Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ходус Ю.А, судей Буруновой С.В, Калугина Д.М, при ведении протокола секретарем Николаенковым Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации Межрегиональной общественной правозащитной организации "Человек и Закон" и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, по апелляционной жалобе Межрегиональной общественной правозащитной организации "Человек и закон" на решение Верховного суда Республики Марий Эл от 21 августа 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения представителя административного истца - К.О.С, представителей административного ответчика - адвоката ФИО10, ФИО1 В.Ю, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон" (далее также - Организация, административный ответчик) создана ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована Министерством юстиции Республики Марий Эл ДД.ММ.ГГГГ; сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) N; лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, является председатель Организации П.И.В.
ДД.ММ.ГГГГ Организация включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Управление) обратилось в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением о ликвидации Организации на основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1996 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
В обоснование административных исковых требований указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением проведена внеплановая документарная проверка соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям). В результате проверки выявлено осуществление Организацией видов деятельности, которые не соответствуют целям, предусмотренным её учредительными документами (уставным целям). Кроме того, выявлены отдельные нарушения законодательства Российской Федерации, которые в том числе являются неоднократными и грубыми нарушениями законодательства и Устава Организации.
Решением Верховного суда Республики Марий Эл от 21 августа 2023 года, с учетом определения об исправлении описки от 23 октября 2023 года, административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл удовлетворено;
Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон" (учетный номер N, ОГРН N) ликвидирована с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В апелляционной жалобе, с учетом дополнений к ней, Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон" просит решение Верховного суда Республики Марий Эл от 21 августа 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что судом первой инстанции неверно применены положения законодательства о территориальной сфере деятельности общественных объединений; административным ответчиком не нарушалась территориальная сфера деятельности, вместе с тем, данное нарушение не является грубым и не может послужить основанием для ликвидации; ликвидация является несоразмерной мерой реагирования на допущенные административным ответчиком нарушения действующего законодательства; судом не дана оценка отсутствию каких-либо негативных последствий деятельности организации; деятельность Организации направлена на развитие гражданского общества, признание и уважение прав человека в России; наложение дополнительных обязательств на некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование, несоразмерно ограничивает право Организации на доступ к ресурсам, как неотъемлемой части их права на свободу объединений; акт проверки не может служить доказательством причинения деятельностью Организации вреда обществу и государству, поскольку содержит лишь правовую оценку деятельности Организации административным истцом; судом необоснованно учтены нарушения, выявленные за период с 2010 по 2019 годы, поскольку при рассмотрении настоящего дела могли быть учтены только нарушения действующего законодательства, допущенные Организацией за последние три года; поскольку предупреждение в адрес административного ответчика не выносилось, судом должны быть оценена обоснованность нарушений, указанных в акте от 27 декабря 2022 года.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Управлением представлены возражения об их необоснованности и законности судебного акта.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика - адвокат П.О.Г, ФИО1 В.Ю. - доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Представитель административного истца - К.О.С. - в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N82-ФЗ, Закон об общественных объединениях).
Названный федеральный закон определяет содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, а также особенности правового положения общественных объединений, являющихся юридическими лицами (часть первая статьи 4).
Часть 2 статьи 38 Закона об общественных объединениях возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части 5 названной статьи; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
Пунктом 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) определено, что контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из подпунктов 30.7, 30.10 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, органом, принимающим решения о государственной регистрации некоммерческих организаций и осуществляющим федеральный государственный надзор за их деятельностью, является Минюст России. Полномочия административного истца по осуществлению федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций также закреплены в пункте 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705.
Согласно пункту 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; в иных случаях, предусмотренных законом (подпункты 3, 4, 6).
В силу части 1 статьи 26, абзацев третьего и четвертого части 1, части 3 статьи 44 Федерального закона N82-ФЗ общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда на основании заявления федерального органа государственной регистрации в том числе в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в случае неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами административного дела, 8 декабря 2022 года в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл поступило обращение гражданина Яндулова А.Л, содержащее информацию о нарушении Организацией законодательства Российской Федерации (проведении Организацией мероприятий за пределами Республики Марий Эл в субъектах, в которых она не имеет структурных подразделений, получении Организацией иностранного финансирования из недружественных по отношению к Российской Федерации стран и отсутствии в открытых источниках информации о целях и направлениях его расходования) и просьбу проверить соответствующие факты.
На основании пункта 41 Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2021 года N274 (далее - Административный регламент), Управлением 9 декабря 2022 года издано распоряжение N286-р о проведении в отношении Организации внеплановой документарной проверки в период с 14 по 27 декабря 2022 года.
В качестве цели проверки в названном распоряжении обозначена проверка сведений, изложенных в обращении гражданина Яндулова А.Л. от 8 декабря 2022 года; в качестве задачи - оценка соответствия деятельности организации уставным целям за период с 1 января 2020 года по 1 декабря 2022 года; в качестве предмета - соблюдение организацией обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации (в сфере деятельности некоммерческих организаций) в части соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным ее учредительными документами.
