Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Буруновой С.В, Калугина Д.М, при ведении протокола секретарем Николаенковым Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Д.Р.В. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N2077, по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 12 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения представителя административного истца Д.Р.В. - К.Д.А, представителя административного ответчика - З.Е.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N2077, опубликованным на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru 9 ноября 2022 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год (далее также - Перечень на 2023 год).
В пункт N Приложения N2 Перечня на 2023 год включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее также - помещение с кадастровым номером N, спорный объект недвижимости).
Д.Р.В. (далее также - административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта N Приложения N2 Перечня на 2023 года, указав в обоснование заявленных требований, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N. Данное помещение не отвечают критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ), поскольку в соответствии со сведениями ЕГРН и документами технического учета наименование и назначение спорных объектов недвижимости не может быть признано безусловно определенным в целях применения положения пункта 2 части 1 статьи 378.2 НК РФ прямо не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания. Включение названного объекта недвижимости в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая его права и законные интересы.
Решением Самарского областного суда от 12 сентября 2023 года требования Д.Р.В. удовлетворены; признан недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N2077, в части включения в него в приложение N2 под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N; постановлено сообщение о принятом решении опубликовать в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течении одного месяца со дня вступления его в законную силу.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение Самарского областного суда от 12 сентября 2023 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что судом первой инстанции необоснованно отклонён акт обследования спорного объекта недвижимости, согласно которому спорный объект недвижимости фактически используется под размещение торгово-офисного помещения.
Прокурором, участвующим в суде первой инстанции, представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области - З.Е.В, участвующая в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи, просила апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Представитель административного истца Д.Р.В. - К.Д.А, участвующий в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Объект недвижимости с кадастровым номером N включен в пункт N Приложения N2 Перечня на 2023 год.
При таких обстоятельствах, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку затрагиваются его права в связи с включением спорного помещения в оспариваемый Перечень, в связи с чем он обладает правом на оспаривание нормативных правовых актов в указанной части.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 0211.2013 N307-ФЗ).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции, проанализировав приведенные положения федерального законодательства во взаимосвязи с нормами регионального законодательства, пришел к правильному выводу, что приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год", являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Административным истцом компетенция Министерства имущественных отношений Самарской области на издание обжалуемых нормативных правовых актов не оспаривалась.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в пункт N Перечня на 2023 года в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год, включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 1364, 1 кв.м, наименование: гараж, назначение: нежилое, расположенное по адресу: "адрес", собственником которого с 19 апреля 2023 года является Д.Р.В..
Спорный объект недвижимости расположен в нежилом здании с кадастровым номером N, площадью 1527, 5 кв.м, наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, по адресу: "адрес", сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости отсутствуют.
Назначение здания - "нежилое", не свидетельствует о том, что данное здание относится к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признано безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ.
В состав здания с кадастровым номером N входят:
- нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 1364, 1 кв.м, наименование: гараж, назначение: нежилое (спорный объект недвижимости);
- нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование: мойка, назначение: нежилое, площадью 163, 4 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", собственником которого с 19 апреля 2023 года является Д.Р.В..
Наименование помещений "гараж" и "мойка", назначение - "нежилое" не предусматривает размещение исключительно объектов бытового обслуживания и не может быть признано безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ.
Из административного искового заявления следует и не оспаривается сторонами, что здание с кадастровым номером N, в котором расположен спорный объект недвижимости, расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 7004 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: промышленные предприятия и склады V-IV класса вредности, собственником которого с 19 апреля 2023 года является Д.Р.В..
Разрешенное использование земельного участка, с которым законодатель связывает возможность включения в Перечень объекта недвижимости, по смыслу положений подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являясь характеристикой правового режима земельного участка, определяется в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Вид разрешенного использования земельного участка - "промышленные предприятия и склады V-IV класса вредности" - не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенный на этом земельном участке объект недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, спорный объект недвижимости по указанному основанию в Перечень на 2023 год включению не подлежал.
При таком положении здание с кадастровым номером N и входящее в его состав нежилое помещение с кадастровым номером N могли быть включены в оспариваемый Перечень, если наименование, назначение или разрешенное использование входящих в их состав помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади названных объектов недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривало размещение объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, либо при установлении их фактического использования в указанных целях.
Из технического паспорта на гараж-стоянку на 42 автомашины и здание мойки с очистными сооружениями, составленного муниципальным предприятием Бюро технической инвентаризации г. Самара по состоянию на 21 июня 2001 года следует, что объект недвижимости имеет наименование: гараж, бытов.помещ, использование: гараж, бытов.помещ. и включает в себя помещения, имеющие следующее назначение: мастерская, тамбур, коридор, вахта, диспетчерская, кабинет, кладовая, теплоузел, склад, умывальник, туалет, раздевалка, душевая, гараж, мойка, всего 1527, 5 кв.м.
