Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Савинова К.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО7, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Оганесян Рубена Сергеевича, Муллагалиева Руслана Зиннуровича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 2278 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по апелляционной жалобе Оганесян Рубена Сергеевича на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснение представителя административных истцов Борисову Р.Г, представителя административного ответчика Буксман В.А, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованном 15 декабря 2021 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Административный истец Оганесян Р.С, обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным иском, в обоснование которого указал, что является собственниками помещения с кадастровым номером "данные изъяты", находящегося в нежилом здании с кадастровым номером "данные изъяты", которое включено в пункт 2278 Перечня на 2022 год.
2 февраля 2023 года к участию в деле в качестве соистца привлечен Муллагалиев Р.З, являющийся собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами "данные изъяты", также расположенных в нежилом здании с кадастровым номером "данные изъяты". Муллагалиевым Р.З. заявлены аналогичные требования по тем же основаниям, что и Оганесян Р.С.
Административные истцы полагают, что спорное здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, в связи с чем включение здания в Перечень на 2022 год нарушает права административных истцов, так как незаконно возлагает на них обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Административные истцы просили суд признать недействующим с момента принятия Перечень на 2022 год в части включения в пункт 2278 объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты".
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2023 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Оганесян Р.С. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 2278 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 марта 2023 года исправлена описка в решении Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2023 года, указав в тексте решения суда соистцом Муллагалиева Руслана Зиннуровича.
Административный истец Оганесян Р.С. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Прокурор, участвующий в деле, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 июня 2023 года решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2023 года отменено. По делу принято новое решение, которым административное исковое заявление Оганесяна Р.С, Муллагалиева Р.З. удовлетворено. Признан недействующим со дня принятия пункт 2278 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603.
Не согласившись с апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 июня 2023 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обратилось с кассационной жалобой в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2023 года апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 июня 2021 года отменено, административное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
При новом апелляционном рассмотрении дела административный ответчик представил в суд апелляционной инстанции возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (т.5 л.д.51-52, 138-142).
При новом апелляционном рассмотрении дела административные истцы представили в суд апелляционной инстанции отзыв на возражения административного ответчика относительно апелляционной жалобы (т.5 л.д.82-86).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов Борисова Р.Г, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Буксман В.А, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснение представителя административных истцов, представителя административного ответчика, заключение прокурора, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, отзыва на возражения административного ответчика относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам (статьи 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьями 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-3 "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пунктов 1, 3, 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" к отдельным объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2 000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" (далее Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233) установлено, что в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций".
Из приведенных положений федерального и регионального законодательства следует, что в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными правовыми нормами.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" утвержден Перечень на 2022 год.
Суд, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего в юридически значимый период, статей 14, 372, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233, сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своих полномочий, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения в действие.
Из материалов дела следует, что административному истцу Оганесяну на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", административному истцу Муллагалиеву Р.З. на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами "данные изъяты", находящееся в здании с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу: "адрес".
Нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 3 308, 3 кв. м, имеет назначение - нежилое, наименование - нежилое здание, включено в пункт 2278 Перечня на 2022 год.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН), информации, предоставленной филиалом ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан, нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты" расположено на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производства продукции общественного питания. Административные истцы являются арендаторами указанного земельного участка на основании договора аренды земельного участка со множественностью лиц со стороны арендатора от 16 июня 2021 года N184-21зем и соглашений к нему от 1 сентября 2021 года (т.1 л.д.36-49, 115-123).
В целях подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов бытового обслуживания и (или) торговых объектов, могут свидетельствовать виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию под кодами 3.3 "Бытовое обслуживание" и (или) 4.3 "Рынки", 4.4. "Магазины" классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 и приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что вид разрешенного использования земельного участка "для производства продукции общественного питания" не позволяет отнести расположенный на этом земельном участке объект недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу чего указанное нежилое здание, не может быть признано объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и по виду разрешенного использования земельного участка не могло быть включено в Перечень на 2022 год.
Отклоняя доводы административного истца о том, что акт обследования фактического использования здания от 29 апреля 2021 года с выводом о расположении в спорном здании автомойки, которая визуально составляет более 20% от площади здания, составлен с нарушениями, суд указал, что имеются иные самостоятельные основания, предусмотренные пунктом 4.1 статьи 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации для включения здания в Перечень на 2022 года, а именно наличие в здании помещений общей площадью более 20 %, предназначенных для размещения торговых помещений.
Наименование здания федеральным налоговым законодательством для определения объекта в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в нем.