Пунктом 2 Административного регламента предусмотрено, что территориальные органы (Управление) осуществляют государственный контроль (надзор) в отношении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений.
Согласно положению пункта 32 Административного регламента осуществление государственного контроля (надзора) включает в себя следующие административные процедуры: проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов); анализ отчетов некоммерческих организаций; участие в мероприятиях некоммерческих организаций; принятие по результатам контроля мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Критерием для принятия решения о применении по результатам контроля мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, согласно положению пункта 84 Административного регламента является наличие фактов несоответствия деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям), нарушения законодательства Российской Федерации, выявленных при осуществлении административных процедур, предусмотренных пунктом 32 Административного регламента.
В соответствии с положением пункта 85 Административного регламента по результатам государственного контроля (надзора) территориальным органом (Управлением) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимается одна из следующих мер: вынесение предупреждения (внесение представления) (в отношении общественной организации право предусмотрено положением статей 38, 42 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях"); приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации (в отношении общественной организации право предусмотрено положением статьи 42 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях"); составление протокола об административном правонарушении и возбуждение дела об административном правонарушении (право предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях); направление в суд заявления о ликвидации некоммерческой организации (в отношении общественной организации право предусмотрено положением статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях", статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации); направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении их из Единого государственного реестра юридических лиц (в отношении общественной организации право предусмотрено положением статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях"); направление в суд заявления о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения; направление структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации мотивированного решения о запрете осуществления на территории Российской Федерации, заявленной для осуществления либо осуществляемой на территории Российской Федерации программы (ее
части), о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества; направление некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, мотивированного решения о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления либо осуществляемой на территории Российской Федерации программы (ее части); принятие решения об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; направление документов в органы внутренних дел, прокуратуры, иные контрольно-надзорные органы в случае выявления нарушения некоммерческими организациями нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации (территориальных органов).
Согласно подпункту 74 пункта 6 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года N26, Управление имеет право обращаться в суд с заявлением о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица, о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций.
Письмом от 12 декабря 2022 года исх.N12/03-3567 в срок, установленный пунктом 16 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктом 51 Административного регламента, Организация уведомлена Управлением о проведении в отношении нее проверки и необходимости представления в соответствии с пунктом 14 распоряжения от 9 декабря 2022 года N286-р документов для достижения целей и задач проведения проверки.
Письмом от 12 декабря 2022 года исх.N12/03-3566 в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" Управлением о проведении проверки в отношении Организации извещена Прокуратура Республики Марий Эл.
По результатам проведения проверки Управлением 27 декабря 2022 года составлен акт проверки.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в деятельности Организации установлены недостатки, отрицательно влияющие на деятельность Организации или создающие предпосылки для возникновения правонарушений, в том числе нарушений прав и законных интересов членов (участников) Организации. Так, к проверке представлены отчеты ревизора по итогам работы Организации за 2020 год (от ДД.ММ.ГГГГ) и 2021 год (от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которым ревизор Организации провел ревизию финансово-хозяйственной деятельности Организации. Однако в отчетах ревизора не отражены исследуемые документы финансово-хозяйственной деятельности Организации, источники поступления денежных средств и иного имущества, а также фактическое использование Организацией полученных денежных средства и иного имущества в цифровом выражении. Управлением сделан вывод о том, что контроль за финансовой деятельностью Организации ревизором осуществляется формально. При изучении исходящей корреспонденции Организации, представленной к проверке, установлено наличие исходящего письма от 1 августа 2022 года N14. Согласно данному письму Организация имеет антивоенную позицию по Украине и отражает отношение к действиям органов публичной власти. При этом Организацией получено иностранное финансирование не недружественных стран по отношению к Российской Федерации ("адрес"). Председателем Организации П. И.В. в марте 2021 года в "адрес" организовано информационное мероприятие по стратегическому планированию для инициативной группы ЛГБТ и родителей "Future4You".
Осуществление деятельности, связанной с темой ЛГБТ, не отвечает принципам Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года N1618-р, стратегическим национальным приоритетам, установленным в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N400, Основам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022 года N809, а также положениям Конституции Российской Федерации, определяющим вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства. В 2020, 2021 годах и на протяжении 2022 года Председатель Организации П. И.В. и иные работники (члены) Организации выезжали за пределы Российской Федерации на территорию иностранных государств ("адрес"), установить точную цель поездок не представилось возможным.
Также из Акта проверки от 27 декабря 2022 года следует, что в проверяемом периоде согласно бухгалтерским документам для Организации изготовлялись печатная, рекламная и сувенирная продукция (шоперы, логотипы на толстовки, банеры и т.д.), образцы которых к проверке Организацией не представлены. Из-за чего не представилось возможным сделать вывод о наличии на указанной продукции маркировки, предусмотренной для иностранного агента.
