Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу врио руководителя Управления Роскомнадзора по Республике Башкортостан Абдульманова И.Ф. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 по Ленинскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 9 августа 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 3 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора АО ТРК "Башкортостан" Зарафутдинова Рустама Рашитовича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 по Ленинскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 9 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 3 октября 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора АО ТРК "Башкортостан" Зарафутдинова Р.Р. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель, являясь должностным лицом, направившим материалы дела об административном правонарушении на рассмотрение судье, просит отменить вышеуказанные судебные акты.
Зарафутдинов Р.Р. уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок представил возражения с просьбой об оставлении обжалуемых актов без изменения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы и возражений на нее, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии частью 2 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о средствах массовой информации) регулирует отношения в сфере свободы слова и свободы массовой информации.
Статьей 4 Закона о средствах массовой информации предусмотрено, что запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.
В силу статьи 59 Закона о средствах массовой информации закреплено, что злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" в Российской Федерации запрещаются распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности.
Из материалов дела следует, что 29 июня 2023 года должностным лицом Управления Роскомнадзора по Республике Башкортостан в отношении генерального директора АО ТРК "Башкортостан" Зарафутдинова P.P. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу, в входе планового систематического наблюдения в отношении АО ТРК "Башкортостан", проведенного Управлением Роскомнадзора по Республике Башкортостан со 2 июня по 22 июня 2023 года, выявлено, что 11 июня 2023 года в период времени с 11 часов 46 минут до 12 часов 29 минут на телеканале "данные изъяты"" транслировалась передача " "данные изъяты"" с ФИО7 и другими участниками передачи, в которой в нарушение требований статьи 4 Закона о средствах массовой информации участниками упоминалась социальная сеть "Instagram" в сети "Интернет" без указания в передаче на то, что данная сеть принадлежит организации "данные изъяты", признанной экстремистской (террористической) организацией и деятельность которой на территории Российской Федерации запрещена. Запись трансляции передачи " "данные изъяты" доступна по адресу в сети "Интернет": https:// "адрес".
Прекращая производство по настоящему делу, мировой судья пришел к выводу о том, что генеральный директор АО ТРК "Башкортостан" Зарафутдинов P.P. не является субъектом ответственности по настоящему делу, а потому в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
При этом мировой судья исходил из того, что в протоколе об административном правонарушении отсутствуют выводы о том, обладало ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, организационно - распорядительными или административно - хозяйственными функциями, соответствующие доказательства в деле также отсутствуют; анализ материалов дела об административном правонарушении, устава АО ТРК "Башкортостан", трудового договора от 9 декабря 2021 года N5-ТД, дополнительного соглашения к трудовому договору от 17 мая 2023 года N2-ДС не содержат должностных обязанностей генерального директора в части осуществления распространения и контроля по распространению и порядку распространения информации на телеканале " "данные изъяты""; к компетенции генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью АО ТРК "Башкортостан".
Судья районного суда, рассматривая жалобу на постановление, с выводами мирового судьи согласился.
Принятые по делу судебные акты законными признать нельзя.
Согласно статьи 2 Закона о средствах массовой информации под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения; под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание.
Статьей 18 Закона о средствах массовой информации предусмотрено, что учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором). Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором). Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 56 Закона о средствах массовой информации за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации. Вещатель несет ответственность за соответствие распространяемых телеканала, радиоканала требованиям законодательства Российской Федерации.
Поскольку вещатель определяет формирование и распространение канала, он должен нести ответственность за соответствие деятельности канала, а, как следствие, за соответствие распространяемой продукцией средства массовой информации законодательству Российской Федерации, пресекать злоупотребление свободой массовой информации, пресекать выход программ, содержащих материалы экстремистской направленности, нарушения иного законодательства.
Из материалов дела следует, что АО ТРК "Башкортостан" осуществляет деятельность по телевизионному вещанию на основании лицензии от 12 августа 2013 года N Л033-0014-77/00056835, согласно которой АО ТРК "Башкортостан" вправе осуществлять распространение телеканала "данные изъяты"".