В материалы дела представлены технические паспорта на здание с кадастровым номером "данные изъяты"
- технический паспорт, составленный Туймазинским межрайонным филиалом государственного унитарного предприятия "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан" (далее Туймазинский межрайонный филиал ГУП "Центр УИ и ОН РБ") по состоянию на 19 июля 2007 года, согласно которому здание состоит из литера А (наименование: административно-бытовой корпус, фактическое использование по назначению) площадью 454, 2 кв. м, литера А1 (наименование: производственно-складские помещения, фактическое использование по назначению) площадью 2 854, 1 кв. м, всего общая площадь здания 3 308, 3 кв. м; по экспликации к поэтажному плану назначение помещений: фойе, моечная, туалет, душевая, торговый зал, касса, топочная, автосервис, мойка, лестничная клетка, кухня, бухгалтерия, кабинет администратора, кабинет, склад, раздевалка, коридор, подсобная комната, холодильная камера, цех; площадь помещений с назначением "торговый зал" и "касса" составляют 3, 3+55, 9+60, 3+97, 7+86, 3+95, 6+96, 6+93, 3+99, 8+237, 0= 925, 8 кв. м, что составляет 27, 98 % от общей площади здания 3308, 3 кв. м (т.2 л.д.45, 46-53, т.4 л.д.124-146, т.5 л.д.246-268);
- технический паспорт, составленный Туймазинским межрайонным филиалом государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан" (далее Туймазинский межрайонный филиал ГУП "БТИ РБ") по состоянию на 25 февраля 2009 года, согласно которому здание состоит из литера А (наименование: административно-бытовой корпус, фактическое использование: по назначению) площадью 465, 7 кв. м, литера А1 (наименование: производственно-складские помещения, фактическое использование: по назначению) площадью 2 853, 6 кв. м, литера А2 (наименование: бытовые помещения, фактическое использование: по назначению), площадью 48, 7 кв. м, всего общая площадь здания 3 368 кв. м; по экспликации к поэтажному плану назначение помещений: фойе, моечная, туалет, душевая, торговый зал, касса, топочная, производственные помещения, мойка, лестничная клетка, бытовая, кухня, бухгалтерия, кабинет администратора, кабинет, склад, архив, мучной цех, холодильная камера, цех полуфабрикатов, мясной цех, цех по приготовлению мясных блюд, кондитерский цех, цех изготовления салатов, производственный цех, обеденный зал, кладовая, раздевалка, умывальная, коридор, подсобная комната; площадь помещений с назначением "торговый зал" и "касса" составляют 3, 3+55, 9+60, 3+97, 7+98, 2+97, 7+100, 7+99, 8+99, 8+ 202, 1+9, 2+8, 2=932, 9, что составляет 27, 69 % от общей площади здания 3 368 кв. м (т.2 л.д.45, 54-64, т.4 л.д.6-25).
Также в материалы дела представлены технические паспорта и технические планы на все помещения в здании с кадастровым номером "данные изъяты".
Согласно информации представленной филиалом ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан, сведения о здании с кадастровым номером "данные изъяты" внесено в ЕГРН в рамках проведения работ по переводу архивных материалов Туймазинского межрайонного филиала ГУП "БТИ РБ" в электронный вид в соответствии с государственным контрактом от 14 февраля 2007 года N К-11/1, сведения о площади здания изменены 2 апреля 2015 года с 87, 1 кв. м на 3 308, 3 кв. м на основании технического паспорта, подготовленного ГУП "Центр УИ и ОН РБ" от 19 июля 2007 года (т.5 л.д.126).
Из материалов дела следует, что в здании с кадастровым номером "данные изъяты" помещение литера А1 было поставлено на кадастровый учет 2 апреля 2015 года как помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2 854, 1 кв. м, назначение - нежилое помещение, наименование - производственно-складские помещения, снят с кадастрового учета 3 июля 2015 года в связи с образованием (на основании кадастровых паспортов по состоянию на 10 октября 2012 года) пяти помещений (офисов) с кадастровыми номерами:
"данные изъяты" (номер помещения: офис 5) площадью 190, 9 кв. м, "данные изъяты" (номер помещения: офис 3) площадью 620, 4 кв. м, "данные изъяты" (номер помещения: офис 1) площадью 803, 3 кв. м, "данные изъяты" (номер помещения: офис 4) площадью 576, 8 кв. м, "данные изъяты" (номер помещения: офис 2) площадью 593, 9 кв. м. Согласно техническим планам от 16 марта 2015 года, 15 мая 2015 года и кадастровым паспортам от 15 мая 2015 года при разделе помещения с кадастровым номером "данные изъяты" (литера А1) на 5 офисов были произведены обмеры данных помещений и выявлено, что фактически общая площадь помещения составляет 2 785, 3 кв. м (по сведениям ГКН общая площадь 2 854, 1 кв. м), уменьшение на 68, 8 кв. м произошло за счет уточнения данных, также в технических паспортах на помещение офис 3 по состоянию на 10 октября 2012 года и 10 октября 2014 года указано, что уменьшение общей площади на 68, 8 кв. м произошло за счет уточнения данных (т.1 л.д.67, т.2 л.д.159 - оборот, т.4 л.д.70, 209, 229, т.5 л.д.15, 77-оброт, 78-79, 186-190, 218-220).
Помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 803, 3 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, номер помещения офис 1, было поставлено на государственный кадастровый учет 15 мая 2015 года, на основании технического паспорта, подготовленного Туймазинским территориальным участком Октябрьского филиала государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан" (далее Туймазинский территориальный участок Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ") по состоянию на 10 октября 2012 года, и технического плана от 16 марта 2015 года. Согласно экспликации к поэтажному плану технического паспорта по состоянию на 10 октября 2012 года в данном помещении имеется три торговых зала общей площадью 219, 5 кв. м: помещения N 12 (202, 1 кв. м), N 13 (9, 2 кв. м), N 14 (8, 2 кв. м). Аналогичный технический паспорт, с такими же номерами помещений, площадями и назначением помещений подготовлен Туймазинским территориальным участком Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 10 октября 2014 года. В соответствии с техническим планом от 25 марта 2020 года, подготовленным в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием трех помещений в результате раздела помещения с кадастровым номером "данные изъяты" (офис 1) на основании технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, образованы помещения с кадастровыми номерами: "данные изъяты" площадью 235, 8 кв. м, расположено на 1 этаже; "данные изъяты", площадью 213, 2 кв. м, расположено в подвале; "данные изъяты" площадью 233, 6 кв. м, расположено на 2 этаже; остальные помещения отнесены к местам общего пользования: N 9 (лестничная клетка 31, 6 кв. м), N 18 (лестничная клетка 22 кв. м), N 18/1 (кладовая 2, 9 кв. м), N 18/2 (коридор 8, 1 кв. м), в подвале помещение N 10 (лестничная клетка 56, 1 кв. м).
Конфигурация, размеры и площади помещений в технических паспортах по состоянию на 10 октября 2012 года, 10 октября 2014 года и техническом плане от 16 марта 2015 года и от 25 марта 2020 года полностью совпадают (т.1 л.д.70, т.2 л.д.136-142, т.3 л.д.172-196, 200-220, т.4 л.д.28-43, 160-179, 209-216, 217-226, 245-251).
Согласно данным, предоставленным филиалом ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан по состоянию на 15 декабря 2021 года установлена связь здания с кадастровым номером "данные изъяты" со следующими помещениями с кадастровыми номерами (т.5 л.д.49, 126):
- "данные изъяты", площадью 25 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, поставлено на государственный кадастровый учет 6 мая 2013 года на основании технического паспорта по состоянию на 5 февраля 2013 года и технического плана от 15 марта 2013 года, подготовленных Туймазинским территориальным участком Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ" (т.1 л.д.61, т.2 л.д.123-129, т.3 л.д.242-256, т.5 л.д.154-168);
- "данные изъяты", площадью 5, 1 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, поставлено на государственный кадастровый учет 6 мая 2013 года на основании технического паспорта по состоянию на 5 февраля 2013 года и технического плана от 15 марта 2013 года, подготовленных Туймазинским территориальным участком Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ" (т.1 л.д.62, т.2 л.д.111-116, т.4 л.д.106-120);
- "данные изъяты", площадью 7 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, поставлено на государственный кадастровый учет 6 мая 2013 года на основании технического паспорта по состоянию на 5 февраля 2013 года и технического плана от 15 марта 2013 года, подготовленных Туймазинским территориальным участком Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ" (т.1 л.д.63, т.3 л.д.154-168, т.5 л.д.170-184);
- "данные изъяты", площадью 62, 8 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, поставлено на государственный кадастровый учет 22 октября 2013 года, внесено в ЕГРН по сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), в рамках выполнения работ по верификации и гармонизации данных ЕГРП и государственного кадастра недвижимости (информационные ресурсы, используемые до 1 января 2017 года), на основании технического паспорта, подготовленного Туймазинским межрайонным филиалом ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 25 февраля 2009 года (т.1 л.д.64, т.2 л.д.105-110, т.4 л.д.154-155);
- "данные изъяты", площадью 19, 8 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, поставлено на государственный кадастровый учет 22 октября 2013 года, внесено в ЕГРН по сведениям ЕГРП, в рамках выполнения работ по верификации и гармонизации данных ЕГРП и государственного кадастра недвижимости (информационные ресурсы, используемые до 1 января 2017 года) на основании технического паспорта, подготовленного Туймазинским межрайонным филиалом ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 25 февраля 2009 года (т.1 л.д.65, т.2 л.д.98-104, т.4 л.д.253-254);
- "данные изъяты", площадью 37, 1 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, поставлено на государственный кадастровый учет 22 октября 2013 года, внесено в ЕГРН по сведениям ЕГРП, в рамках выполнения работ по верификации и гармонизации данных ЕГРП и государственного кадастра недвижимости (информационные ресурсы, используемые до 1 января 2017 года), на основании технического паспорта, подготовленного Туймазинским межрайонным филиалом ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 25 февраля 2009 года (т.1 л.д.66, т.2 л.д.65-71, т.4 л.д.250-251);