Организация обратилась в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным иском, в котором просила признать незаконным распоряжение Управления от 9 декабря 2022 года N286-р о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Организации, признать незаконной внеплановую документарную проверку, проведенную Управлением в отношении Организации, признать недействительными результаты указанной проверки в связи с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, признать незаконным отказ Управления в предоставлении копии обращения гражданина Я.А.П. от ДД.ММ.ГГГГ (вх.N N) и иных сведений, запрошенных Организацией для защиты своих прав и законных интересов, возложить на Управление обязанность предоставить Организации копию обращения гражданина Я.А.П. и сведения о том, в какой форме было направлено указанное обращение в адрес Управления.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в удовлетворении административного иска Организации. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что в ходе проведения Управлением проверки в деятельности Организации выявлено осуществление видов деятельности, которые не соответствуют целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям), выявлены неоднократные грубые нарушения законодательства Российской Федерации (в том числе требований, касающихся деятельности иностранных агентов, и требований по расходованию организацией денежных средств и использованию организацией иного имущества) и ее устава. Суды обеих инстанций не усмотрели нарушений в порядке проведения Управлением внеплановой документарной проверки в отношении Организации.
В абзаце втором части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях закреплено, что общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Пунктом 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях определено, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки в деятельности Организации выявлены неоднократные нарушения законодательства Российской Федерации, а именно:
1. В нарушение абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" Организацией не представлены документы, свидетельствующие о том, что опубликованы отчеты об использовании имущества за 2019, 2020, 2021 годы или обеспечена доступность ознакомления с ними;
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц. Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
В соответствии с пунктом 6.1 Устава Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории Республики Марий Эл, Калининградской области и в других субъектах Российской Федерации, но не более чем в половине субъектов Российской Федерации. Высшим руководящим органом Организации является Общее собрание членов Организации, которое созывается не реже одного раза в год.
Внеочередное собрание созывается по инициативе свыше 1/3 членов Координационного Совета или по решению Председателя Организации.
В нарушение пункта 6.1 Устава (в редакции от 22 марта 2017 года, в редакции от 9 октября 2020 года) Организацией нарушен порядок созыва Внеочередного Общего собрания членов Организации 10 сентября 2020 года, 9 октября 2020 года, 25 октября 2021 года, 30 мая 2022 года, а именно: отсутствуют соответствующие решения Координационного Совета Организации или решения Председателя Организации о созыве Внеочередного Общего собрания членов Организации 10 сентября 2020 года, 9 октября 2020 года, 25 октября 2021 года, 30 мая 2022 года.
В соответствии с пунктом 6.2 Устава (в редакции от 9 октября 2020 года) Общее собрание правомочно, если на нем присутствуют свыше половины членов Организации. Решение принимается большинством голосов присутствующих членов Общего собрания.
В нарушение пункта 6.2 Устава Организацией нарушен порядок проведения Общего собрания членов Организации 30 мая 2022 года, а именно:
- в учетном деле Организации имеется протокол Общего собрания членов Организации от 30 мая 2022 года, согласно которому членами Организации являются 14 человек.
Вместе с тем, численный состав членов Организации, согласно представленным к проверке протоколам Общего собрания членов Организации до 11 апреля 2022 года составлял 14 человек; решением Координационного Совета Организации от 11 апреля 2022 года (протокол N 2/2022) из состава членов Организации исключено 4 человека, и принят в состав членов Организации 1 человек.
Решений о приеме в члены организации в период с 11 апреля 2022 года по 30 мая 2022 года Координационным Советом Организации не принималось.
Таким образом, общее количество членов Организации на 30 мая 2022 года составляло 11 человек.
В соответствии с пунктом 6.3 Устава общее собрание правомочно решать, в том числе, следующие вопросы:
- избрание ревизионной комиссии (ревизора) из членов Организации назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора Организации сроком на три года (пункт 6.3.3 Устава в редакции от 9 октября 2020 года);
- избрание секретариата организации сроком на три года и досрочное прекращение его полномочий (пункт 6.3.4 Устава в редакции от 22 марта 2017 года, пункт 6.3.4 Устава в редакции от 9 октября 2020 года);
- определение порядка приема в состав членов Организации и исключения из числа ее членов, кроме случаев, если такой порядок определен законом (пункт 6.3.8 Устава в редакции от 22 марта 2017 года, пункт 6.3.8 Устава в редакции от 9 октября 2020 года, пункт 6.3.8 Устава в редакции от 7 октября 2022 года);
- определение размера и порядка уплаты членами Организации (членами) членских взносов и иных имущественных взносов (пункт 6.3.10 Устава в редакции от 22 марта 2017 года, пункт 6.3.10 Устава в редакции от 9 октября 2020 года, пункт 6.3.10 Устава в редакции от 7 октября 2022 года).
