Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Чемерисова О.В., рассмотрев жалобу защитника Хопренинова Виталия Сергеевича (далее - Хопренинов В.С.), действующего на основании доверенности в интересах Богданова Рафаэля Мидхатовича (далее - Богданов Р.М.) на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 1 декабря 2022 года N 18810556221201035781 и решение начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 14 декабря 2022 года, решение судьи Оренбургского районного суда от 16 марта 2023 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 14 июня 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Богданова Р.М.,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 1 декабря 2022 года N 18810556221201035781, оставленным без изменения решением начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 14 декабря 2022 года, Богданов Р.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 16 марта 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Оренбургского областного суда от 14 июня 2023 года, вышеуказанный акт должностного лица изменен в части назначенного административного наказания, снижен размер административного штрафа до 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Богданова Р.М, по доверенности Хопренинов В.С. ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении Богданова Р.М. актов и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Богданова Р.М. к административной ответственности) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере пятисот тысяч рублей.
В редакции Федерального закона от 03 апреля 2023 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12.21.1 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" часть 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена в новой редакции согласно которой за совершение означенного административного правонарушения предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
Порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок, предусмотрен Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200 (далее - Правила перевозки грузов автомобильным транспортом).
В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, в качестве тяжеловесного транспортного средства рассматривается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства.
При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, (далее - Правила дорожного движения) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 17 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В силу части 2 статьи 31 указанного Федерального закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов дела следует, что 20 ноября 2022 года в 19 часов 08 минут 56 секунд по адресу: 23 км. 777 м а/д Оренбург- Беляевка, Оренбургский район, Оренбургская область водитель, управляя тяжеловесным транспортным средством Вольво FM TRUCK 6x4, государственный регистрационный знак N регион, в составе 6 - осного автопоезда, в нарушение пункта 23.5 ПДД РФ, ч. 1 ст. 29 ФЗ от 08 ноября 2007 года N 257 -ФЗ, постановления Правительства РФ от 21 декабря 2020 года N 2200 "Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в п. 2.1.1. Правил дорожного движения РФ" осуществляя перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, согласно акту N 6300806 измерения параметров ТС превысил предельно допустимый показатель по осевой нагрузке одиночного ТС на 55.56 % (2.500 т.) на ось N 6, двигаясь с нагрузкой 7.000 т. на ось N 6 при допустимой нагрузке 4.500 т. на ось, на 38.22 % (1.720 т.) на ось N 5, двигаясь с нагрузкой 6.220 т. на ось N 5 при допустимой нагрузке 4.500 т. на ось, на 52.22 % (2.350 т.) на ось N 4, двигаясь с нагрузкой 6, 850 т. на ось N 4 при допустимой нагрузке 4.500 т. на ось, на 12.91 % (0.710 т.) на ось N 3, двигаясь с нагрузкой 6, 210 т. на ось N 3 при допустимой нагрузке 5.500 т. на ось. Специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов не выдавалось. Собственником (владельцем) транспортного средства является Богданов Р.М.
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки, видеозаписи, работающим в автоматическом режиме - СВК-2-РВС, заводской номер 62578, свидетельство о поверке N С-БН/24-08-2022/182298183, действительно до 23 августа 2023 года.
Оснований усомниться в правильности показаний технического средства измерения, проверки параметров и наличия специального разрешения автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, не имеется. Результаты взвешивания транспортного средства указаны с учетом погрешности названного технического средства.
Приведенные обстоятельства подтверждены фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме технического средства, актом измерения N 6300806 от 20 ноября 2022 года, иными материалами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленное нарушение послужило основанием для вынесения должностным лицом постановления о привлечении Богданова Р.М. к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии Богданова Р.М. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного кодекса, Закона N 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
Доводы настоящей жалобы о том, что не работало информационное табло, не свидетельствуют о незаконности привлечения Богданова Р.М. к административной ответственности. Представленные в материалы дела доказательства позволили предыдущим судебным инстанциям прийти к обоснованному выводу о том, что работоспособность табло, обеспечивающее визуальное информирование водителя транспортного средства о превышении допустимых параметров, на корректность работы системы дорожного весового и габаритного контроля СВК-2-РВС и результаты контрольного взвешивания не влияет, фотоматериал, представленный заявителем, как и иные имеющиеся в деле доказательства, данные выводы не опровергают.
Утверждения заявителя жалобы о том, что погрешность оборудования превышала регламентированную в описании типа средства измерения, также не приняты во внимание, поскольку согласно акта измерения N 6300806 (л.д.47) при контрольном взвешивании транспортного средства превышение предельно допустимых нагрузок на оси определены с учетом погрешности оборудования 10%, то есть измеренные значения осевых нагрузок уменьшены на 10%. Указания в жалобе на погрешность технического средства измерения (по взвешиванию группы осей), выпущенного до 18 февраля 2022 года, в пределах 5 %, не свидетельствуют о недействительности результатов, отображенных в акте измерения N 6300806, и прав заявителя не нарушают.
Достоверность результатов контрольного взвешивания, полученных с помощью технического средства измерения, в ходе рассмотрения дела надлежащим образом была проверена, как и проверено прохождение специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки, видеозаписи, работающим в автоматическом режиме - СВК-2-РВС, поверки в установленном законом порядке.
Письмо начальника Управления метрологии, государственного контроля и надзора Росстандарта ФИО6. от 2 мая 2023 года, представленное в материалы дела носит информационный характер и оно не опровергает установленные в ходе разбирательства по делу обстоятельства. Ссылки в жалобе заявителя на ответ должностного лица Росстандара от 06 октября 2023 года несостоятельны, поскольку такой документ в материалах дела отсутствует и к жалобе не приложен.
Вопреки доводам жалобы каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины Богданова Р.М. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Аналогичные доводы являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Богданова Р.М. объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.
Административное наказание назначено Богданову Р.М. в пределах санкции части 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 1 декабря 2022 года N 18810556221201035781 и решение начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 14 декабря 2022 года, решение судьи Оренбургского районного суда от 16 марта 2023 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 14 июня 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Богданова Р.М. оставить без изменения, жалобу защитника Хопренинова В.С, действующего в интересах Богданова Р.М. - без удовлетворения.
Судья "данные изъяты" О.В. Чемерисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.