.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что доказательств фактического использования не менее 20 процентов от общей площади здания под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.
Кроме того, как правильно указал суд здание с кадастровым номером N имеет площадь 1 393, 2 кв. м, то есть менее 2 000 кв. м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" по фактическому использованию.
Суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда, что административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 НК РФ.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку оспариваемые положения противоречат федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, пункт 831 Перечня на 2021 год в части включения объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", подлежит признанию не действующим.
Определяя момент, с которого оспариваемый Перечень должен быть признан недействующими, применив пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемая норма изначально вошла в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, суд первой инстанции обоснованно признал пункт 831 Перечня на 2021 год недействующим с момента принятия нормативного правового акта.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.