- "данные изъяты", площадью 190, 9 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, номер помещения офис 5, поставлено на государственный кадастровый учет 15 мая 2015 года, на основании технического паспорта, подготовленного Туймазинским территориальным участком Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 10 октября 2012 года, и технического плана от 16 марта 2015 года; аналогичный технический паспорт, с такими же номерами помещений, площадями и назначением помещений подготовлен Туймазинским территориальным участком Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 10 октября 2014 года (т.1 л.д.68, т.3 л.д.222-238, т.2 л.д.143-148, т.4 л.д.89-103, т.5 л.д.186-190, 218-220);
- "данные изъяты", площадью 620, 4 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, номер помещения офис 3, поставлено на государственный кадастровый учет 15 мая 2015 года, на основании технического паспорта, подготовленного Туймазинским территориальным участком Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 10 октября 2012 года, и технического плана от 16 марта 2015 года; аналогичный технический паспорт, с такими же номерами помещений, площадями и назначением помещений подготовлен Туймазинским территориальным участком Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 10 октября 2014 года, в технических паспортах на помещение офис 3 по состоянию на 10 октября 2012 года и 10 октября 2014 года указано, что уменьшение общей площади на 68, 8 кв. м произошло за счет уточнения данных (т.1 л.д.69, т.2 л.д.157-161, т.4 л.д.59-74, 229-232, 245-251);
- "данные изъяты", площадью 576, 8 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, номер помещения офис 4, поставлено на государственный кадастровый учет 15 мая 2015 года, на основании технического паспорта, подготовленного Туймазинским территориальным участком Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 10 октября 2012 года, и технического плана от 16 марта 2015 года; аналогичный технический паспорт, с такими же номерами помещений, площадями и назначением помещений подготовлен Туймазинским территориальным участком Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 10 октября 2014 года (т.1 л.д.71-оборот, т.2 л.д.162-174, т.4 л.д.75-88, т.5 л.д.3-14, 15-18, 19-26);
- "данные изъяты", площадью 593, 9 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, номер помещения офис 2, поставлено на государственный кадастровый учет 15 мая 2015 года на основании технического паспорта, подготовленного Туймазинским территориальным участком Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 10 октября 2012 года, и технического плана от 7 мая 2015 года; согласно экспликации к поэтажному плану технического паспорта по состоянию на 10 октября 2012 года назначение всех помещений площадью 593, 9 кв. м - торговый зал; аналогичный технический паспорт, с такими же номерами помещений, площадями и назначением помещений подготовлен Туймазинским территориальным участком Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 10 октября 2014 года (т.1 л.д.24, т.2 л.д.130-135, т.4 л.д.44-58, т.5 л.д.77-оброт, 78-80);
- "данные изъяты", площадью 235, 8 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, поставлено на государственный кадастровый учет 29 апреля 2020 года, на основании технического плана от 25 марта 2020 года, который подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием трех помещений в результате раздела помещения с кадастровым номером "данные изъяты" на основании технического паспорта от 10 октября 2012 года, номер помещения офис 1, согласно экспликации к поэтажному плану помещения с назначением торговые залы составляют 219, 5 кв. м: помещения N 12 (202, 1 кв. м), N 13 (9, 2 кв. м), N 14 (8, 2 кв. м) (т.1 л.д.71, т.4 л.д.160-179);
- "данные изъяты", площадью 213, 2 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, поставлено на государственный кадастровый учет 29 апреля 2020 года, на основании технического плана от 25 марта 2020 года, который подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием трех помещений в результате раздела помещения с кадастровым номером "данные изъяты" на основании технического паспорта от 10 октября 2012 года, номер помещения офис 1 (т.1 л.д.73, т.3 л.д.200-220);
- "данные изъяты", площадью 233, 6 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, поставлено на государственный кадастровый учет 29 апреля 2020 года, на основании технического плана от 25 марта 2020 года, который подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием трех помещений в результате раздела помещения с кадастровым номером "данные изъяты" на основании технического паспорта от 10 октября 2012 года, номер помещения офис 1 (т.1 л.д.74, т.3 л.д.173-182, 184-196).
Кроме того, из представленных государственным бюджетным учреждением Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" технических паспортов на здание с кадастровым номером "данные изъяты" (т.2 л.д.45-174) и технической документации, представленной филиалом ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан (т.3 л.д.151-256, т.4 л.д.1-260, т.5 л.д.1-49, 129-268) следует, что в данном здании:
- в литере А расположены помещения с кадастровыми номерами "данные изъяты", при этом помещения с кадастровыми номерами "данные изъяты" образуют помещение "данные изъяты";
- в литере А1 расположены помещения с кадастровыми номерами "данные изъяты" и помещение с кадастровым номером "данные изъяты", которое в 2020 году было разделено на три помещения с кадастровыми номерами: "данные изъяты".