В нарушение вышеуказанных положений Устава общим собранием членов Организации:
- не рассмотрен вопрос о назначении аудиторской организации или индивидуального аудитора;
- не избран (переизбран) Секретариат Организации. Срок полномочий Секретариата истек 22 марта 2020 года;
- не определен порядок приема в состав членов Организации и исключения из числа ее членов;
- не определяется размер и порядок уплаты членами Организации членских взносов и иных имущественных взносов.
В соответствии с пунктом 6.7 Устава (пункт 6.7 Устава в редакции от 22 марта 2017 года, пункт 6.7 Устава в редакции от 9 октября 2020 года, пункт 6.7 Устава в редакции от 7 октября 2022 года) Координационный совет Организации:
- определяет тактику по реализации целей и задач Организации;
- созывает Общее Собрание Организации, формирует ее повестку;
- утверждает смету денежных поступлений и расходов Организации;
- избирает сопредседателя Организации из состава Секретариата сроком на три года;
- решает вопросы приема и исключения членов Организации;
- утверждает образцы удостоверений членов Организации;
- определяет структуру и штаты Секретариата Организации;
- делает заявления от имени Организации;
- утверждает положения, определяет программы и планы деятельности.
В нарушение пункта 6.7 Устава Координационный совет Организации не утверждает смету денежных поступлений, в Организации утверждается лишь смета текущих расходов; положение о представительствах Организации утверждено Председателем Организации П. И.В, тогда как утверждение Положений в Организации отнесено к компетенции Координационного Совета.
В соответствии с пунктом 6.13 Устава (пункт 6.13 Устава в редакции от 22 марта 2017 года, пункт 6.13 Устава в редакции от 9 октября 2020 года) сопредседатель Организации, в том числе:
- принимает на работу и увольняет согласно штатному расписанию сотрудников Секретариата;
- руководит текущей деятельностью в рамках реализации утвержденных программ и планов Организации, руководит финансово-хозяйственной деятельностью Организации, обеспечивает выполнение решений Координационного Совета, Председателя Организации;
- вместе с Председателем Организации без доверенности действует от имени Межрегиональной общественной правозащитной организации "Человек и Закон", разрабатывает проекты смет текущих расходов Организации и представляет их на утверждение Председателя Организации, распоряжается имуществом и денежными средствами Организации, открывает счета в банках, в пределах компетенции определенной Уставом Организации;
- отчитывается о своей деятельности перед общим собранием и Координационным советом;
- оформляет прием и выбытие из Организации её членов;
- определяет порядок и осуществляет оплату труда и нештатного состава Организации;
- издает приказы по Секретариату;
- несет ответственность перед Координационным советом за результаты финансово-хозяйственной деятельности Организации.
В нарушение пункта 6.13 Устава сопредседатель Организации не отчитывался о своей деятельности перед Координационным Советом Организации. На заседаниях Координационного Совета Организации в 2020, 2021 годах и по октябрь 2022 года вопрос об отчете Сопредседателя Организации не рассматривался.
3. В соответствии с пунктом 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с исполнительными органами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации.
Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.
В состав Координационного Совета Организации избраны единоличные исполнительные органы Председатель Организации - ФИО1 И.В, Сопредседатель Организации - П. С.В. (одновременно являлся членом Секретариата - коллегиального исполнительного органа Организации), что составляет более одной четверти состава Координационного Совета.
4. В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
В едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о шести представительствах Организации: в "адрес".
В ходе проверки было установлено, что Организация осуществляла деятельность с нарушением своей территориальной сферы деятельности, не имея в указанных ниже субъектах Российской Федерации своих структурных подразделений - организаций, отделений, филиалов или представительств:
в 2020 году: "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; "адрес") ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; "адрес" ДД.ММ.ГГГГ; "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; "адрес" ("адрес") ДД.ММ.ГГГГ; "адрес" ДД.ММ.ГГГГ; "адрес") ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; "адрес" ДД.ММ.ГГГГ; "адрес"-Черкесская Республика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; "адрес" ДД.ММ.ГГГГ; "адрес") с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
в 2021 году: "адрес" ("адрес") ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; "адрес") ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; "адрес" ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; "адрес" и "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; "адрес" и "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; "адрес" и "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; "адрес") ДД.ММ.ГГГГ; "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
в 2022 году: "адрес" ("адрес") реализация информационного мероприятия "Дороги, которые мы выбираем" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; "адрес" ДД.ММ.ГГГГ.
