Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Белова В.И. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 30 ноября 2023 года кассационную жалобу административных ответчиков - федерального казённого учреждения "Колония-поселение N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан и Федеральной службы исполнения наказаний на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 5 сентября 2023 года по административному делу N 2а-1447/2023 по административному исковому заявлению Каплина Алексея Анатольевича к сотрудникам федерального казённого учреждения "Колония-поселение N N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" Мухаметшиной Д.М, Лебедевой Л.Э, Захаровой Д.А, федеральному казённому учреждению "Колония-поселение N N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан и Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний о признании незаконными действий (бездействия), присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад председательствующего судьи Ляпина Н.А, объяснения посредством видеоконференц-связи представителя административных ответчиков - федерального казённого учреждения "Колония-поселение N N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан и Федеральной службы исполнения наказаний по доверенности Козыревой Т.А. в обоснование доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Каплин А.А. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия административных ответчиков, выраженные в не полной выплате ему заработной платы в период отбывания наказания в федеральном казённом учреждении "Колония-поселение N N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (далее - ФКУ КП- N УФСИН России по Республике Татарстан) с 8 апреля по 7 ноября 2022 года и удержаниях из заработной платы алиментов больше, чем полагается; взыскать с Российской Федерации в лице ФКУ КП- N УФСИН России по Республике Татарстан за счёт казны Российской Федерации компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 50 000 рублей; возложить обязанность вернуть излишне удержанную из заработной платы денежную сумму и выплатить денежную компенсацию в соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Определением Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 мая 2023 года из настоящего административного дела выделены для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства требования Каплина А.А. к ФКУ КП-18 УФСИН России по Республике Татарстан о возложении обязанности вернуть излишне удержанную из заработной платы денежную сумму и выплатить денежную компенсацию в соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решением Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 5 сентября 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. Судом признаны незаконными действия ФКУ КП- N УФСИН России по Республике Татарстан в лице главных бухгалтеров Мухаметшиной Д.М, Лебедевой Л.Э. и бухгалтера Захаровой Д.А, выраженные в удержаниях из оплаты труда осуждённого Каплина А.А. алиментов больше, чем полагается, а равно в не полной оплате его труда в период с 8 апреля 2022 года по 7 ноября 2022 года. С Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств Федеральной службы исполнения наказаний за счёт казны Российской Федерации в пользу Каплина А.А. взыскана компенсация в размере 10000 рублей. В удовлетворении остальной части требований о присуждении компенсации отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 8 декабря 2023 года, административные ответчики просят отменить решения судов обеих инстанций и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления. В обоснование этого они ссылаются на непривлечение к участию в деле судебного пристава-исполнителя, осуществляющего контроль за правильностью удержаний по исполнительным листам, направленным по месту работы должника, полагают, что излишне удержанные у административного истца в счёт уплаты алиментов денежные средства не были бы получены им как подлежавшие взысканию на коммунально-бытовое обеспечение Каплина А.А, а также выражают несогласие с суммой присуждённой денежной компенсации, считая её завышенной.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 18 декабря 2023 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в пределах указанных в ней доводов и не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются (часть 2 статьи 329 КАС РФ).
Проверяя законность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных частью 2 статьи 328 КАС РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых решений, руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осуждённые к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Частью 2 статьи 107 УИК РФ определено, что возмещение осуждёнными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Таким образом, на осуждённых распространяется общий порядок исполнения исполнительных документов, установленный вышеназванным Законом.
В соответствии с частью 1 статьи 107 Закона об исполнительном производстве в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 2 статьи 107 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 3 статьи 107 УИК РФ, в исправительных учреждениях на лицевой счёт осуждённых зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в отношении Каплина А.А. ОСП N 3 г. Набережные Челны на основании исполнительного листа серии ВС N 035402252, выданного мировым судьёй судебного участка N 13 г. Набережные Челны, возбуждено исполнительное производство N N 6 июля 2011 года (новый регистрационный N N-ИП) с предметом исполнения - алименты на содержание несовершеннолетнего ребёнка ежемесячно в твёрдой денежной сумме 2 000 рублей, в рамках которого постановлением судебного пристава-исполнителя от 29 марта 2013 года Каплину А.А. была определена задолженность по алиментам за период с 16 мая 2011 года по 1 марта 2013 года в размере 42393 рубля 96 копеек (т. 1, л.д. 52).