Также из представленных государственным бюджетным учреждением Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" технических паспортов на здание с кадастровым номером "данные изъяты" следует, что в литере А имеются следующие нежилые помещения, на которые Туймазинский межрайонный филиал ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 25 февраля 2009 года были изготовлены самостоятельные технические паспорта, соответствующие техническим паспортам на здание с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 19 июля 2007 года и на 25 февраля 2009 года, однако данным помещениям самостоятельный кадастровый номер не присвоен:
- нежилое помещение площадью 87, 1 кв. м, этаж - подвал, номера помещений на поэтажном плане и их назначение: N 1 склад, N 2 лестничная клетка, N 3 торговый зал (60, 3 кв. м) (т.2 л.д.72-78);
- нежилое помещение площадью 59, 2 кв. м, этаж - 1, номера помещений на поэтажном плане и их назначение: N5 касса (3, 3 кв. м), N 6 торговый зал (55, 9 кв. м) (т.2 л.д.79-84);
- нежилое помещение площадью 125, 7 кв. м, этаж - 1, номера помещений на поэтажном плане и их назначение: N8, N 9, N 10 производственное помещение; этаж - антресольный, номер помещения на поэтажном плане 12, назначение - бытовая (т.2 л.д.85-91);
- нежилое помещение площадью 65, 0 кв. м, этаж - 1, номер помещения на поэтажном плане 11, назначение - мойка (т.2 л.д.92-97).
Таким образом, из материалов дела следует, что первоначально на здание с кадастровым номером "данные изъяты" был составлен технический паспорт Туймазинским межрайонным филиалом ГУП "Центр УИ и ОН РБ" по состоянию на 19 июля 2007 года, согласно которому здание состоит из литера А площадью 454, 2 кв. м, литера А1 площадью 2 854, 1 кв. м, всего общая площадь здания 3 308, 3 кв. м; по экспликации к поэтажному плану назначение помещений площадь помещений с назначением "торговый зал" и "касса" составляет 925, 8 кв. м, (27, 98 % от общей площади здания 3 308, 3 кв. м) (т.2 л.д.45, 46-53, т.4 л.д.124-146, т.5 л.д.246-268).
Затем Туймазинским межрайонным филиалом ГУП "БТИ РБ" составлен технический паспорт на здание с кадастровым номером 02:65:010708:342 по состоянию на 25 февраля 2009 года, согласно которому здание состоит из литера А площадью 465, 7 кв. м, литера А1 площадью 2 853, 6 кв. м, литера А2 площадью 48, 7 кв. м, всего общая площадь здания 3 368 кв. м; по экспликации к поэтажному площадь помещений с назначением "торговый зал" и "касса" составляет 932, 9 (27, 69 % от общей площади здания 3 368 кв. м) (т.2 л.д.45, 54-64, т.4 л.д.6-25), а также составлены технические паспорта на все помещения в данном здании, расположенные в литере А, в том числе и в отношении четырех помещений литеры А, которым не присвоен кадастровый номер.
10 октября 2012 года Туймазинский территориальный участок Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ" составил технические планы на все помещения литеры А1 площадью 2 785, 3 кв. м (поставлено на кадастровый учет 2 апреля 2015 года как помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2 854, 1 кв. м, снято с кадастрового учета 3 июля 2015 года в связи с образованием пяти помещений), в том числе отдельные технические паспорта на пять помещений (в графе номер помещений указаны офисы 1 - офис 5):
- офис 1 площадью 803, 3 кв. м, которому 15 мая 2015 года присвоен кадастровый N;
- офис 2 площадью 593, 9 кв. м, которому 15 мая 2015 года присвоен кадастровый N;
- офис 3 площадью 620, 4 кв. м, которому 15 мая 2015 года присвоен кадастровый N, в техническом паспорте указано, что уменьшение общей площади на 68, 8 кв. м произошло за счет уточнения данных;
- офис 4 площадью 576, 8 кв. м, которому 15 мая 2015 года присвоен кадастровый N;
- офис 5 площадью 190, 9 кв. м, которому 15 мая 2015 года присвоен кадастровый N.
Технические паспорта, составленные Туймазинским территориальным участком Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 10 октября 2014 года, аналогичны по содержанию техническим паспортам по состоянию на 10 октября 2012 года и 10 октября 2014 года, и отличий не имеют.
Помещение с кадастровым номером "данные изъяты", (офис 1) площадью 803, 3 кв. м, разделено на три помещения в соответствии с техническим планом от 25 марта 2020 года, подготовленным в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием трех помещений в результате раздела данного помещения на основании технического паспорта по состоянию на 10 октября 2012 года, образованы помещения с кадастровыми номерами:
"данные изъяты", площадью 235, 8 кв. м, расположено на 1 этаже;
"данные изъяты", площадью 213, 2 кв. м, расположено в подвале;
"данные изъяты", площадью 233, 6 кв. м, расположено на 2 этаже; остальные помещения отнесены к местам общего пользования: N 9 (лестничная клетка 31, 6 кв. м), N 18 (лестничная клетка 22 кв. м), N 18/1 (кладовая 2, 9 кв. м), N 18/2 (коридор 8, 1 кв. м), в подвале помещение N 10 (лестничная клетка 56, 1 кв. м).