На проведение указанных выше мероприятий Организацией понесены расходы согласно данным бухгалтерского учета. При анализе бухгалтерских документов, представленных к проверке, установлено, что Председатель Организации П. И.В, Сопредседатель Организации П. С.В. и другие работники и члены Организации выезжали за пределы Российской Федерации на территорию иностранных государств, а именно:
Р.Е.А. (главный бухгалтер) выезжала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" "адрес", цель поездки командировка, рабочая встреча;
У.Н.В. (пресс-секретарь) выезжала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" "адрес", цель поездки участие в мероприятии;
Р.Е.А. (главный бухгалтер), В.О.В. (член, менеджер проектов), ФИО1 И.В. (Председатель) выезжали с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" "адрес", цель поездки командировка, рабочая встреча;
Васильева О.В. (член, менеджер проектов) выезжала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", цель поездки рабочая встреча по вопросу возможностей диалога представителей различных групп;
У.Н.В. (пресс-секретарь) выезжала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" "адрес", цель поездки участие в семинаре по безопасности НКО;
П. СВ. (Сопредседатель) выезжал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" ("адрес"), цель поездки рабочая встреча.
Из пояснительного письма Организации, представленного Управлению, выезды на территорию "адрес" осуществлены за счет пожертвований Хельсинского фонда по правам человека, выезды в "адрес" осуществлялись в рамках проекта "Разные дети-Равные права!".
Проект "Разные дети-Равные права!" реализуется Организацией на основании договора на целевое благотворительное пожертвование неприбыльного партнерского проекта с Pro NGO! e.V, дата начала проекта 1 февраля 2020 года.
Более каких-либо пояснений, документов по приглашению Организации и ее представителей для участия в мероприятиях за пределами Российской Федерации (письма - вызовы, брошюры, план мероприятия и т.д.) Организацией не представлено, следовательно, определить, кто являлся организатором мероприятий на территории иностранных государств, не представилось возможным.
На официальном сайте Организации Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
ДД.ММ.ГГГГ размещена информация о том, что Организация получила консультативный статус при Экономическом и социальном совете ООН (Economic and Social Council) (https://rnanandlaw.info/organizacziya-chelovek-i-zakon-poluchila- mezhdunarodnyj-status/). Участие Организации и ее членов в деятельности международной организации за пределами Российской Федерации также свидетельствует о нарушении Организацией территориальной сферы деятельности.
5. В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Организация осуществляет виды деятельности, которые не соответствуют целям (видам) деятельности Организации, предусмотренным ее уставом.
Организацией с Санкт-Петербургским благотворительным фондом "Гуманитарное действие" (ОГРН N) заключены договоры о выделении гранта:
- N от ДД.ММ.ГГГГ для осуществления проектной деятельности по благотворительному проекту "Лидеры сообщества" по приоритетному направлению конкурса поддержки малых проектов "Создание институционального потенциала, планирование и развитие лидерских качеств в контексте ВИЧ";
- N от ДД.ММ.ГГГГ для осуществления проектной деятельности по благотворительному проекту "Модель сопровождения уязвимых клиентов: модернизируем и предлагаем государству" по приоритетному направлению конкурса поддержки малых проектов "Мобилизация и внедрение системных изменений на уровне сообществ в сфере ВИЧ/ТБ";
- N от ДД.ММ.ГГГГ для осуществления проектной деятельности по благотворительному проекту "Мониторинг силами сообщества" по приоритетному направлению конкурса поддержки малых проектов "Информационные мероприятия, исследования и инновации, проводимые под эгидой сообществ в области профилактики, лечения, ухода и поддержки при ВИЧ".
В рамках реализации мероприятий, предусмотренных указанными договорами о выделении гранта, Организацией осуществлялась деятельность, направленная на работу с гражданами, употребляющими наркотики (наркозависимыми), живущими с ВИЧ и проходящими лечение в противотуберкулезной, наркологической, инфекционной больницах и наблюдающимися в Центрах СПИД, осуществлялись аутрич-выезды на улицу в местах работы женщин, оказывающих секс-услуги за деньги, осуществлялись различного рода тренинги, консультации для указанных групп граждан и т.д.
Организацией ДД.ММ.ГГГГ с гражданкой К.И.В. заключен гражданско-правовой договор в рамках реализации проекта "Объединение разных", согласно которому К.И.В. оказывала индивидуальные психологические консультации и групповые психологические консультации для граждан.
С ДД.ММ.ГГГГ Организацией реализуется проект "Разные дети - Равные права!", одним из основных направлений деятельности которого является помощь некоммерческим организациям и инициативным группам, которые работают с семьями и детьми в уязвимом положении. В рамках реализации проекта "Разные дети-Равные права!" Организацией ДД.ММ.ГГГГ с Председателем Организации П. И.В. заключен гражданско-правовой договор, предметом которого является оказание услуг по проведению информационного мероприятия по стратегическому планированию для инициативной группы ЛГБТ и родителей "Future4Yoy" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "адрес".