Согласно пунктам 1.2, 1.3, 1.4 Устава редакции средства массовой информации " "данные изъяты"" (л.д. 57-67), АО ТРК "Башкортостан" является учредителем средства массовой информации и вещателем данного средства массовой информации; Редакция юридическим лицом не является, осуществляет деятельность как структурное подразделение Учредителя. В силу главы 3 Устава в полномочия Учредителя входит в числе прочего осуществление контроля за соответствием деятельности Редакции положениям законодательства, Устава и иных документов Учредителя; выступать в качестве вещателя, распространителя и собственника имущества Редакции (пункт 3.2). В числе вопросов, которые подлежат разрешению Учредителем, указано осуществление им иных полномочий в соответствии с Уставом (пункт 6.1).
В числе иных полномочий, как было указано выше, входит полномочие Учредителя по осуществлению контроля за соответствием деятельности Редакции положениям законодательства.
Зарафутдинов Р.Р. является генеральным директором АО ТРК "Башкортостан", который согласно Уставу АО ТРК "Башкортостан" и трудовому договору, осуществляет руководство текущей деятельностью Учредителя, то есть обладает полномочиями Учредителя.
Вышеуказанные положения действующего законодательства и обстоятельства, имеющие юридическое значение при разрешении данного дела, были оставлены предыдущими судебными инстанциями без внимания.
Само по себе отсутствие в протоколе об административном правонарушении выводов о том, обладало ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, организационно- распорядительными или административно - хозяйственными функциями, не освобождало мирового судью от исследования данного вопроса с учетом положения статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в материалы дела представлена инструкция по соблюдению обязательных требований при подготовке эфира телеканала " "данные изъяты"" (л.д. 91), утвержденная 8 июля 2021 года директором АО ТРК "Башкортостан" Зарафутдиновым Р.Р, между тем, в ходе предыдущего судебного разбирательства данная инструкция исследована не была и правовой оценки по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получила, в том числе на ее соответствие требованиям статьи 4 Закона о средствах массовой информации.
Однако, из материалов дела следует, что Уставом редакции средства массовой информации " "данные изъяты"" предусмотрено, что Учредитель осуществляет свои права в соответствии с Законом о средствах массовой информации (пункт 3.1); осуществляет управление Редакцией (пункт 6.1); несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации (пункт 7.1). Согласно трудовому договору от 9 декабря 2021 года N5-ТД, дополнительному соглашению к трудовому договору от 17 мая 2023 года N2-ДС, генеральный директор АО ТРК "Башкортостан" распределяет обязанности между своим заместителем, руководителями структурных подразделений; в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для всех работников АО ТРК "Башкортостан", а, следовательно, и работников структурных подразделений. Из Устава АО ТРК "Башкортостан" следует, что руководство юридическим лицом осуществляет единолично генеральный директор, который в пределах своей компетенции, помимо прочего, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников АО ТРК "Башкортостан".
Следует отметить, что контроль вещателя за соблюдением требований статьи 4 Закона о средствах массовой информации при распространении продукции средства массовой информации само по себе не свидетельствует о нарушении основ профессиональной самостоятельности Редакции.
Такое рассмотрение дела и жалобы не отвечает требованиям статей 24.1, а также статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебными инстанциями при рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены фундаментальные процессуальные нарушения административного законодательства, не позволившие всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснить все обстоятельства данного дела.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 13.15 Кодекса, составляет один год.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 по Ленинскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 9 августа 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 3 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора АО ТРК "Башкортостан" Зарафутдинова Р.Р. подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 3 по Ленинскому району города Уфы Республики Башкортостан.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении необходимо учесть изложенное, дать надлежащую оценку представленным доказательствам, принять меры, позволяющие установить все юридически значимые обстоятельства, и в соответствии с требованиями законодательства принять по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу врио руководителя Управления Роскомнадзора по Республике Башкортостан Абдульманова И.Ф. удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 по Ленинскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 9 августа 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 3 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора АО ТРК "Башкортостан" Зарафутдинова Рустама Рашитовича отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 3 по Ленинскому району г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.