Из материалов дела, в том числе технических паспортов и технических планов следует, что после составления технического паспорта по состоянию на 25 февраля 2009 года в здании какие-либо перепланировки и реконструкции не производились. Разделение помещений литеры А1 были вызваны необходимостью постановки на государственный кадастровый учет вновь образуемых помещений, производились без проведения работ по перепланировки и реконструкции здания и помещений в нем. Во всех технических планах, на основании которых были поставлены на государственный кадастровый учет помещения в литере А1 имеются ссылки на технические паспорта на здание по состоянию на 25 февраля 2009 года и на технические паспорта на помещения по состоянию на 10 октября 2012 года.
Судебной коллегией установлено, что по состоянию на дату принятия оспариваемого Перечня на 2022 год в здании с кадастровым номером "данные изъяты" располагались следующие помещения, которые в соответствии со сведениями, содержащимися документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривали размещение торговых объектов:
- нежилое помещение площадью 87, 1 кв. м, литера А, этаж - подвал, номера помещений на поэтажном плане и их назначение: N 1 склад, N 2 лестничная клетка, N 3 торговый зал (60, 3 кв. м), что подтверждается техническими паспортами Туймазинского межрайонного филиала ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 25 февраля 2009 года на здание и на помещение, а также техническим паспортом Туймазинского межрайонного филиала ГУП "Центр УИ и ОН РБ"по состоянию на 19 июля 2007 года, всего площадь, предназначенная для размещения торговых объектов - 60, 3 кв. м (т.2 л.д.46-53, 54-61, 72-78);
- нежилое помещение площадью 59, 2 кв. м, литера А, этаж - 1, номера помещений на поэтажном плане и их назначение: N5 касса (3, 3 кв. м), N 6 торговый зал (55, 9 кв. м), что подтверждается техническими паспортами Туймазинского межрайонного филиала ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 25 февраля 2009 года на здание и на помещение, а также техническим паспортом Туймазинского межрайонного филиала ГУП "Центр УИ и ОН РБ" по состоянию на 19 июля 2007 года, всего площадь, предназначенная для размещения торговых объектов - 59, 2 кв. м (т.2 л.д.46-53, 54-61, 79-84);
- нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", литера А1, номер помещения офис 2, площадью 593, 9 кв. м, этаж - 1, назначение всех помещений - торговый зал, номера помещений на поэтажном плане с N 1, N 2, N 3, N4, N6, N8, всего площадь, предназначенная для размещения торговых объектов 97, 7+98, 2+97, 7+100, 7+ 99, 8+99, 8 = 593, 9 кв. м, что подтверждается техническим паспортом Туймазинского межрайонного филиала ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 25 февраля 2009 года на здание, техническими паспортами на помещение, подготовленными Туймазинским территориальным участком Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 10 октября 2012 года, Туймазинским территориальным участком Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 10 октября 2014 года, техническим планом от 7 мая 2015 года, подготовленным в связи с постановкой на кадастровый учет, в котором указано, что он составлен на основании перечисленных технического паспорта на нежилые помещения по состоянию на 10 октября 2012 года и технического паспорта здания по состоянию на 25 февраля 2009 года (т.2 л.д.54-61, 130-135, т.4 л.д.44-58, т.5 л.д.77-оборот, 79, 80);
- нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 235, 8 кв. м, литера А1, этаж - 1, ранее входившее в помещение офис 1, номера помещений на поэтажном плане и их назначение: N 10 туалет (7, 1 кв. м); N 11 туалет (2, 8 кв. м), N 12 торговый зал (202, 1 кв. м), N 13 торговый зал (9, 2 кв. м), N 14 торговый зал (8, 2 кв. м), N 15 коридор (6, 4 кв. м), всего площадь, предназначенная для размещения торговых объектов - торговых залов 202, 1+9, 2+8, 2 = 219, 5 кв. м, что подтверждается техническим паспортом Туймазинского межрайонного филиала ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 25 февраля 2009 года на здание, техническими паспортами на помещение, подготовленными Туймазинским территориальным участком Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 10 октября 2012 года, Туймазинским территориальным участком Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 10 октября 2014 года; техническим планом от 16 марта 2015 года и кадастровым паспортам от 15 мая 2015 года, согласно которым произведен разделе помещения с кадастровым номером "данные изъяты" (литера А1) на 5 офисов, техническим планом от 7 мая 2015 года, подготовленным в связи с постановкой на кадастровый учет, в котором указано, что он составлен на основании перечисленных технического паспорта на нежилые помещения по состоянию на 10 октября 2012 года и технического паспорта здания по состоянию на 25 февраля 2009 года (т.2 л.д.54-61, 136-142, т.3 л.д.173-182, 184-196, т.4 л.д.160-179, 209-216, 217-226, т.5 л.д.77-оборот, 79, 80).