6. В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции, действующей до вступления в законную силу Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" - до 1 декабря 2022 года) материалы, производимые некоммерческой организацией, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалы, направляемые такой организацией в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации, информация, касающаяся деятельности такой организации, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента либо касаются деятельности такой организации.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Организация в сети Интернет имеет собственный сайт - https://manandlaw.info; группу в социальной сети "В Контакте" https://vk.com/manandlawinfo; телеграм канал - https://t.me/manandlawinfo.
На официальном сайте Организации имеется раздел "Проекты", которые реализует Организация - https://manandlaw.info/category/projects/. Один из проектов, реализуемых Организацией, является "Баркемп в Марий Эл" - https://manandlaw.info/barcamp/. Проект реализовывался Организацией в 2019, 2020 и 2022 годах.
В рамках реализации Организацией проекта "Баркемп в Марий Эл" в сети интернет имеются отдельный сайт - http://barcamp-mariel.ru/ и создана отдельная группа в социальной сети "ВКонтакте" https://vk.com/barcamp_mariel, страница является открытой.
Согласно данным сайта http://barcamp-mariel.ru/ организатором "Баркемп в Марий Эл" указана П.И.В. - Председатель Организации.
Согласно данным группы в социальной сети "ВКонтакте" - https://vk.com/barcamp_mariel П.И.В. (Председатель Организации) является организатором программы, Оля Васильева (член и руководитель проектов Организации) является организатором по бытовым и организационным вопросам.
На сайте Организации, в группе Организации в социальной сети "ВКонтакте", в телеграмм канале Организации широко освещалась тема проведения "Баркемп в Марий Эл 2022" и итоги его проведения.
Информация о проекте "Баркемп в Марий Эл 2022" и итогах его проведения есть и в группе в социальной сети "ВКонтакте" -https://vk.com/barcamp_mariel, и на сайте http://barcamp-mariel.ru/. Информация, размещенная на сайте http://barcamp-mariel.ru/ и в группе в социальной сети "ВКонтакте" - https://vk.com/barcamp_mariel аналогична информации, размещаемой Организацией и на официальном сайте Организации, в группе Организации в социальной сети "ВКонтакте" и в телеграмм канале Организации.
На реализацию проекта "Баркемп в Марий Эл" в 2022 году Организация понесла финансовые расходы.
В группе в социальной сети "ВКонтакте" - https://vk.com/barcamp_mariel регулярно размещается информация Организации.
Интернет ресурсы используются Организацией для информирования широкого круга лиц о своем проекте и ее деятельности, однако ни группа в социальной сети "ВКонтакте", ни размещаемые там материалы не имеют маркировки о том, что материалы произведены и распространяются некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента (иностранным агентом).
На сайте Организации в разделе "Проекты - Помощь ОНК" в трех вкладках "Инструментарий для проведения исследования соблюдения прав на частную жизнь в местах лишения свободы" (содержит 35 материалов), "Инструментарий для изучения ситуации с соблюдением прав людей с инвалидностью в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний" (содержит 26 материалов), "Инструментарий для изучения соблюдения прав на доступ к суду в местах лишения свободы" (содержит 18 материалов), размещены материалы, не имеющие маркировки о том, что материалы созданы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента (иностранным агентом).
В социальной сети "ВКонтакте" ДД.ММ.ГГГГ размещено информационное сообщение "Резолюция по итогам конференции представителей НКО и инициативных групп ДД.ММ.ГГГГ "Устойчивость НКО и коалиций ? предсказуемые результаты в непредсказуемое время" в рамках проекта "Разные дети - равные права!" к которому прикреплен файл "Резолюция по итогам конференции ДД.ММ.ГГГГ" в формате pdf. Данный файл не имеет маркировки о том, что материал произведен и распространяется иностранным агентом.
В ходе анализа исходящей корреспонденции Организации, представленной в рамках проверки, установлено наличие исходящих писем, направленных Организацией в органы публичной власти, организации и физическим лицам (бывшим членам Организации) без указания о том, что они направлены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента (иностранным агентом).
7. В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежит обязательному аудиту, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
В ходе проверки было установлено, что в Организации отсутствует надлежащее ведение бухгалтерского учета.
В 2020 году Организацией выплачивалась компенсация расходов на проезд добровольцев на информационные мероприятия, что подтверждается расходными кассовыми ордерами кассовой книги за 2020 год. Вместе с тем, к расходным кассовым ордерам документы, подтверждающие фактически понесенные расходы (в том числе чеки, билеты, договор на выполнение работ, акты признания затрат и др.), не приложены.
Организации выполнялись работы (оказывались услуги) по изготовлению ролл-апа, изготовлению вывески, односторонних и двухсторонних визиток, дизайн-макета, нанесению логотипа на толстовки, изготовлению баннера с проклейкой и люверсами, изготовлению шоперов с нанесением фотопечати. Расходы по указанным работам (услугам) Организацией приняты к учету, что подтверждается карточками счетов 10, 26. Вместе с тем иные документы, содержащие конкретные сведения о выполненных работах, их объеме и совершенных исполнителем действиях (расчет стоимости выполненных работ) и др, в представленных к проверке документах отсутствуют.
