Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Алексеев Д.В. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 23 ноября 2023 года кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел России по Нижнекамскому району на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 7 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республика Татарстан от 22 августа 2023 года по административному делу N 2а-718/2023 по административному исковому заявлению Климина Олега Александровича к Управлению МВД России по Нижнекамскому району, участковому уполномоченному УМВД России по г. Нижнекамск Салахову Д.М, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, Нижнекамской городской прокуратуре, прокуратуре Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан о признании незаконным бездействия должностных лиц и возложении обязанности осуществить действие.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав мнение представителя прокуратуры Республики Татарстан по доверенности Трофимова А.А. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Климин О.А. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению МВД по Нижнекамскому району (далее - УМВД), прокуратуре города Нижнекамска, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - Росгвардия) о признании бездействия незаконным.
В обоснование административного искового заявления указано, что Климин О.А. является владельцем охотничьего оружия марки "Benelli Raffaello" N N.
24 мая 2021 года оружие изъято участковым уполномоченным полиции УМВД по Нижнекамскому району для производства экспертизы ружья на предмет внесения изменений в его конструкцию.
При проверке условий хранения оружия никаких нарушений правил хранения, ношения, уничтожения, изготовления, продажи, передачи, перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему не установлено. Оснований для изъятия оружия или аннулирования лицензии на его хранение не имеется. Изъятое ружье не возвращено, было помещено на хранение в оружейную комнату УМВД по Нижнекамскому району.
Неоднократные требования в соответствующие органы о возвращении ружья оставлены без удовлетворения.
Климин О.А. считает действия административных ответчиков незаконными, поскольку нарушений по хранению и использованию оружия он не допускал, в установленном законом порядке он не был лишён права владения и использования вышеуказанным имуществом, полагает, что у административных ответчиков отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче ему оружия.
Административный истец просит признать незаконным бездействие УМВД, Росгвардии, выразившееся в уклонении от возврата изъятого охотничьего ружья; признать незаконным бездействие Нижнекамской городской прокуратуры, выразившееся в непринятии мер прокурорского реагирования; возложить обязанность вернуть изъятое охотничье ружье.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: МВД по Республике Татарстан, участковый уполномоченный УМВД Салахов Д.М, Прокуратура Республики Татарстан, в качестве заинтересованного лица ФКУ "ЦХ и СО МВД".
Решением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 7 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 августа 2023 года, административные исковые требования Климина О.А. удовлетворены частично. Постановлено признать незаконным бездействие Управления МВД России по Нижнекамскому району, выразившееся в уклонении от возврата Климину Олегу Александровичу изъятого охотничьего ружья "Benelli Raffaello" N N. На Управление МВД России по Нижнекамскому району возложена обязанность вернуть Климину О.А. изъятое охотничье ружье. В удовлетворении остальной части административных исковых требований Климина О.А. отказано.
В кассационной жалобе Управление Министерства внутренних дел России по Нижнекамскому району ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Заявитель просит принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных Климиным О.А. требований.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.
В Шестой кассационный суд общей юрисдикции 31 января 2024 года поступило ходатайство Управления Министерства внутренних дел России по Нижнекамскому району о проведении судебного заседания по видеоконференц-связи, однако данное ходатайство не может быть рассмотрено по существу, поскольку оно поступило в кассационный суд после рассмотрения административного дела.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение представителя прокуратуры, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, как следует из материалов административного дела и установлено судами, Климину О.А. на основании разрешения N на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему принадлежит оружие марки "Benelli Raffaello" N N.
24 мая 2021 года участковым уполномоченным полиции УМВД Салаховым Д.М. изъято ружье "Benelli Raffaello" N N, протокол изъятия от 24 мая 2021 года.
8 сентября 2022 года административный истец обратился в УМВД с заявлением о возврате охотничьего оружия.
26 сентября 2022 года административный истец обратился в Нижнекамскую городскую прокуратуру с жалобой на бездействие УМВД по вопросу возврата охотничьего оружия.
Согласно ответу начальника уголовного розыска УМВД Ситдикова Р.Р. от 13 октября 2022 года, для возврата оружия Климину О.А. необходимо обратиться в отделение лицензионно-разрешительной работы Росгвардии.
Из ответа заместителя прокурора города Нижнекамск Асадуллина Т.И. от 25 октября 2022 года следует, что изъятое 24 мая 2021 года ружье "Benelli Raffaello" N N сдано в комнату для хранения оружия УМВД. В последующем ружье передано для хранения на склад ФКУ "ЦХ и СО МВД".
В соответствии с ответом старшего инспектора отделения лицензионно-разрешительной работы (по Нижнекамскому, Елабужскому, Заинскому, Менделеевскому, Агрызскому, Мамадышскому и Сармановскому районам) Росгвардии Юнусова И.И. от 17 ноября 2022 года в базе данных сервиса централизованного учета оружия противопоказаний к владению Климиным О.А. оружием не имеется. Вышеуказанное оружие изъято сотрудниками УМВД и помещено для хранения на склад ФКУ "ЦХ и СО МВД", так как отделение лицензионно-разрешительной работы в городе Нижнекамске не имеет условий для хранения гражданского оружия. Вернуть данное оружие не представляется возможным.
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что законных оснований для удержания охотничьего оружия не имелось, сведений о том, что административный истец отказался от оружия, либо сведений о наличии законных оснований для его изъятия у Климина О.А. в материалах дела не представлено, а также учел, что оспариваемое административным истцом бездействие носит длящийся характер, до настоящего времени бездействие не прекращено, принадлежащее административному истцу оружие, несмотря на его многочисленные обращения, не возвращено, пришёл к выводу, что действия административного ответчика, выразившиеся в невозврате Климину О.А. оружия, нельзя признать законными.