Таким образом, на дату принятия оспариваемого Перечня на 2022 год в здании с кадастровым номером "данные изъяты" располагались помещения, которые в соответствии со сведениями, содержащимися документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривали размещение торговых объектов площадью: 60, 3 + 59, 2 593, 9 + 219, 5 = 932, 9 кв. м, что составляет более 20 % от общей площади здания 3 308, 3 кв. м.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты" соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, в связи с чем обосновано включено в Перечень на 2022 год, поэтому отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом ошибочно сделан вывод о соответствии вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится спорное здание, "для производства продукции общественного питания" видам разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию под кодами 3.3 "Бытовое обслуживание" и (или) 4.3 "Рынки", 4.4. "Магазины" классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 и приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку вопреки указанным доводам, судом со ссылкой на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П и определение от 31 мая 2022 года N 1176-О, указано, что один только вид разрешенного использования земельного участка не может являться основанием для включения здания в Перечень.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не признал ненадлежащим доказательством акт обследования фактического обследования здания от 29 апреля 2021 года, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку отклоняя доводы административного истца о том, что акт обследования фактического использования здания от 29 апреля 2021 года с выводом о расположении в спорном здании автомойки, которая визуально составляет более 20% от площади здания, составлен с нарушениями, суд указал, что имеются иные самостоятельные основания, предусмотренные пунктом 4.1 статьи 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации для включения здания в Перечень на 2022 года, а именно наличие в здании помещений общей площадью более 20 %, предназначенных для размещения объектов торговли.
В апелляционной жалобе указано, что поскольку технические паспорта по состоянию на 19 июня 2007 года и 25 февраля 2009 года погашены, о чем имеются штампы на титульных листах этих технических паспортов, а все помещения литеры А1 проданы новым собственникам, то необходимо было использовать технические паспорта, оформленные собственниками по состоянию на 21 ноября 2019 года и 29 марта2021 года, вместе с тем судом необоснованно признан ненадлежащим доказательством технический паспорт по состоянию на 21 ноября 2019 года, а также судом не учтен факт актуализации технических паспортов с 2007 года собственниками.
В отзыве на возражения административного ответчика административные истцы указали, что в отношении помещения с кадастровым номером "данные изъяты" (офис 2), площадью 593, 9 кв. м, 7 мая 2015 года в результате выполнения кадастровых работ в связи с постановкой на учет подготовлен технический план помещения на основании технических паспортов составленных по состоянию на 25 февраля 2009 года и 10 октября 2012 года. Однако помещение поставлено на кадастровый учет 15 мая 2015 года на основании технического плана, не содержащего экспликации и сведений о назначении и наименовании помещений в составе здания. Административные истцы полагают, что техническая документация, содержащаяся в материалах инвентарного дела по состоянию на 25 февраля 2009 года частично утратила свою актуальность в связи с государственной регистрацией 15 мая 2015 года изменений качественных характеристик здания на основании технического плана, выполненного кадастровым 12 мая 2015 года, а без учета помещения площадью 593, 9 кв. м площадь помещений с назначением торговый зал и касса составит 331, 39 кв. м (9, 83 %).
Указанные доводы апелляционной жалобы и отзыва судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
Административный истец Оганесян Р.С. представил в материалы дела технический паспорт на нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты"офис 2), площадью 593, 9 кв. м, подготовленный Туймазинским территориальным участком Октябрьского филиала ГУП "БТИ РБ" по состоянию на 21 ноября 2019 года, согласно экспликации к поэтажному плану назначение помещений по сравнению с техническими паспортами по состоянию на 10 октября 2012 года и 10 октября 2014 года изменены, вместо 6 помещений имеющих назначение "торговый зал" в техническом паспорте от 21 ноября 2019 года указано 13 помещений, имеющих следующее назначение: производственный цех, склад, склад готовой продукции, кабинет, раздевалка, санузел, котельная, бытовая, коридор (т.1 л.д.29-35, т.2 л.д.46-53, 54-64, 130-135, 169-174, т.4 л.д.44-58, т.5 л.д.77-оброт, 80).
Административный истец Муллагалиев Р.Г. представил в материалы дела технический паспорт на нежилое помещение площадью 803, 3 кв. м (офис 1), подготовленный ООО ПИ "Башжилкоммунпроект" по состоянию на 29 марта 2021 года, согласно экспликации к поэтажному плану назначение помещений по сравнению с техническими паспортами по состоянию на 10 октября 2012 года и 10 октября 2014 года изменены, вместо трех помещений N 12, N 13, N 14 имеющих назначение "торговый зал" в техническом паспорте от 29 марта 2021 года у данных помещений указано назначение "производственное помещение" при этом конфигурация, размеры и площади помещений совпадают (т.1 л.д.124-132, т.2 л.д.136-142, т.3 л.д.173-196, т.4 л.д.28-43, 160-179, 209-216, 217-226, 245-251).