Согласно авансовым отчетам Председатель Организации П. И.В. и другие работники Организации выезжали за пределы Российской Федерации на территорию иностранных государств ("адрес").
В назначении авансов указано - расходы по рабочей встрече или командировка, указан период командировки и город, куда направляется подотчетное лицо.
К авансовым отчетам приложены командировочные удостоверения, чеки и электронные билеты.
Согласно пояснительному письму Организации выезды на территорию "адрес" осуществлены за счет пожертвований Хельсинского фонда по правам человека, выезды в Киргизию осуществлялись в рамках проекта "Разные дети-Равные права!". Проект "Разные дети-Равные права!" реализуется Организацией на основании договора на целевое благотворительное пожертвование неприбыльного партнерского проекта с Pro NGO! e.V, дата начала проекта ДД.ММ.ГГГГ. Более каких-либо пояснений, документов по приглашению на участие в мероприятиях за пределами Российской Федерации (письма - вызовы, брошюры, план мероприятия и т.д.) Организацией не представлено. Исходя из представленных к проверке документов, сделать вывод о целевом расходовании Организацией указанных денежных средств не представилось возможным.
8. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
В Организации отсутствует самостоятельный баланс и (или) смета. К проверке Организацией представлена лишь плановая смета текущих расходов по проектам на 2020 и 2021 годы. Вместе с тем, в представленных сметах отсутствуют статьи расходов.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Организация привлекалась к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 КоАП РФ.
16 декабря 2016 года прокурором города Йошкар-Олы в адрес Организации было внесено представление об устранении нарушений требований статьи 8, статьи 15, статьи 20, статьи 28, статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", статьи 5, статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 38 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Несоблюдение Организацией положений Устава, части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" также выявлялось Управлением в деятельности Организации в 2010 и 2019 годах при проведении плановых проверок (акт проверки от 30 августа 2010 года и акт проверки от 29 ноября 2019 года), и при проведении в 2016 году проверки Организации Прокуратурой города Йошкар-Олы.
Нарушения территориальной сферы деятельности, то есть нарушения требований статьи 14 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" выявлялись Управлением в деятельности Организации при проведении плановых проверок в 2014 и в 2019 годах (акт проверки от 12 декабря 2014 года, акт проверки от 29 ноября 2019 года).
Нарушение требований абзаца 5 пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" выявлялось Управлением в деятельности Организации в 2019 году при проведении плановой проверки (акт проверки от 29 ноября 2019 года), а также в 2016 году при проведении проверки Организации Прокуратурой города Йошкар-Олы.
10 февраля 2020 года Управление обратилось в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением о ликвидации Организации на основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1996 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" в связи с неоднократными и грубыми нарушениями Организацией законодательства Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 6 июля 2020 года, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 октября 2020 года, в удовлетворении административного иска Управления было отказано.
Верховный Суд Республики Марий Эл, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, в своем решении от 6 июля 2020 года указал на то, что факты неоднократных нарушений Организацией статьи 5 пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьи 14, статьи 20, статьи 28, части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях", пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, были установлены в судебном заседании.
Суд первой инстанции, дав оценку имеющимся доказательствам в их совокупности, пришел к обоснованному выводу, что грубыми нарушениями в деятельности Организации является осуществление Организацией деятельности не соответствующей целям (видам) деятельности, предусмотренным ее уставом; неоднократное несоблюдение Организацией территориальной сферы деятельности; неоднократное несоблюдение Организацией обязанностей, предусмотренных для некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
Судом первой инстанции приняты во внимание разъяснения, приведенные в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 64, согласно которым, сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.
С учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, документов, судом принято верное решение об удовлетворении административного иска, поскольку выявленные нарушения являются в своей совокупности существенными для принятия решения о ликвидации Межрегиональной общественной правозащитной организации.
Является несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что отсутствие маркировки и неразмещение отчетов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не составляет грубого нарушения закона, не создает реальную угрозу и не влечет причинение серьезного вреда общественным интересам и правам граждан.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан К, С.С. и Ю." указано, что федеральный законодатель, устанавливая в абзаце втором пункта 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях и в части 6 статьи 29 Закона об общественных объединениях обязанность некоммерческой организации (общественного объединения), намеревающейся после государственной регистрации получать денежные средства и иное имущество от иностранных источников и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, до начала участия в политической деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, руководствовался необходимостью обеспечения прозрачности (открытости) финансовой (имущественной) составляющей деятельности некоммерческих организаций, имеющих намерение участвовать в политической деятельности на территории Российской Федерации с целью оказания влияния на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику.