1 апреля 2013 года судебным приставом-исполнителем ОСП N 3 г. Набережные Челны Зариповой Э.Р. вынесено постановлениеоб обращении взыскания на заработок должника ежемесячно в размере 50%, из них 25% в счёт погашения долга в сумме 42393 рубля 96 копеек и 25% текущие алименты, за вычетом отчислений на возмещение расходов по его содержанию в исправительном учреждении (т. 1, л.д. 190 - 191).
Исполнительный документ совместно с копией постановления об обращении взыскания от 1 апреля 2013 года был направлен судебным приставом-исполнителем в ФКУ ИК- N УФСИН России по Республике Татарстан и принят к исполнению исправительным учреждением 8 апреля 2013 года, а при направлении Каплина А.А. в ФКУ КП- N УФСИН России по Республике Татарстан исполнительный документ и копия постановления с личным делом были переданы в бухгалтерию данного исправительного учреждения для дальнейшего исполнения.
К моменту прибытия Каплина А.А. в ФКУ КП- N УФСИН России по Республике Татарстан по состоянию на 31 марта 2022 года задолженность по алиментам в сумме 42 393 рубля 96 копеек была погашена путём удержания денежных средств с лицевого счёта осуждённого бухгалтерией ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Татарстан в период содержания должника в данном исправительном учреждении (т. 1, л.д. 98 - 100).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришёл к выводам о том, что бухгалтерией ФКУ КП-18 УФСИН России по Республике Татарстан в нарушение требований исполнительного документа о взыскании алиментов в твёрдой денежной сумме удержания с лицевого счёта Каплина А.А. производились в размере 1/4 части его заработка, при этом вопреки установленному постановлением судебного пристава-исполнителя от 1 апреля 2013 года общему размеру удержаний не более 50% заработка должника денежные средства удерживались в размере 70%, из которых 45% - в счёт задолженности по алиментам, погашенной до перевода административного истца в данное исправительное учреждение.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов нижестоящих инстанций как основанными на правильном применении норм права, регламентирующих спорные правоотношения, и надлежащей оценке представленных доказательств по правилам статьи 84 КАС РФ, в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела. Вопреки доводам кассационной жалобы, суды верно исходили из того, что в силу обязанностей, закреплённых в должностных инструкциях, обязанность рассчитывать заработную плату осуждённых и производить установленные законодательством удержания возложена на должностных лиц исправительного учреждения.
Ссылка административных ответчиков на непривлечение к участию в деле должностных лиц службы судебных приставов, обязанных осуществлять контроль за правильностью удержаний, не свидетельствует о наличии оснований для отмены судебных актов, поскольку ОСП N 3 г. Набережные Челны и судебный пристав-исполнитель Зарипова Э.Р. привлечены судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, при этом судами обоснованно указано на отсутствие у судебного пристава-исполнителя предусмотренного статьёй 64 Закона об исполнительном производстве повода для осуществления контроля за исполнением требований исполнительного документа.
Определяя сумму, подлежащую взысканию в пользу административного истца, суды верно приняли во внимание, что соблюдение предусмотренных законом требований разумности и справедливости должно обеспечить баланс частных и публичных интересов, поэтому присуждённый судом размер следует считать справедливой и адекватной суммой компенсации, подлежащей возмещению, взаимосвязанной с нашедшими свое подтверждение нарушениями прав Каплина А.А, допущенными в отношении него административными ответчиками в период отбывания наказания. Объективный и дифференцированный подход к представленным суду доказательствам подтверждается материалами дела, в связи с чем оснований считать присуждённый размер компенсации завышенным не имеется.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию административных ответчиков в судах первой и апелляционной инстанций, получившую надлежащую оценку в обжалуемых судебных постановлениях, и по своей сути сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, которая в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, либо опровергали бы изложенные в обжалуемых судебных актах выводы судов.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 5 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административных ответчиков - федерального казённого учреждения "Колония-поселение N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан и Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 14 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.