Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Рогожиной Е.В, при секретаре Юриной Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованиям системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Ульяновская сетевая компания" о признании недействующими в части приказов Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области: от 22 ноября 2022 года N 97-П "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год", от 27 декабря 2022 года N 357-П "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2023 год", по апелляционной жалобе Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 25 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, возражения представителя акционерного общества "Ульяновская сетевая компания" ФИО6, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее - Агентство, тарифный орган) от 22 ноября 2022 года N 97П "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год" (далее - Приказ N 97-П) установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Ульяновской области, поставляемой прочим потребителям (Приложение N 1).
В пункте 2 таблицы 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ульяновской области на 2023 год" Приложения N 1 к указанному приказу для Акционерного общества "Ульяновская сетевая компания" (далее - АО "УСК") утверждена необходимая валовая выручка (далее -НВВ" в размере "данные изъяты" тыс. руб.
Приказ опубликован 24 ноября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер опубликования - 7301202211240001.
Приказом Агентства от 27 декабря 2022 года N357-П "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2023 года" (далее - Приказ N 357-П) установлены индивидуальные тарифы для взаиморасчета между публичным акционерным обществом "Россети Волга" (далее - ПАО "Россети Волга" и АО "УСК", между обществом с ограниченной ответственностью "ЭнергопромГрупп" (далее - ООО "ЭнергопромГрупп") и АО "УСК".
Приказ опубликован 29 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер опубликования - 7301202212290003.
АО "УСК" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Приказ N 97-П в части установления НВВ для АО "УСК" без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (пункт 2 таблицы 1 "Размер экономически основанных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ульяновской области на 2023 год"; Приказ N 357-П в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО "Россети Волга" и АО "УСК" на территории Ульяновской области (пункт 4 приложения к указанному приказу); в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "ЭнергопромГРУПП" и АО "УСК" на территории Ульяновской области (пункт 28 приложения к приказу).
В обоснование иска указано, что при расчете НВВ на 2023 год в её состав не были включены предусмотренные утвержденной в установленном законом порядке инвестиционной программой на 2022-2026 годы расходы на её исполнение в размере 65 805, 81 тыс. руб. - прибыль на капитальные вложения. АО "УСК" не согласно с утвержденным размером НВВ и, соответственно, с установленным на основе НВВ размером индивидуального тарифа для взаиморасчета с ПАО "Россети Волга" и ООО "ЭнергопромГРУПП", поскольку утвержденный размер НВВ является экономически необоснованным и не позволит АО "УСК" выполнить мероприятия, предусмотренные Федеральным законом N 522-ФЗ от 27 декабря 2018 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части выполнения АО "УСК" обязанности по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию приборов учета электрической энергии её потребителям. Это, в свою очередь, может привести к неоплате потребителями электрической энергии.
Решением Ульяновского областного суда от 25 сентября 2023 года требования административного истца удовлетворены, признаны недействующими со дня принятия: строка 2 таблицы N 1 Приложения N 1 к приказу от 22 ноября 2022 года N 97-П (размер НВВ для АО "УСК");
- строки 4 и 28 приложения к приказу от 27 декабря 2022 года N 357-П (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО "Россети Волга" и АО "УСК", между ООО "ЭнергопромГРУПП и АО "УСК").
В апелляционной жалобе Агентство ставит вопрос об отмене решения суда как принятого при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены возражения.
ПАО "Россети Волга" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также возражений на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ, Закон об электроэнергетике) и утвержденными во исполнение данного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 год N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к их форме и виду, опубликованы в установленном порядке и по данным основаниям не оспариваются.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования и Правилами регулирования цен.
Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике. Правила регулирования цен определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пунктом 2 Основ ценообразования).
Судом первой инстанции установлено, что АО "УСК" является территориальной сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства на территории Ульяновской области.
В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования при установлении тарифа для АО "УСК" применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Период регулирования - 2022-2026 годы.
Пунктом 38 Основ предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 настоящего документа и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, к которым, в частности, относится величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Неподконтрольные расходы в соответствии с пунктом 11 Методических указаний N 98-э включают в себя, в том числе, расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли (в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования) (тыс. руб.).
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. При этом при применении метода долгосрочной индексации темп роста одноставочного единого (котлового) тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год 1-го долгосрочного периода регулирования не превышает темпа, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год (абзац 20 пункта 38 Основ ценообразования).
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка НВВ, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Аналогичные положения предусмотрены в главе II Методических указаний N 98-э.
Так, в пункте 4 Методических указаний N 98-э указано, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV настоящих Методических указаний необходимой валовой выручки.
В пункте 11 Главы III Методических указаний N 98-э приведена формула (1) для расчета НВВ первого года регулирования, которая включает в себя показатель НР1 - неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, для базового года долгосрочного периода регулирования.
При этом неподконтрольные расходы состоят, в том числе, из расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли, которые определяются в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования. Указанные расходы с учетом возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, не могут превышать 12% от НВВ регулируемой организации, определенной в соответствии с настоящими Методическими указаниями без учета расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли и налога на прибыль на капитальные вложения, расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга).
Пунктом 32 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении, с учетом особенностей, предусмотренных абзацами вторым - десятым настоящего пункта.
