Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ходус Ю.А, судей Мироновой Н.В, Буруновой С.В, при секретаре судебного заседания Николаенкове Д.А.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Министерству имущественных отношений "адрес" об оспаривании в части нормативных правовых актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений "адрес" по доверенности ФИО6 на решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, объяснения представителя административного истца ОАО "РЖД" - ФИО7, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregioN.ru, ДД.ММ.ГГГГ, в печатном издании "Волжская коммуна", N(30741) ДД.ММ.ГГГГ определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, в печатном издании "Волжская коммуна", N(30955) ДД.ММ.ГГГГ определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, на официальном интернет-портале http://pravo.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ, определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее по тексту - ОАО "РЖД") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия:
- приказа министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год" в части включения в него под пунктом 7148 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N под пунктом 5258 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, под пунктом 16360 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, под пунктом 8944 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N
- приказа министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год" в части включения в него под пунктом 6287 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, под пунктом 4690 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, под пунктом 14228 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, под пунктом 7833 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N
- приказа министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год" в части включения в Приложение N под пунктом 6193 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, под пунктом 4622 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, под пунктом 14047 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, под пунктом 7725 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N;
- приказа министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" в части включения в Приложение N под пунктом 6094 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, под пунктом 4552 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, под пунктом 13834 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 63:23:0000000:4601, обосновывая свою позицию тем, что является собственником нежилых зданий, наименование, назначение и фактическое использование которых не соответствуют критериям объектов недвижимости в целях применения положений ст.378.2 Налогового кодекса РФ.
Административный истец ОАО "РЖД" полагает, что включение принадлежащих ему на праве собственности объектов с кадастровыми номерами N, в оспариваемые Перечни, нарушаются его права и законные интересы общества, так как налог на принадлежащие обществу объекты недвижимости, исчисляется из их кадастровой стоимости, то есть в повышенном размере.
Решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования ОАО "РЖД" об оспаривании нормативных правовых актов, удовлетворены.
С решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ не согласилось Министерство имущественных отношений "адрес", предъявив апелляционную жалобу, в которой содержится требование об отмене упомянутого решения суда.
В обоснование требований, изложенных в апелляционной жалобе, Министерства имущественных отношений "адрес" указало, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права, а так же неправильно определены обстоятельства административного дела. Спорные здания, принадлежащие на праве собственности административному истцу включены в оспариваемые пункты Перечней на 2020-2023 годы согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером N имеет наименование "нежилое административное здание", расположено на земельном участке имеющим вид разрешенного использования "под административное здание с прилегающей территорией", нежилое здание с кадастровым номером N имеет наименование "нежилое 2-х этажное здание конторы", нежилое здание с кадастровым номером N имеет наименование " нежилое здание конторы", нежилое здание с кадастровым номером N имеет наименование "нежилое административное здание". Указанные наименования спорных объектов недвижимости позволяют отнести их к объектам, предназначенным в целях размещения объектов административного назначения, что свидетельствует о правомерном включении зданий в оспариваемые пункты Перечней.
"адрес" представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы о их необоснованности и законности принятого судебного решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции с применением систем видео-конференц связи представитель административного истца ОАО "РЖД" - ФИО7 просила решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, в удовлетворении доводов апелляционной жалобы - отказать.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представитель административного истца ОАО "РЖД" - ФИО7, участвующей в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 310 части 2 пунктов 1-4 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом первой инстанции при рассмотрении данного административного дела.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации к региональным налогам относятся налог на имущество организаций.
В соответствии с пунктом 67 части 1 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение, в том числе вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов, определения элементов налогообложения по федеральным налогам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
В соответствии с пунктом 2 Постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" министерство имущественных отношений "адрес" определено уполномоченным органом исполнительной власти "адрес" на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствие со статьей "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории "адрес" порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории "адрес" порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ГД "О нормативных правовых актах "адрес"" министерства и иные органы исполнительной власти "адрес", их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений "адрес" изданы приказы:
- от ДД.ММ.ГГГГ N, которым определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год;
- от ДД.ММ.ГГГГ N, которым определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год;
- от ДД.ММ.ГГГГ N, которым определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год;
- от ДД.ММ.ГГГГ N, которым определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год.
При рассмотрении и разрешении административного дела, суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативно правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений "адрес" с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правого акта и введение его в действие, порядку опубликования и по указанным основаниям не оспаривается.
ОАО "РЖД" обратилось в Самарский областной суд ДД.ММ.ГГГГ с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими со дня принятия:
- пункт 7148, пункт 5258, пункт 16360, под пункт 8944 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, утвержденного приказом N от ДД.ММ.ГГГГ министерства имущественных отношений "адрес" "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год";
- пункт 6287, пункт 4690, пункт 14228, пункт 7833 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, утвержденного приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год";
- пункт 6193, пункт 4622, пункт 14047, пункт 7725 Приложения N к Перечню объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, утвержденного приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год";
- пункт 6094, под пункт 4552, пункт 13834 Приложения N к Перечню объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, утвержденного приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год".
Решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление ОАО "РЖД" было удовлетворено.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, которым министерство имущественных отношений "адрес" уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал правильный вывод о несоответствии оспариваемых норм федеральному и региональному законодательству, обоснованно констатировав, что спорные объекты недвижимости не отвечают признакам, содержащимся в статье 378.2 НК РФ.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права, соответствуют материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат:
- здание с кадастровым номером N, площадью 408, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 100-101 т. 1); назначение - нежилое, наименование - административное здание, расположено в пределах объекта с кадастровым номером N - земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - под административное здание с прилегающей территорией;
- здание с кадастровым номером N, площадью 772 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", б/н (выписка из ЕГРН N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 104-105 т. 1); назначение - нежилое, наименование - здание 2-х этажное контора, расположено в пределах объекта с кадастровым номером N - земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - под объекты транспорта железнодорожного;
- здание с кадастровым номером N, площадью 104, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 116-117 т. 1); назначение - нежилое, наименование - здание конторы, расположено в пределах объекта с кадастровым номером N - земельный участок категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования - для размещения лесопитомника;
- здание с кадастровым номером N, площадью 329 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"-1 (выписка из ЕГРН N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 124-125 т. 1), назначение - нежилое, наименование - здание административное, расположено в пределах объекта с кадастровым номером N участок, категория земель ? земли населенных пунктов, виды разрешенного использования ? железная дорога 6-ой Сызранской дистанции пути Куйбышевской железной дороги.
В Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, утвержденного приказом N от ДД.ММ.ГГГГ министерства имущественных отношений "адрес" "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год" включены под пунктом 7148 объект с кадастровым номером N, под пунктом 5258 - объект с кадастровым номером N, под пунктом 16360 - объект с кадастровым номером N под пунктом 8944 - объект с кадастровым номером N
В Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, утвержденного приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год" включены под пунктом 6287 - объект с кадастровым номером N под пунктом 4690 - объект с кадастровым номером N, под пунктом 14228 - объект с кадастровым номером N, под пунктом 7833 - объект с кадастровым номером N.
В Приложение N к Перечню объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, утвержденного приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год" включены под пунктом 6193 - объект с кадастровым номером N, под пунктом 4622 - объект с кадастровым номером N, под пунктом 14047 - объект с кадастровым номером N под пунктом 7725 - объект с кадастровым номером N
В Приложение N к Перечню объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, утвержденного приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" включены под пунктом 6094 - объект с кадастровым номером N, под пунктом 4552 - объект с кадастровым номером N, под пунктом 13834 - объект с кадастровым номером N.
Согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером N, имеет назначение - нежилое, наименование - административное здание, данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером N, имеет назначение - нежилое, наименование - здание 2-х этажное контора, данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером N, имеет назначение - нежилое, наименование - здание конторы, данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером N имеет назначение - нежилое, наименование - здание административное, данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Согласно ответу Управления Росреестра по "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ, в целях нормализации данных ЕГРН в кадастр недвижимости внесены сведения о расположении объекта с кадастровым номером N в границах земельного участка с кадастровым номером N; о расположении объекта с кадастровым номером N в границах земельного участка с кадастровым номером N расположении объекта с кадастровым номером N в границах земельного участка с кадастровым номером N
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N
Земельный участок с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, внесен в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования - "под административное здание с прилегающей территорией" (выписка из ЕГРН N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 79-84 т. 2).
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", б/н, расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N
Земельный участок с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, внесен в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования - "под объекты транспорта железнодорожного" (выписка из ЕГРН N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 79-84 т. 2).
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N
Земельный участок с кадастровым номером N, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, внесен в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования - "для размещения лесопитомника" (выписка из ЕГРН N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 85-91 т. 2).
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"-1, расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N.
Земельный участок с кадастровым номером N:14, внесен в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования "железная дорога 6-ой Сызранской дистанции пути Куйбышевской железной дороги" (выписка из ЕГРН N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 92-96 т. 2).
Из материалов дела следует, что на юридически значимые даты - на даты утверждения оспариваемых в части Перечней на 2020 год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N), на 2021 год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N), на 2022 год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N), на 2023 год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N) спорные объекты недвижимости с кадастровыми номерами N располагались на земельных участках с кадастровыми номерами N, имеющими виды разрешенного использования - "под административное здание с прилегающей территорией", "под объекты транспорта железнодорожного", "для размещения лесопитомника", "железная дорога 6-ой Сызранской дистанции пути Куйбышевской железной дороги", соответственно.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412 в соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Вышеуказанными приказами земельные участки с кадастровыми номерами N имеющими виды разрешенного использования - "под административное здание с прилегающей территорией", "под объекты транспорта железнодорожного", "для размещения лесопитомника", "железная дорога 6-ой Сызранской дистанции пути Куйбышевской железной дороги", не отнесены к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Судебная коллегия, проанализировав вышеуказанные нормы, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, а также позицию административного истца, пришла к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка, безусловно, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. С выводами суда первой инстанции о том, что спорные здания с кадастровыми номерами N, не могли быть включены в Перечни на 2020, 2021, 2022, 2023 гг, а так же спорное здание с кадастровым номером N, не могло быть включено в Перечни на 2020, 2021, 2022 годы, по указанному основанию, суд апелляционной инстанции соглашается.