Из технического паспорта на объект недвижимости нежилого фонда (нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0902001:721), составленного Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на 20 марта 2006 года следует, что объект недвижимости имеет назначение: гаражи включает в себя помещения, имеющие следующее назначение: гараж, мастерская, тамбур, коридор, вахта, диспетчерская, кабинет, склад, теплоузел, умывальник, туалет, раздевалка, душевая, кладовая, всего 1364, 1 кв.м.
При этом судебная коллегия учитывает, что помещение с наименованием "мойка" не попадает под понятие объекта бытового обслуживания, предназначенного для оказания услуг, т.е. исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина, поскольку соответствующих доказательств материалы административного не содержат, административным ответчиком таких доказательств не представлено.
Наименование помещений "кабинет" не тождественно наименованию "офис" исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 НК РФ, следовательно, площадь всех помещений, имеющих наименование "кабинет" не имеет правового значения и не может являться условием включения помещения в перечень объектов недвижимого имущества.
Иной технической документации (документов технического учета (инвентаризации)), содержащей сведения о наименовании, разрешенном использовании и назначении помещений, входящих в спорное нежилое помещение, а также в здание, в котором оно расположено, в материалах административного дела не имеется.
Из анализа приведенной выше документации следует, что документы технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости с кадастровым номером 63:01:0902001:721, а также здания с кадастровым номером 63:01:0902001:1061, в котором оно расположено, не подтверждают наличие помещений площадью не менее 20% общей площади здания, имеющих назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорный объект недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости в Перечень на 2023 год включению также не подлежало.
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402, вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется министерством имущественных отношений Самарской области (далее - уполномоченный орган) с учетом положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются: сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН); документы технического учета (инвентаризации); акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.
В подтверждение соответствия спорного объекта недвижимости требованиям пункта 2 части 1 статьи 378.2 НК РФ в материалы дела представлен акт осмотра объекта недвижимого имущества (помещения с кадастровым номером N) от 7 июля 2023 года (далее - акт от 07.07.2023), составленный Администрацией Советского внутригородского района городского округа Самара.
Из акта от 07.07.2023 следует, что нежилое помещение с кадастровым номером N используется в качестве торгово-офисного помещения "Кабельный центр".
Судебная коллегия, оценивая представленный в материалы дела акт от 07.07.2023, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что он не может являться доказательством соответствия оспариваемой нормы федеральному и региональному законодательству, поскольку фактическое использование здания в соответствии с условиями, установленными пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, он не подтверждает.
Так, к акту от 07.07.2023 не приложен расчет площади помещений, используемых указанными либо иными организациями под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, в нем не отражена информация, подтверждающая размещение в здании объектов в установленных статьей 378.2 НК РФ целях, фотоматериалы, приложенные к акту от 07.07.2023, также не подтверждают тот факт, что не менее 20% от общей площади здания используется для целей, регламентированных статьей 378.2 НК РФ.
В акте должна быть надлежащим образом зафиксирована, раскрыта и подтверждена полученными в ходе обследования доказательствами имеющаяся в распоряжении уполномоченного органа информация, что позволило бы считать правомерным включение объекта недвижимости в перечень, исходя из критерия его фактического использования. Применительно к обстоятельствам настоящего дела акт от 07.07.2023 названным критериям не отвечает.
Доводы апелляционной жалобы о правомерности включения нежилого помещения с кадастровым номером N ввиду размещения в помещении торгово-офисного помещения "Кабельный центр" не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку отсутствуют какие-либо иные доказательства фактического использования спорного объекта недвижимости в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Заключение специалиста о фактическом использовании спорного объекта недвижимости, представленное административным истцом в материалы дела, судом первой инстанции обоснованно не признано в качестве надлежащего доказательства, поскольку составлено неуполномоченным на то лицом.
С учетом изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что доказательств фактического использования не менее 20 процентов от общей площади здания под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.
Суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда, что административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилого помещения с кадастровым номером N и здания с кадастровым номером N, в котором оно расположено, критериям, установленным в статье 378.2 НК РФ.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку оспариваемое положеник противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, пункты N Приложения N2 Перечня на 2023 год подлежит признанию не действующим.
Определяя момент, с которого оспариваемые Перечни должны быть признаны недействующими, применив пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно признал N Приложения N2 Перечня на 2023 год не действующим с момента принятия нормативного правового акта.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 12 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.