Указанные технические паспорта по состоянию на 21 ноября 2019 года и 29 марта 2021 года обоснованно не принят судом во внимание как документ технического учета (инвентаризации), поскольку в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством, и в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что технический паспорт на нежилое помещение площадью 803, 3 кв. м (офис 1), подготовленный ООО ПИ "Башжилкоммунпроект" по состоянию на 29 марта 2021 года, не соответствует техническим планам на данное помещение, поскольку, как указано выше, в соответствии с техническим планом от 25 марта 2020 года, подготовленным в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием трех помещений в результате раздела помещения с кадастровым номером "данные изъяты" (офис 1) на основании технического паспорта от 10 октября 2012 года, образованы помещения с кадастровыми номерами: "данные изъяты", площадью 235, 8 кв. м, расположено на 1 этаже "данные изъяты", площадью 213, 2 кв. м, расположено в подвале; "данные изъяты", площадью 233, 6 кв. м, расположено на 2 этаже; остальные помещения отнесены к местам общего пользования, поэтому технический паспорт по состоянию на 29 марта 2021 года не отвечает техническому плану, составленному 25 марта 2020 года в результате раздела помещения офиса 1.
Доводы апелляционной жалобы о том, что технические паспорта по состоянию на 19 июня 2007 года и 25 февраля 2009 года погашены, о чем имеются штампы на титульных листах этих технических паспортов, судебная коллегия находит неверными, поскольку кроме указанных технических паспортов на все здание, в материалы дела представлены технические паспорта на все помещения в литере А от 25 февраля 2009 года, а также технические паспорта на все помещения в литере А1 от 10 октября 2012 года, при этом при составлении технического паспорта по состоянию 25 февраля 2009 года при подсчете площадей была допущена ошибка, которая устранена при составлении технических паспортов 10 октября 2012 года на помещения литера А1: фактически общая площадь помещения литера А1 составляет 2 785, 3 кв. м (по сведениям ГКН общая площадь 2 854, 1 кв. м), уменьшение на 68, 8 кв. м произошло за счет уточнения данных (т.1 л.д.67, т.2 л.д.159 - оборот, т.4 л.д.70, 209, 229, т.5 л.д.15, 186-190, 218-220).
Таки образом, применительно к данному случаю последними техническими паспортами, подлежащими учету, являются технический паспорт на здание по состоянию на 25 февраля 2009 года, технические паспорта на все помещения в литере А от 25 февраля 2009 года, технические паспорта на все помещения в литере А1 от 10 октября 2012 года. Данные технические паспорта соответствуют друг другу и каких-либо противоречий не содержат.
Само по себе то обстоятельство, что на техническом паспорте на здание по состоянию на 25 февраля 2009 года имеется штамп "погашено" в связи с составлением технических паспортов на помещение по состоянию на 10 октября 2014 года, правового значения не имеет, поскольку такое погашение произошло 10 октября 2014 года на основании нормативных правовых актов, действовавших до 1 января 2013 года, которые после данной даты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства не применяются.
Кроме того, технические паспорта, составленные по состоянию на 10 октября 2014 года аналогичны по содержанию техническим паспортам по состоянию на 25 февраля 2009 года и на 10 октября 2012 года, и противоречий или отличий не имеют.
Также необоснованы доводы административных истцов о том, что необходимо было учесть содержание технических планов, составленных в 2015 году, поскольку в 2015 году произошло разделение помещения литера А1 кадастровый N на 5 помещений с кадастровыми номерами: "данные изъяты" (офис 3), "данные изъяты" (офис 2), при этом данные помещения были образованы в 2012 году, что подтверждается составлением на данные помещения кадастровых паспортов по состоянию на 10 октября 2012 года. В 2015 году данным помещениям были только присвоены кадастровые номера, без изменения их конфигурации, размеров и площади, в технических планах, в том числе в техническом плане от 7 мая 2015 года, оставленном на помещение с кадастровым номером "данные изъяты" (офис 2), указано, что технические планы составлены на основании технических паспортов на нежилые помещения по состоянию на 10 октября 2012 года и технического паспорта на здание по состоянию на 25 февраля 2009 года (т.5 л.д.77-оборот, 78-80).
С доводами административных истцов о том, что техническая документация, содержащаяся в материалах инвентарного дела по состоянию на 25 февраля 2009 года частично утратила свою актуальность в связи с государственной регистрацией 15 мая 2015 года изменений качественных характеристик здания на основании технического плана, выполненного кадастровым 12 мая 2015 года, судебная коллегия согласиться не может, поскольку, как указано выше, после составления технического паспорта на здание по состоянию на 25 февраля 2009 года и технических паспортов на нежилые помещения на 10 октября 2012 года никаких изменений качественных характеристик здания не произошло, а все представленные в материалы технические планы полностью соответствуют техническому паспорту на здание по состоянию на 25 февраля 2009 года и техническим паспортам на нежилые помещения по состоянию на 10 октября 2012 года.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административными истцами в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Оганесян Рубена Сергеевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 февраля 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.