Таким образом, для включения в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
ППК "Роскадастр" по "адрес" в материалы дела представлена техническая документация на спорные объекты недвижимости.
В соответствии с документами технического учета - техническим паспортом на "административное здание", составленным филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по городу Самаре по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, спорный объект недвижимости имеет назначение - "производственное", расположен по адресу: "адрес", имеет площадь 408, 6 кв.м, экспликация поэтажного плана с отражением назначения частей помещений (комнат) отсутствует (инвентарный материал N по домовладению из приложения к материалам административного дела Nа-2045/2023).
В соответствии с документами технического учета - техническим паспортом на "здание 2-х этажное контора", составленным филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по городу Самаре по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, спорный объект недвижимости имеет назначение "вспомогательное", расположен по адресу: "адрес", б/н, имеет площадь 772, экспликация поэтажного плана с отражением назначения частей помещений (комнат) отсутствует (инвентарный материал N по домовладению из приложения к материалам административного дела Nа-2045/2023)..
В соответствии с документами технического учета - техническим паспортом на "здание конторы", составленным филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по городу Самаре по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, спорный объект недвижимости имеет назначение "административное", расположен по адресу: "адрес", экспликация поэтажного плана с отражением назначения частей помещений (комнат) отсутствует (инвентарный материал N по домовладению из приложения к материалам административного дела Nа-2045/2023)..
В соответствии с документами технического учета - техническим паспортом на "здание административное", составленным Самарским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, спорный объект недвижимости имеет назначение "нежилое", расположен по адресу: "адрес", имеет площадь 329 кв.м. (инвентарный материал N по домовладению из приложения к материалам административного дела Nа-2045/2023).
В соответствии с экспликацией к поэтажному плану строения, помещения в здании имеют следующее назначение:
1 этаж: помещение (10), коридор (3), лестничная клетка (1), 2 этаж: помещение (5), коридор (2), лестничная клетка (1), 3 этаж: помещение (8), коридор (2).
Помещений, подпадающих под критерии ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно сведениям, содержащимся в указанном техническом паспорте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не выявлено.
Аналогичная информация содержится в копии технических паспортов, представленных в материалах дела (л.д. 190-193, 217-221, 222-223 т. 1, л.д. 97-110 т. 2).
Судебной коллегией установлено, что помещений, подпадающих под критерии ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно сведениям, содержащимся в представленных технических паспортах по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, не выявлено.
Исследовав представленные материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу о том, что помещений, предназначение которых предполагает возможное размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в спорных объектах недвижимости не имеется, таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что спорный объект был включен в Перечни по сведениям Единого государственного реестра недвижимости отклоняются, поскольку указанные обстоятельства не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений подпунктов 1 пункта 1, пункта 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный законодатель, устанавливая с ДД.ММ.ГГГГ особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, при принятии решения о включении в Перечень объекта по его фактическому использованию как административно-делового центра, помещения в котором фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или торговым центром (комплексом), помещения в котором используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания должен иметься акт обследования фактического использования объекта недвижимости, проведенного в отношении спорного нежилого здания до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий, при условии, что содержание Акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, и (или) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
Исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, актов осмотра спорных нежилых зданий, в целях установления фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней на 2020-2023 годы, до начала налоговых периодов (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации), в материалы дела административным ответчиком представлено не было.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения принадлежащих административном истцу на праве собственности спорных зданий с кадастровыми номерами N N в Перечни на 2020, 2021, 2022, 2023 гг, а так же спорного здания с кадастровым номером N в Перечни на 2020, 2021, 2022 годы.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд первой инстанции применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признал оспариваемые пункты Перечней на 2020, 2021, 2022, 2023 годы недействующим со дня принятия.
Полагая, что нежилые здания с кадастровыми номерами N не соответствуют критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, административный истец ОАО "РЖД" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия вышеуказанных нормативных правовых актов в части, оплатив государственную пошлину в размере 18 000 рублей (платежные поручения N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 18 т. 1, л.д. 72 т. 2).
Поскольку административное исковое заявление ОАО "РЖД" было удовлетворено, в пользу административного истца обоснованно взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в вышеназванном размере.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений "адрес", - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции ("адрес") через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено - ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.