Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Картовенко С.С., рассмотрев жалобу Князькова Александра Сергеевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 49 Самарского судебного района города Самары Самарской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 31 Самарского судебного района города Самары Самарской области от 23 августа 2023 года и решение судьи Самарского районного суда города Самары от 14 ноября 2023 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Штрих" Князькова Александра Сергеевича (далее - Князьков А.С.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 49 Самарского судебного района города Самары Самарской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 31 Самарского судебного района города Самары Самарской области от 23 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Самарского районного суда города Самары от 14 ноября 2023 года, директор общества с ограниченной ответственностью "Штрих" (далее также - ООО "Штрих", общество) Князьков А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации на срок один год.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Князьков А.С. выражает несогласие с актами, вынесенными в отношении него, ставя вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.
Согласно части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность влечет непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 указанной статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (часть 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Основанием для привлечения Князькова А.С. постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужили выводы о том, что названным лицом, являющимся директором ООО "Штрих", повторно не представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документы, содержащие сведения о месте нахождения общества.
Судья районного суда оставил без изменения постановление мирового судьи о назначении административного наказания, признав его законным.
Вместе с тем, вынесенное в отношении Князькова А.С. решение судьи Самарского районного суда города Самары от 14 ноября 2023 года подлежит отмене по следующим основаниям.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу положений части 1 статьи 1.6 названного кодекса обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении и постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении относятся к числу доказательств по делу об административном правонарушении и являются процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В соответствии со статьей 28.2 названного кодекса протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
В настоящей жалобе Князьков А.С, в числе иного указывает на нарушение его права на защиту при производстве по делу ввиду не извещения о месте, дате и времени составления должностным лицом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 20 по Самарской области (далее также - Межрайонная ИФНС России N 20 по Самарской области, инспекция) протокола об административном правонарушении и составления данного протокола в его отсутствие, поскольку уведомление о месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушении направлено инспекцией Князькову Алексею Сергеевичу, а не Князькову Александру Сергеевичу.
Данные доводы заслуживают внимания.
Из материалов дела усматривается, что Межрайонной ИФНС России N 20 по Самарской области Князьков А.С. о месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещался путем направления соответствующего уведомления от 23 мая 2023 года N 20-07/22000 (л.д. 13).
Согласно данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте АО "Почта России" pochta.ru (N), означенное уведомление от 23 мая 2023 года N 20-07/22000 Межрайонной ИФНС России N 20 по Самарской области 25 мая 2023 года направлено Князькову Алексею Сергеевичу (л.д. 11).
30 мая 2023 года почтовое отправление прибыло в место вручения.
После неудачной попытки вручения 31 мая 2023 года названное отправление 7 июня 2023 года возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения.
9 июня 2023 года указанная корреспонденция передана на временное хранение (л.д. 11).
При этом в материалах дела отсутствуют данные о направлении Князькову Александру Сергеевичу уведомления о месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Из содержания протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях усматривается, что он составлен ведущим специалистом - экспертом отдела правового обеспечения государственной регистрации N 1 Межрайонной ИФНС России N 20 по Самарской области 29 июня 2023 года в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и его защитника (л.д. 9, 10).
Несоблюдение процессуальных требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и порядка привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влечет нарушение права этого лица на защиту.
Судья районного суда не выяснил, имелась ли у Князькова А.С. реальная возможность получения уведомления о месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушении.
Сведения о каком-либо ином способе извещения Князькова А.С. о месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушении, в деле об административном правонарушении отсутствуют.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении судьей Самарского районного суда города Самары не выполнены в полном объеме требования статей 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Указанные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и не могут быть восполнены судом кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Самарского районного суда города Самары от 14 ноября 2023 года, вынесенное по жалобе Князькова А.С. на постановление мирового судьи о назначении административного наказания, в отношении директора ООО "Штрих" Князькова А.С, подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Самарский районный суд города Самары.
При новом рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судье Самарского районного суда города Самары следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении в их совокупности, дать оценку всем доводам и доказательствам, и правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Самарского районного суда города Самары от 14 ноября 2023 года, вынесенное в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Штрих" Князькова Александра Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Самарский районный суд города Самары.
Судья С.С. Картовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.