В части требований к Нижнекамской городской прокуратуре, Прокуратуре Республики Татарстан о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер прокурорского реагирования, суд первой инстанции посчитал административный иск не подлежащим удовлетворению, поскольку ответ на обращение Климина О.А. был подготовлен и направлен ему в предусмотренные законом сроки.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов обеих инстанцией, как основанными на применимых нормах материального права и надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.
Так, все правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон N 150-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона N 150-ФЗ, хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Отношения, возникающие на территории Российской Федерации при обороте оружия, каковым признаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, регулируются Федеральный закон N 150-ФЗ, который подразделяет оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам на три самостоятельные категории: гражданское, служебное, а также боевое ручное стрелковое и холодное (абзац второй статьи 1, статья 2), закрепляет обязательность лицензирования приобретения оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации за исключением предусмотренных этим законом случаев (часть 1 статья 9).
К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях. Гражданское оружие подразделяется на шесть самостоятельных групп, в том числе на оружие самообороны и охотничье оружие (часть 1, пункты 1 и 3 части 2 статьи 3 Федерального закона N 150-ФЗ).
Органы внутренних дел в Российской Федерации осуществляют свою деятельность в том числе на основании Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 12 Федерального закона N 3-ФЗ на полицию возложены, в том числе, обязанности по участию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан (пункт 21), а также осуществлению в установленном порядке приёме и хранения изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ (пункт 22).
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 12 Федерального закона N 3-ФЗ разработан Порядок осуществления приёма изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ в территориальных органах МВД России, утверждённый приказом МВД России от 17 декабря 2012 года N 1107 (далее - Порядок N 1107).
Положения Порядка N 1107 осуществления приёма изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ в территориальных органах МВД России применяются в отношении гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового оружия, патронов к нему, боеприпасов, холодного оружия, на которые распространяются положения Федерального закона N 150-ФЗ (пункт 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Правила N 814)
В силу подпункта "а" пункта 15 раздела V Правил N 814 оружие и патроны передаются в органы внутренних дел - должностными лицами государственных органов, лицами, подлежащими государственной защите, военнослужащими и сотрудниками государственных военизированных организаций, находящимися на пенсии, лицами, награждёнными оружием, и гражданами Российской Федерации для обеспечения сохранности оружия и патронов (на время отпуска, командировки, лечения и т.п.).
Передача (возврат) оружия и патронов осуществляется их владельцами с предварительным уведомлением об этом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или её территориального органа по месту учёта данного оружия (пункт 17 раздела V Правил N 814).
Изъятие оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным законодательством. Оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Согласно статье 27 Федерального закона N 150-ФЗ, изъятие оружия и патронов к нему производится: федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях: грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, а также незаконного изготовления, приобретения, продажи, передачи, хранения или перевозки огнестрельного оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; ношения оружия гражданами, находящимися в состоянии опьянения, невыполнения лицом, осуществляющим ношение оружия, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, пересылки оружия; аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения; смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие; ликвидации юридического лица, являющегося собственником оружия; наличия иных оснований, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Из материалов административного дела следует, что 30 апреля 2020 года Климину О.А. выдано разрешение N на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему, административному истцу принадлежит оружие марки "Benelli Raffaello" N N, сроком действия до 30 апреля 2025 года.
В установленном законом порядке принадлежащее Климину О.А. оружие отчуждено не было, разрешение на хранение, ношение оружия не аннулировалось.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2015 года N 8-П, Федеральный закон N 150-ФЗ предусматривает возможность аннулирования уполномоченными органами лицензий на приобретение оружия и разрешений на хранение, хранение и ношение оружия.
Основаниями аннулирования уполномоченным органом выданного им физическому лицу разрешения на хранение, использование оружия являются те обстоятельства, которые, будучи установленными на стадии решения вопроса о выдаче данному лицу соответствующего разрешения, влекут отказ в его выдаче.
Таким образом, выдавая разрешение на хранение, использование оружия и патронов к нему, уполномоченный орган тем самым подтверждает наличие у гражданина соответствующих лицензионным требованиям условий для обеспечения надлежащего учета, сохранности и безопасного их хранения - во всяком случае на момент выдачи разрешения (его переоформления или продления).
Поскольку имеющееся разрешение на хранение, ношение оружия у Климина О.А. уполномоченным органом не аннулировалось, а также учитывая неоднократность обращения административного истца в уполномоченные органы с заявлением о возврате изъятого оружия, а также то, что при проверке условий хранения оружия Климиным О.А. никаких нарушений правил хранения, ношения, уничтожения, изготовления, продажи, передачи, перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему установлено не было, постольку суды сделали правильный вывод о том, что действия административного ответчика по удержанию оружия являются незаконными, что является основанием для удовлетворения административного иска.
Довод кассационной жалобы о том, что судами не было принято во внимание ходатайство Управления МВД России по Нижнекамскому району о направлении рассмотрения административного дела в Верховный Суд Республики Татарстан в виду наличия сведений, составляющих государственную тайну, подлежит отклонению, так как это ходатайство рассмотрено судом первой инстанции с приведением мотивов его отклонения.
Вопреки аргументам кассационной жалобы, судами обеих инстанций правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, выводы судов мотивированы, соответствуют предмету заявленного административного иска, установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Каких-либо новых мотивов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемых по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не установилаоснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 7 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республика Татарстан от 22 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел России по Нижнекамскому району - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 12 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.