Такая деятельность как по содержанию, так и по последствиям, на наступление которых она рассчитана, не ограничивается собственными (внутренними) нуждами некоммерческой организации, а со всей очевидностью затрагивает как публично-правовые интересы в целом, так и права и свободы всех граждан, поскольку именно они в силу статьи 18 Конституции Российской Федерации определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Исходя из этого возложение на некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование и участвующие в политической деятельности на территории Российской Федерации, обязанности в уведомительном порядке заявить о себе в качестве некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, по смыслу статей 2, 18, 24 (часть 2), 29 (часть 4) и 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными целями и ценностями, поскольку оно направлено на обеспечение информированности всех заинтересованных лиц об участии иностранных субъектов (государств, организаций или индивидов) в денежной и (или) иной материальной поддержке некоммерческих организаций, принимающих участие в политической деятельности, имеющей целью оказание воздействия на содержание решений органов государственной власти и проводимую ими государственную политику, а также на формирование соответствующего общественного мнения.
Исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами, подтверждается, что административный ответчик, систематически не соблюдая требования действующего законодательства, не размещая информацию о выполнении функций иностранного агента, не обеспечивает публичность своей деятельности, препятствует должному общественному контролю, нарушает права граждан на достоверную информацию о деятельности, тем самым допускает грубые нарушения законодательства Российской Федерации.
Учитывая, что получение некоммерческими организациями денежных средств и иного имущества от иностранных источников не исключает возможности их использования для оказания влияния на государственные органы Российской Федерации в интересах таких источников, законодательное выделение некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, согласуется также с положениями Конституции Российской Федерации о суверенной государственности России и о признании носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонационального народа (преамбула; статья 3, часть 1 Конституции Российской Федерации).
Вопреки доводам апелляционной жалобы об отсутствии нарушений территориальной сферы деятельности, в ходе рассмотрения дела установлено, что при наличии в едином государственном реестре юридических лиц сведений о шести представительствах Организации: в "адрес", "адрес", "адрес", "адрес" областях, в "адрес" и в городе "адрес", Организация осуществляла свою деятельность на территориях "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес" областей, "адрес" Республики, "адрес" Республики, "адрес" Республики, Республики "адрес", Республики "адрес", "адрес", не имея в указанных субъектах представительств; кроме того Организация осуществляла свою деятельность за пределами Российской Федерации; на проведение указанных выше мероприятий Организацией понесены расходы согласно данным бухгалтерского учета.
Согласно пятому абзацу пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", несоблюдение территориальной сферы деятельности является грубым, неустранимым нарушением, являющимся достаточным основанием для ликвидации общественного объединения.
Установив совершение Организацией грубых, неустранимых нарушений, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для применения крайней меры публично-правовой ответственности в виде ликвидации общественного объединения. При этом судом учтено, что совокупность допущенных Организацией грубых нарушений законодательства, длительный период времени, в течение которого они допускались, системный характер этих нарушений свидетельствует о том, что данная мера ответственности отвечает принципу соразмерности, является обоснованной и необходимой в демократическом обществе для защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства.
В связи с этим, судебная коллегия отклоняет доводы Организации о несоразмерности примененной меры ответственности, которая не учитывает осуществление Организацией социально-значимой деятельности, поскольку намеренное игнорирование требований закона и Устава Организации не может быть оправдано характером деятельности административного ответчика.
Утверждение административного ответчика о формальности допущенных нарушений, которые не повлекли причинения какого-либо вреда третьим лицам или государственным интересам, не соответствует статье 44 Федерального закона N82-ФЗ, не предусматривающей в качестве условия к ликвидации общественной организации наступление в результате допущенных грубых нарушений закона негативных последствий, в связи с чем не может служить основанием к отмене решения суда.
Возложение на некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование, обязанности в уведомительном порядке заявить о себе в качестве некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, по смыслу статей 2, 18, 24 (часть 2), 29 (часть 4) и 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными целями и ценностями, поскольку оно направлено на обеспечение информированности всех заинтересованных лиц.
Ссылка административного ответчика в апелляционной жалобе на то, что в его адрес контролирующими органами не выносилось предупреждений (представлений) об устранении нарушений, не влияет на законность вынесенного решения.
Исходя из части 1 статьи 44 Закона об общественных объединениях неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов являются самостоятельным основанием для ликвидации общественного объединения, что не требует предварительной процедуры предупреждения, которое может быть вынесено органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, в случае выявления допущенных общественным объединением нарушений.
Судом первой инстанции верно отмечено, что в силу того, что на момент окончания проведения Управлением внеплановой проверки в отношении Организации действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", Управлением были приняты такие меры государственного реагирования как подача административного иска в суд.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела, не получили бы надлежащую правовую оценку в решении суда и могли бы послужить основанием для отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 21 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегиональной общественной правозащитной организации "Человек и закон" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный суд Республики Марий Эл.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.