Таким образом, размер расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли, подлежащих включению в НВВ, определяется на основе утвержденной инвестиционной программы, с учетом ограничения указанных расходов размером 12% от НВВ, рассчитанной в соответствии с Методическими указаниями.
Приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области N 197-од от 23 сентября 2021 года была утверждена инвестиционная программа АО "УСК" на 2022-2026 годы.
Согласно указанной инвестиционной программе размер инвестиций на 2023 год составил 110, 0228 млн. руб. Источниками финансирования инвестиционной программы явились амортизация - "данные изъяты" млн. руб. и прибыль на капитальные вложения - "данные изъяты" руб.
При этом "данные изъяты" млн. руб. инвестиционной программы предусмотрены на организацию интеллектуальной системы учета электроэнергии - для выполнения мероприятий, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ.
Инвестиционная программа административного истца на 2022-2026 годы до её утверждения во исполнение пункта 19 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года N 977, была направлена в Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области для согласования.
Согласно пункту 49 указанных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения уведомления о принятии к рассмотрению проекта инвестиционной программы представляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключения по результатам рассмотрения проекта инвестиционной программы и при наличии замечаний - исчерпывающий перечень таких замечаний в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) вместе с заключением по результатам рассмотрения проекта инвестиционной программы направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оценку: ценовых (тарифных) последствий выполнения указанной инвестиционной программы на период ее реализации; соответствия указанного проекта инвестиционной программы значениям целевых показателей надежности и качества услуг, установленным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для целей формирования инвестиционной программы.
18 августа 2021 года Агентство направило в адрес Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды заключение по инвестиционной программе АО "УСК", в котором приведена оценка ценовых (тарифных) последствий выполнения инвестиционной программы на период ее реализации в отношении 2022 года, а также оценка соответствия проекта инвестиционной программы значениям целевых показателей надежности и качества услуг, установленным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) для целей формирования инвестиционной программы; указано, что проект скорректированной инвестиционной программы АО "УСК на период 2022-2026 года содержит расчет целевых значений показателей надежности и качества на 2022-2026 годы и соответствует уровню долгосрочных параметров регулирования
В связи с вышеизложенным суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что инвестиционная программа была утверждена в установленном законом порядке.
Действующим законодательством предусмотрена возможность корректировки НВВ на очередной период регулирования путем исключения из НВВ расходов на реализацию не исполненных инвестиционных проектов в прошлом периоде регулирования (абзац 8 пункта 32 Основ ценообразования). Однако полное исключение расходов по статье "Прибыль на капитальные вложения", предусмотренных инвестиционной программой, из НВВ текущего периода регулирования, действующим законодательством не предусмотрено.
Из экспертного заключения по определению (корректировке) НВВ на услуги по передаче электрической энергии АО "УСК" на 2023 года по методу долгосрочной индексации НВВ следует, что корректировка НВВ на 2023 год в связи с изменением (неисполнение) инвестиционной программы за 2021 год Агентством не производилась, составила 0, 00 тыс. руб.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для исключения из состава НВВ АО "УСК" на 2023 год расходов по статье "Прибыль на капитальные вложения".
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законодательство о тарифном регулировании в сфере электроснабжения не исключает возможности установления тарифов выше или ниже их предельных уровней при соблюдении требований части 7 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Если в процессе расчета тарифов в электроэнергетике будет установлена необходимость превышения предельных уровней тарифов, органу регулирования надлежит в установленные законодательством сроки направить в Федеральную антимонопольную службу заявление о согласовании решения об установлении тарифов выше максимального в соответствии с Порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 8 ноября 2019 года N 1483/19 (далее - Порядок N 1483/19)
Вопреки доводам жалобы, с учетом положений пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, Порядка согласования решений N 1483/19, правомерными являются выводы суда об обязанности органа регулирования в случае превышения предельных уровней тарифов направить в Федеральную антимонопольную службу заявление о согласовании решения об установлении тарифов выше максимального.
Вместе с тем, обязанность направить в ФАС России заявление о согласовании решения об установлении тарифов выше максимального в соответствии с указанным Порядком, Агентством по отношению к АО "УСК" не выполнена, доказательств соблюдения данного порядка в материалы дела не представлено.
В связи с чем довод апелляционной жалобы о том, что невключение суммы расходов по статье "Прибыль на капитальные вложения" в состав НВВ на 2023 год было обусловлено необходимостью установления тарифа не выше предельного уровня тарифа, установленного приказом ФАС России, не может быть признан обоснованным.
Поскольку НВВ АО "УСК" на 2023 год рассчитана неверно, то и размер индивидуального тарифа для взаиморасчета с ПАО "Россети Волга" и ООО "ЭнергопромГРУПП", рассчитанный на основе размера НВВ сетевой организации, определенного с ошибкой, также является неверным.
Довод апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения суда в случае удовлетворения требований истца, поскольку законодательством запрещено установление тарифов на прошлый период, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку в данном случае имеет место не установление тарифов вновь и распространение их на прошлый период, а приведение в соответствии с действующим законодательством первоначального решения органа тарифного регулирования, устанавливающего тарифы на очередной период регулирования.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в решении.
Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применены положения тарифного законодательства, верно определены юридически значимые обстоятельства, надлежаще оценены представленные сторонами доказательства, а постановленный судебный акт является законным и обоснованным.
При разрешении настоящего дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену принятого решения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ульяновского областного суда от 25 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Ульяновский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.